Слово о Красном дьяволенке
Роль Мишки, — отчаянного буденновского разведчика, была для артиста цирка Павла Есиковского первой работой в кино. История создания этого фильма, ставшего безоговорочной победой молодого киноискусства, в высшей степени интересна.
Кадр из фильма «Красные дьяволята». В роли разведчика Мишки артист Павел Есиковский
Однажды к кинорежиссеру И. Перестиани пришел неизвестный человек и предложил для экранизации свою повесть «Красные дьяволята». Это был Н. Бляхин — впоследствии видный писатель. Героико-романтическая история времен гражданской войны, рассказанная увлекательно и живо, захватила режиссера. Но Тбилисская студия в ту пору (1922 год) только-только делала первые шаги. Размещалась она в крошечном ателье, еще недавно принадлежавшем частному предпринимателю Пироне. Перед режиссером встало много трудностей: не хватало денег, не было техники. Да и где найти артистов на главные роли?
Дело в том, что исполнители ролей трех дьяволят должны были сочетать в себе молодость, актерскую одаренность и отличную спортивную подготовку. По сюжету фильма им предстояло перепрыгивать с вагона на вагон мчащегося поезда, перебираться по канату через пропасть, скакать на лошади... И вот, чтобы как-то отвлечься от расстраивающих мыслей, Перестиани пошел в цирк. Был он, надо заметить, большим и давним любителем этого искусства, считал его одним из самых увлекательных зрелищ, вел дружбу с артистами и не упускал случая побывать за кулисами. «А ведь лучшего Мишки тебе не найти»,— подсказала сидящая рядом жена. И тогда режиссер по-иному взглянул на манеж. В яркой черкеске, с развевающимися концами башлыка, бешено мчался по кругу на своей низенькой лошади артист Павел Есиковский. Он показывал чудеса джигитовки. Впрочем (режиссер тогда еще этого не знал), Павел владел и другими цирковыми жанрами. Ведь на манеже он с пяти лет. Старшие братья держали не бог весть какой цирк. Они-то и взяли в город мальчишку, который у себя в Кобылинке — небольшой деревеньке на Тамбовщине — жил, как говорится, впроголодь.
В маленьких цирках артисты должны были уметь все. Каждый из братьев исполнял по нескольку номеров. Павла сначала натаскивали на гибкость, готовя из него «человека без костей». Потом он выходил на манеж акробатом-эксцентриком, лазил верхним на перш, бил чечетку. Перенял он у брата Георгия комический номер «Мужик на лошади»: играл неотесанного деревенского парня, который польстился на приз, обещанный тому, кто удержится на скачущем коне три круга. Эта потешная сценка особенно удавалась ему. И уже тогда в нем стали проявляться задатки хорошего комика. А годы скитаний с цирком, всякие мытарства и тяжелый хлеб в прикуску с затрещинами умудрили его не по возрасту. Павел приобрел богатый жизненный опыт, без чего вряд ли можно стать настоящим клоуном. Выступал он под псевдонимом «Пач-пач» в дуэте с известным французским клоуном Лепомом.
Когда Перестиани увидел Есиковского, тот уже был сложившимся артистом. По совету Павла, постановщик фильма взял в съемочную группу эквилибристку на проволоке С. Жозеффи и негра — боксера Тома Джексона. Режиссеру советовали не рисковать, поручая драматические роли цирковым артистам. Однако первые же отснятые кадры показали, что Есиковский, по словам Перестиани. актер «достаточно умный, чтобы очень забавно притворяться дурачком». А ведь давно известно — роль дурака одна из самых трудных. Тем более, что по авторскому замыслу Мишка — дурак лишь в глазах врагов, а на самом деле он, дурачась, проявляет сметку и находчивость.
Вот так П. Есиковский выходил на манеж
Собственно говоря, это была, в некотором роде, традиционная роль мудрого глупца-рыжего. Во время съемок даже видавшие виды кинематографисты поражались отчаянной удали и ловкости Есиковского в самых рискованных трюках. Много волнений доставил им эпизод, в котором махновец сбрасывает Мишку в море. Выбранное для съемки место у подножия высокого утеса было сплошь усеяно камнями. Риск велик: высота метров около десяти, а, падая, артист должен быть пассивен, как человек, потерявший сознание... И вот «Красные дьяволята» на экране. Первые зрители — тбилисская комсомолия, шефствовавшая над картиной, — «встретили фильм, что называется, триумфально. Смех и аплодисменты не прекращались в течение всего сеанса».
«Первая фильма революции» — так озаглавила свою восторженную рецензию «Киногазета» — имела шумный успех. В тысячах писем зрители настойчиво просили рассказать о дальнейшей судьбе полюбившихся им героев картины. И тогда ленты с участием популярных уже артистов из цирка одна за другой хлынули на экран: «Пропавшие сокровища», «Преступление княжны Ширванской», «Савур-могила» и другие. Павел Есиковский снимался и без своих партнеров из 'Красных дьяволят», создавая новые образы. Участвовал он в одиннадцати фильмах!
Первый раз я встретился с Есиковским в 1937 году, в Минском шапито. Это было после его возвращения из-за границы, где он, с разрешения А. В. Луначарского, провел несколько лет, работая вместе с сестрой Тамарой, вышедшей замуж за наездника известной труппы Хундадзе. В ту пору я, молодой артист, глядел на «живого красного дьяволенка» — своего мальчишеского кумира — обожающими глазами, робел и смущался. А он, представьте, оказался очень простым и скромным человеком. Охотно рассказывал о не слишком-то радостной своей работе в цирках Европы и Южной Америки. Тридцатисемилетний Есиковский был тогда в самом расцвете сил. Он исполнял с женой буффонадные ант-ре и подыгрывал Виталию Лазаренко в скетчах. А когда Виталий Ефимович уехал, на улицах Минска появились красочные щиты с изображением задорного паренька в буденовке. Есиковский, снова став Мишкой Петровым, читал страстный монолог, который, как хорошо мне помнится, заканчивался строками:
«Дайте клинок мне! Дайте коня!
Ветра быстрее помчит он меня.
Головы с плеч у врагов полетят,
Красных запомнят они дьяволят!»
Лихой буденновец, размахивая саблей, скакал на коне, а в памяти всплывали известные всем по книгам и фильмам эпизоды... Позднее Есиковскому вновь пришлось создать образ народного мстителя, но уже иного исторического зремени. В первые месяцы Великой Отечественной войны на арене московского цирка ставилась приключенческая пантомима «Трое наших». Это был по-плакатному решенный спектакль о боевых действиях трех советских танкистов в тылу врага (в своем роде тоже «красных дьяволят»). Одного из этих танкистов изображал Есиковский.
Артистическая разносторонность Павла Есиковско-го очень кстати пришлась и во фронтовом ансамбле. Он выступал с острыми антифашистскими сценками, злободневными куплетами и конферансом. И как в давнем фильме дьяволенок Мишка утаскивал в торбе батьку Махно, так и теперь, по сюжету одной из миниатюр, в его мешке оказывался Гитлер. В ансамбле Есиковский работал до самого окончания войны. Сколько я знал Павла Максимовича Есиковского, он всегда пребывал в добром душевном равновесии. Его клоунское обаяние заключалось в большой человечности. На манеж он выходил не с колчаном сатирических стрел, а с мягким юмором и незатейливыми буффонными шутками. Лучше всего ему удавались старинные, но никогда не стареющие антре «Печенье» и «Арлекин».
Казалось, еще вчера мы сидели с Есиковским в пустом цирке с пригашенными огнями и вели неторопливую беседу. Было очень интересно наблюдать, как он с чуть грустной улыбкой глядит на манеж, где в будничной тренировочной работе совершенствуют себя молодые артисты. Это не был равнодушно окользящий взгляд. Нет! Временами он деликатно прервет меня: «Минуточку», и поманит пальцем новичка: «Попробуйте вот так...» — посоветует тихим, ровным голосом. Он хорошо знал цирк. И очень его любил. Цирк жил в нем. И сам он был частицей цирка.
Р. СЛАВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.
оставить комментарий