Слово о цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Слово о цирке

Что такое цирк? В чем его своеобразие, чем он отличается от других видов искусства?

Мы не будем говорить о цирках Древнего Рима, в которых устраивались бега колесниц и бои гладиаторов, а также о зрелищах, распространенных в Испании и некоторых государствах Южной Америки, - о знаменитых корридах, то есть боях людей с быками. Наш рассказ о том цирке, в котором выступают артисты: наездники, дрессировщики, акробаты, гимнасты, жонглеры, клоуны, а также ставятся сюжетные тематические представления, именуемые на профессиональном языке пантомимами. Будем говорить о цирке, установившем в качестве производственной площади арену (манеж) с мягким покрытием, обнесенную невысоким твердым барьером, а также имеющем сферический потолок (купол), удобный для демонстрации всякого рода гимнастических эволюций. Такой цирк складывался на протяжении тысячелетий, но современные черты обрел лишь в конце восемнадцатого века.

Цирк, как и театр, родился на площади для развлечения простого народа. Площадные артисты чаще всего выступали, окруженные зрителями. Таким образом, круг стал наиболее естественной площадкой для их выступлений. Постепенно, опытным путем, определился наиболее целесообразный размер этой площадки-манежа (тринадцать метров в диаметре) и его покрытие. На таком манеже наездник, стоящий на лошади, сохраняет наибольшую устойчивость, а дрессировщик, держа в руке длинный бич, свободно управляет лошадьми, касаясь при необходимости крупа животного.

А когда выступления перешли в закрытые помещения, то для исполнителей воздушных номеров, в первую очередь, воздушного полета, потребовалось сферическое пространство, и обыкновенный театральный потолок с люстрой, висевшей посредине, был заменен куполом. Теперь уже производственная площадь диктовала артистам свои условия, и их выступления строились в расчете на эту площадь. Отсюда впоследствии возникло и своеобразие цирковой режиссуры, стремящейся так организовать действия, чтобы оно приобретало наивысшую выразительность на круглой арене, под сферическим куполом.

Родившийся на площади цирк, естественно, вобрал в себя площадные жанры и средства их выразительности. Отсюда стремление к буффонаде, к героике, к преувеличенности в игре, отказ от камерности. В разные эпохи под влиянием различных обстоятельств, естественно, одни жанры получали большее развитие и распространение, другие - меньшее. Менялись формы подачи номеров и представления в целом. Но площадное, народное начало присутствовало в цирке всегда, и без этого качества не может быть цирка.

В цирке с особой наглядностью обнаруживается поэзия труда. Здесь труд утверждается в качестве прекрасного, эстетического явления. В цирке никто не скрывает, что им производится работа. Направляясь на арену, артист так и говорит: «Я иду работать!». Не представлять, не играть, а именно работать. Но эта работа превращается в радость, в удовольствие, в игру. Красота труда, прежде всего, физического, прославляется в цирке. И в этом одна из привлекательных сторон циркового зрелища, его демократичность. Артист, выступающий на арене, создает художественный образ, обычно обобщенный и по преимуществу героический. В этом ему помогают костюм, грим, музыка, аксессуары. Но главное - это умение артиста воспроизвести соответствующий характер.

История цирка рассматривается с того времени, когда появились профессиональные артисты. Но если обратиться в глубь веков, то станет очевидным, что первоосновой цирка, как и искусства вообще, были трудовые процессы. Г.В. Плеханов писал в своих знаменитых «Письмах без адреса»: «Труд старше искусства, и вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения». В другом месте «Писем» читаем: «Игра порождается стремлением снова испытать удовольствие, причиняемое употреблением в дело силы. И чем больше запас силы, тем больше и стремление к игре, конечно, при прочих равных условиях».

Например, охота за дикими зверями требовала от наших предков, живших в каменном веке, незаурядной силы, ловкости и мастерства, отличного владения телом. И, вероятно, здесь надо искать первые элементы акробатических прыжков. Сначала эти прыжки - конечно, в неразвитом виде - могли входить в игры, изображавшие охоту, потом постепенно они приобретали все более самостоятельное значение. Конечно, едва ли следует искать происхождение каждого циркового номера в каменном веке, но то, что цирковые жанры начали складываться очень давно, что они связаны с трудовыми процессами, возникали в них, - очевидно. Наверное, было бы интересно проделать подобную работу, так как многое можно было бы понять только в истории цирка, но и в истории искусства в целом.

Известно, что клоуны занимают в цирке особое и важное место. Соединение комического и героического - одно из характерных свойств площадного искусства.

Комические действия клоунов строились, прежде всего, на том, чт0 як°бы неумехи все делают невпопад. Их неловкость и неуклюжесть становились особенно очевидными и смешными на фоне виртуозного мастерства акробатов, наездников, жонглеров. Но часто клоун побеждал неуклюжесть, трусость, «нежелание» или «неумение» работать и, в конце концов, демонстрировал выдающееся мастерство. Тогда из персонажа комического он превращался в персонаж героический.

Работа, совершаемая в цирке, всегда опоэтизирована, и человек в нем предстает преображенным. Цель цирка - показать прекрасного человека, сильного духом и телом, красиво преодолевающего, казалось бы, непреодолимые препятствия. М. Горький писал. «Все, что я видел на арене, слилось в некое торжество, где ловкость и сила уверенно праздновали свою победу над опасностями для жизни.  Именно в этом заключается нравственная и эстетическая сущность цирка.

Если в театре артист может играть сильного, ловкого, смелого человека на самом деле не будучи таковым, то в цирке это исключено. Здесь сила, ловкость, смелость демонстрируются воочию, на арене все имеет реальный характер, так сказать, настоящесть. И цирковая декорация - это по преимуществу аппаратура, на которой или при помощи которой показываются те или другие упражнения, по цирковой терминологии, трюки. Цирку присуща прямая демонстрация мастерства.

Что же касается формы подачи этого мастерства, то она в необычности всего показываемого на арене. Все на ней производимое - эксцентрично. Известно, что слово «эксцентрика» в переводе с латинского языка означает «вне центра». В искусстве это художественный прием, служащий для передачи невероятного, алогичного, неожиданного, нарушающего привычную жизненную логику. Такова и суть циркового представления, в нем все необычно, неожиданно и, в конечном итоге, -эксцентрично. Цирковой трюк - концентрированное выражение этой алогичности: люди ходят по проволоке, как по земле, лошадь укладывают в постель, морские львы играют в мяч, кенгуру боксируют, тигры прыгают в огненное кольцо, гимнасты перелетают с трапеции на трапецию, акробаты переворачиваются в воздухе, жонглеры бросают и ловят большое число предметов. В цирке клоуны заряжают пушку огурцом, а перед тем как бежать, в буквальном смысле слова смазывают пятки маслом, употребляя для этого масленку. И все это трюки. Всеми имеющимися в его распоряжении средствами цирк стремится доказать, что возможности человека безграничны, что человек - хозяин всех вещей.

Цирк оптимистичен, он утверждает победу добра над злом, прекрасного над безобразным.

Если первоосновой литературы является слово, музыки -звук, театра - действие в предлагаемых обстоятельствах, танца - движение (па), кинематографа - движущаяся фотография, то первоосновой цирка является трюк, то есть физическое действие, преодоление якобы непреодолимого, подаваемое впечатляюще и эффектно. Сам по себе трюк, взятый отдельно, вне контекста номера и всего представления, находится вне искусства, он асоциален, как асоциальны отдельное слово или жест. Художественную сущность трюки приобретают, когда они определенным образом организованы и эмоционально окрашены, когда они подчинены определенной идее и служат средством раскрытия характеров и взаимоотношений людей.

При помощи трюков цирковые артисты создают художественные образы. И каждый образ раскрывается через индивидуальность артиста, принадлежащего определенному времени и выражающего определенную идею. Цирковой образ, как и всякий другой художественный образ, всегда историчен и социален. Человек может хорошо стоять на руках, проделывать сальто-мортале или поднимать тяжелые гири, но этого мало для того, чтобы назвать его цирковым артистом.

Как и всякое другое искусство, цирк требует духовной наполненности, вдохновения, умения создать образ, без этого нельзя представить на арене подлинное художественное произведение. Правда, во все времена в цирке подвизались просто умельцы, поражающие своим техническим мастерством, но не создающие художественных образов, они оставались за пределами искусства. От циркового артиста, кроме спортивного мастерства, требуется художественное дарование, без него на арене ничего нельзя добиться.

И еще. Несмотря на различные влияния, какие испытывал на себе цирк в нашей стране, он всегда сохранял свои особенности и традиции, ибо каждому народу особенно близко его национальное искусство.

оставить комментирий на форуме

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования