Слово наполненное и слово пустое
В каждом эстрадном концерте непременно звучит слово. Давайте прислушаемся к нему — какое оно, это слово? Умное, наполненное глубоким смыслом, ироничное и злободневное — или пустое, спекулятивное и пошловатое, рассчитанное на самый непритязательный вкус?
Встреча с остроумным и весомым словом в концерте, будь то реплика конферансье или рефрен куплетиста — всегда радостна. Когда мы слушаем выступление И. Набатова, мы аплодируем не только мастерству и темпераменту исполнителя, но и его безошибочному ощущению «словесного материала», умению прибегнуть к парадоксальной метафоре, колкому каламбуру. По-разному, каждый в своей манере, рассказывают «случаи из жизни» Е. Ауэрбах и Л. Усач, однако при всей непохожести их юмор одинаково корректен, он не грешит против вкуса и такта. На одном из недавних вечеров в концертном зале гостиницы «Советская» мы были свидетелями, как публика упорно «не отпускала» со сцены К. Яницкого — так взволновал и обрадовал он зал, столько разбудил в нем мыслей и эмоций. Никогда не фамильярничает со зрителями, не тщится завоевать у них дешевый успех конферансье О. Милявский: артист хорошо знает цену умному интеллигентному слову...
Но бывает, что даже со столичной эстрады звучит пустое, а нередко и обывательское слово. Вспоминается открытие минувшего летнего сезона на одной из эстрадных площадок ЦПКиО имени Горького. На сцену, обрамленную грязно-серыми кулисами, выходит конферансье Б. Брунов и перебирает кнопки-клавиши концертино. Среди других мелодий прорывается вдруг пресловутая «Шумел камыш», в зале раздается три-четыре хлопка, и Брунов тотчас же «выдает» загодя припасенную реплику: «Аплодируют мужчины. Узнали родное, да?»
Вдумайтесь в то, что происходит... Идет дневной воскресный концерт в парке, в зале преимущественно молодежь: студенты, солдаты, учащиеся старших классов. Неужели столь важно в такой именно аудитории (и не только в такой, кстати) говорить с эдаким покровительственно-добродушным юморком о пристрастии мужской половины рода человеческого к горячительным напиткам? Да и сколько можно вот так примитивно «обыгрывать» злосчастную песню, ставшую с некоторых пор (не без участия эстрадных авторов и исполнителей) чуть ли не синонимом хмельного застолья!
Разговор о бездумных, нередко пошловатых пустячках, которыми все еще пробавляется эстрада, мы не случайно начали с одного из наших именитых артистов, пользующегося заслуженной популярностью. Даже такие конферансье, как Брунов, считают порой возможным низводить свой репертуар до уровня обывательской болтовни. У неименитых — и того хуже... Открываем страничку блокнота, заполненную на сборном эстрадном концерте, который вел конферансье Я. Круглов. Вот несколько его сентенций, записанных почти со стенографической точностью.
«Кольцо на четвертом (?) пальце означает сдержанность. Теперь мужчинам нужно в нос кольцо одевать» (не правда ли — как остроумно и тонко замечено!). «Бывает, придешь в парк культуры и отдыха — и нет там ни культуры, ни отдыха» (Круглов — немолодой человек, но сей афоризм, надо полагать, родился не намного позже его). «Раньше певицы перед выходом на сцену крестились, а сейчас на некоторых из них креста нет» (попробуйте придумать что-нибудь более обывательское и оскорбительное для «некоторых певиц»!). И уж совсем ошеломляющее впечатление производит следующее высказывание конферансье Круглова: «Флакончик французских духов стоит в наших магазинах 60 рублей. В свое время мы разгромили французов. Зачем же сейчас, спустя сто пятьдесят лет, французы так злопамятны?»
Прослушав такое, хочется кричать «караул!» Вполне допускаем, что сам Я. Круглов не понимает, какую поразительную по своей бестактности белиберду обрушивает он на головы зрителей. Но есть же, надо полагать, в столичной концертной организации люди, которым по долгу службы надлежит следить за тем, чтобы конферансье не превращался в болтуна. Уметь произнести в начале концерта интимно-воркующую фразу: «Добрый вечер, дорогие друзья», а затем сосредоточенно перетаскивать микрофон из одного конца сцены в другой, небрежно роняя при этом пошлые сентенции и ветхие остроты — не слишком ли мало такого уменья для того, чтобы покушаться на заинтересованное внимание зрителей!
...В каждом эстрадном концерте непременно звучит слово. Так позаботимся же о том, чтобы слово это всегда одухотворялось мыслью, чтобы оно было наполненным, а не пустым!
Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.
оставить комментарий