Слово наполненное и слово пустое - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Слово наполненное и слово пустое

В каждом эстрадном концерте непременно звучит слово. Давайте прислушаемся к нему — какое оно, это слово? Умное, наполненное глубоким смыслом, ироничное и злободневное — или пустое, спекулятивное и пошловатое, рассчитанное на самый непритязательный вкус?

Встреча с остроумным и весомым сло­вом в концерте, будь то реплика конфе­рансье или рефрен куплетиста — всегда радостна. Когда мы слушаем выступление И. Набатова, мы аплодируем не только мастерству и темпераменту исполнителя, но и его безошибочному ощущению «словес­ного материала», умению прибегнуть к па­радоксальной метафоре, колкому каламбу­ру. По-разному, каждый в своей манере, рассказывают «случаи из жизни» Е. Ауэрбах и Л. Усач, однако при всей непохоже­сти их юмор одинаково корректен, он не грешит против вкуса и такта. На одном из недавних вечеров в концертном зале го­стиницы «Советская» мы были свидетелями, как публика упорно «не отпускала» со сце­ны К. Яницкого — так взволновал и обра­довал он зал, столько разбудил в нем мы­слей и эмоций. Никогда не фамильярнича­ет со зрителями, не тщится завоевать у них дешевый успех конферансье О. Милявский: артист хорошо знает цену умному интелли­гентному слову...

Но бывает, что даже со столичной эст­рады звучит пустое, а нередко и обыва­тельское слово. Вспоминается открытие минувшего летнего сезона на одной из эст­радных площадок ЦПКиО имени Горького. На сцену, обрамленную грязно-серыми ку­лисами,  выходит конферансье Б.  Брунов  и перебирает кнопки-клавиши концертино. Среди других мелодий прорывается вдруг пресловутая «Шумел камыш», в зале раз­дается три-четыре хлопка, и Брунов тотчас же «выдает» загодя припасенную реплику: «Аплодируют мужчины. Узнали родное, да?»

Вдумайтесь в то, что происходит... Идет дневной воскресный концерт в парке, в зале преимущественно молодежь: студен­ты, солдаты, учащиеся старших классов. Неужели столь важно в такой именно аудитории (и не только в такой, кстати) го­ворить с эдаким покровительственно-до­бродушным юморком о пристрастии муж­ской половины рода человеческого к горячительным напиткам? Да и сколько можно вот так примитивно «обыгрывать» злосчастную песню, ставшую с некоторых пор (не без участия эстрадных авторов и исполнителей) чуть ли не синонимом хмель­ного застолья!

Разговор о бездумных, нередко пошло­ватых пустячках, которыми все еще про­бавляется эстрада, мы не случайно начали с одного из наших именитых артистов, поль­зующегося заслуженной популярностью. Даже такие конферансье, как Брунов, счи­тают порой возможным низводить свой репертуар до уровня обывательской бол­товни. У неименитых — и того хуже... Открываем страничку блокнота, запол­ненную на сборном эстрадном концерте, который вел конферансье Я. Круглов. Вот несколько его сентенций, записанных почти со стенографической точностью.

«Кольцо на четвертом (?) пальце озна­чает сдержанность. Теперь мужчинам нуж­но в нос кольцо одевать» (не правда ли — как остроумно и тонко замечено!). «Бывает, придешь в парк культуры и отдыха — и нет там ни культуры, ни отдыха» (Круглов — немолодой человек, но сей афо­ризм, надо полагать, родился не намного позже его). «Раньше певицы перед выхо­дом на сцену крестились, а сейчас на не­которых из них креста нет» (попробуйте придумать что-нибудь более обывательское и оскорбительное для «некоторых певиц»!). И уж совсем ошеломляющее впечатление производит следующее высказывание кон­ферансье Круглова: «Флакончик француз­ских духов стоит в наших магазинах 60 руб­лей. В свое время мы разгромили фран­цузов. Зачем же сейчас, спустя сто пять­десят лет, французы так злопамятны?»

Прослушав такое, хочется кричать «ка­раул!» Вполне допускаем, что сам Я. Круглов не понимает, какую поразительную по своей бестактности белиберду обрушивает он на головы зрителей. Но есть же, надо полагать, в столичной концертной органи­зации люди, которым по долгу службы надлежит следить за тем, чтобы конферан­сье не превращался в болтуна. Уметь про­изнести в начале концерта интимно-вор­кующую фразу: «Добрый вечер, дорогие  друзья», а затем сосредоточенно пере­таскивать микрофон из одного конца сце­ны в другой, небрежно роняя при этом пошлые сентенции и ветхие остроты — не слишком ли мало такого уменья для того, чтобы покушаться на заинтересованное внимание зрителей!

...В каждом эстрадном концерте непре­менно звучит слово. Так позаботимся же о том, чтобы слово это всегда одухотворя­лось мыслью, чтобы оно было наполнен­ным, а не пустым!


Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования