Танец на проволоке
Многообразные танцевальные ритмы в цирке очень популярны.
В большинстве случаев они служат фоном к исполнению. Но в цирке немало номеров, для которых музыкальные ритмы — значительно большее, нежели просто аккомпанемент. Музыка в них — душа исполнения, внутреннее настроение и подтекст. Это номера танцевальные, и в первую очередь танцы на проволоке. Характер их довольно разнообразен, но все они тесно связаны с эмоциональным строем музыки, И если по общему замыслу режиссерской композиции и лексике движений танец не отвечает духу музыки, на арену всегда прокрадывается фальшь и примитив.
За примерами далеко ходить не придется. В прошлом сезоне талантливейшая танцовщица на проволоке Н. Логачева показала в Московском цирке новый номер. Он состоял из отдельных красочных фрагментов с трансформацией. Однако один из отрывков, исполняемый на музыку танца с саблями из балета А. Хачатуряна «Гаяне», явно не соответствовал вдохновенным настроениям и огненным ритмам замечательного балетного фрагмента А. Хачатуряна. Обращение к прекрасной музыке А. Хачатуряна — явление очень похвальное; необходимо только, чтобы хореографическое воплощение танца с саблями по своей художественной силе было достойно ярких музыкальных образов. И об этом прежде всего должны заботиться балетмейстеры — постановщики новых номеров. Ведь с каждым годом возрастают эстетические потребности исполнителей и вместо примитивной танцевальной музыки Ц. Пуни и А. Миккуса на арене все больше звучат симфонические произведения и лучшие творения советских и зарубежных композиторов. Новые музыкальные образы требуют поисков свежих выразительных средств и приемов.
Перед балетмейстерами и исполнителями встают сложные задачи обогащения хореографических средств элементами современного народно-сценического и спортивно-бытового танца. Вдохновенную и высококачественную музыку можно раскрыть только в оригинальном к новаторском танцевальном рисунке. Гармоническая связь музыкальных красок и пластического рисунка — основа любого танцевального номера. И, придя со сцены на арену цирка, он не должен терять это важнейшее свойство. Однако танец в цирке во многом отличается от сценического. Во-первых, он обозревается со всех сторон круглого . циркового амфитеатра и в прямой связи с этим строится его композиция. Во-вторых, он всегда эксцентричен, имеет отличные от сценического танца особенности и черты. Одной из таких черт является трансформация, которую очень часто используют танцовщики на проволоке. Весьма уместна она при исполнении танцев разных народов. Но если трансформация служит для прикрытия недостаточного мастерства, от нее лучше отказаться.
Однако именно подобную незавидную роль стала играть трансформация в номере некоторых исполнительниц народных танцев на проволоке. Когда впервые появился подобный номер, созданный В. Сербиной, он очаровывал свежестью и мастерством. Один за другим сменялись в разнообразных танцевальных ритмах темпераментные национальные краски, и танцовщица преображалась, точно и образно передавая характер плясок. Однако долгое время номер не обогащался. А ведь как обогатились знания зрителей о народном танце и сколько новых и оригинальных номеров, продолжающих по-новому принципы, найденные В. Сербиной, могло появиться за эти годы на арене! Искусству цирка, как и любому искусству, свойственно диалектическое развитие. Растет эстетический уровень зрителей и артистов, и то, что вчера еще казалось новым, сегодня — анахронизм. Но об этом, к сожалению, забывают. Слабые старые номера кочуют порой из программы в программу, а режиссеры и балетмейстеры и не думают об их обновлении.
Часто номерам на проволоке не хватает завершенности, композиционной стройности, выразительных финалов и ярких кульминаций. Многие исполнители и постановщики забыли о сюжетной окраске танцевального номера. А ведь как она обогащает выступление! Сюжет не только цементирует замысел, он придает ему эмоциональную яркость, способствует актерской выразительности и художественной образности. И таких интересных сюжетных номеров у нас в цирке немало. Например, сколько подлинной свежести и сочного народного юмора в сюжетном номере Артемьевых, пронизанном замечательными русскими мелодиями. Как лихо отплясывает на проволоке развеселый старичок, к удивлению резвой девушки и приветливого гармониста.
На фото. Танцовщица на проволоке В. Волокова
Или лиричный номер танцовщицы В. Волоковой — своеобразное претворение темы балета «Золушка». Он как бы состоит из двух "частей — в первой на проволоке Золушка, в грубых ботинках и рваном наряде, неумело прыгающая через прищепки; во второй — великолепная и нежная принцесса, легко танцующая на пуантах классическую вариацию. Причем исполняет ее Волокова по-настоящему профессионально и красиво, с чувством пуантной техники. Пуанты и проволока! Соединение этих понятий покажется парадоксальным. Однако на арене эти понятия вполне уживаются друг с другом. Вслед за народным танцем на арену Пришел классический. И вот уже несколько лет на проволоке танцуют на пуантах. Но проволока ограничивает танцовщика и балетмейстера — она требует строгого и умелого отбора движений из арсенала классического танца. Ведь далеко не все то, что «смотрится» на сцене, можно перенести на проволоку.
Танец — искусство изящное и грациозное, это «зримая музыка», «ожившая скульптура», а на проволоке он не должен терять красоты линий и графической четкости поз. И об этом помнят наши лучшие исполнители и способная молодежь. Заметные успехи в классическом танце на проволоке за последнее время сделала молодая артистка Э. Косяченко. В ее исполнении классическая вариация лесной Мавки, героини украинского балета «Лесная песня» М. Скорульского, привлекает искренним лиризмом и чистотой хореографического рисунка. Но у Э. Косяченко кроме этого сюжетного номера есть еще и дивертисментный. Наряду с удачными фрагментами в нем имеется танцевально беспомощный отрывок из «Вальпургиевой ночи» Ш. Гуно. Он состоит из механического чередования прыжков и суетливых пробежек и свидетельствует о недостаточном художественном вкусе исполнительницы. Молодая танцовщица думает над совершенствованием номера. Танцуя на проволоке, артисты следят не только за чистотой движений, но и за точностью баланса. Естественно, при этом очень трудно избежать «рывков», ничем не оправданных остановок. Мечта Косяченко — художественно воплотить на проволоке «Умирающего лебедя» Сен-Санса, танцевать его со «свободными руками», раскрывая их выразительную пластику. Ее поиски достойны пристального внимания и поддержки со стороны режиссеров.
В классическом танце на проволоке очень легко переступить эстетическую грань, и тогда вместо свободного и красивого парения «в воздухе» появится впечатление грубой и напряженной работы. Поэтому движения и позы классического танца необходимо старательно отшлифовывать и соединить в свободно льющуюся пластическую «мелодию». К этому сегодня стремятся многие исполнители. Наши лучшие танцовщицы на проволоке умеют справиться с трудностями и придать всему выступлению гармоническое единство. Пример тому целостное и привлекательное выступление В. Волоковой или замечательный танцевальный этюд С элементами акробатики, который сейчас вновь исполняет талантливая Н. Логачева, отказавшись от фрагментарного номера, показанного в московской программе. В нашем цирке есть несколько удачных номеров, своеобразно интерпретирующих на проволоке женский классический танец; имеется также и классический танцовщик Г. Гвоздев, исполняющий традиционную мужскую вариацию. Однако хочется пожелать Г. Гвоздеву четче выделять в танце героические и мужественные черты, стремиться к большей выразительности поз.
Наши танцовщицы на проволоке еще мало используют в своих номерах пляски народов СССР и зарубежных стран. Представляется, например, интересным создание своеобразных хореографических сюит из нескольких народных плясок, объединенных общим художественным замыслом. Форму такого номера, найденную В. Сербиной, сегодня нужно развивать и обогащать — ведь год от года расширяются наши знания о народных танцах, и зритель хочет видеть все новые и новые образцы. Подобные народно-танцевальные сюиты на проволоке очень нужны современным программам. Ведь как ярко могут засверкать на арене танцы стран народной демократии или темпераментные и огненные пляски героической Кубы, своеобразные движения которых могут быть интересно воспроизведены на проволоке с учетом ее специфики, Мы уже не говорим о необходимости создания современных танцевальных номеров, в которых элементы народной пляски гармонически сольются с композиционными приемами танцев нашей молодежи. Огромные возможности таит в себе комический танец на проволоке, к сожалению, еще почти совсем не получивший распространения. Как, например, украсили юмористические оттенки уже названные выше номера Артемьевых, и Волоковой. О больших возможностях комического танца на проволоке также говорят выступления на свободной проволоке Олега Попова, эквилибристика которого по ритмическим нюансам и четкости пластического рисунка приближается к танцу.
Цирковой танец на проволоке — это особый хореографический жанр. Он всегда эксцентричен, близок трюковой виртуозности, иногда окрашен яркими комедийными тонами, иногда включает элементы классической хореографии, но обязательно артистичен, требует создания конкретного образа, характера. Развивать и обогащать все самое ценное, уже найденное в этом жанре советским цирковым искусством — почетная задача и артистов и режиссеров. Следует смелее привлекать к постановке танцев на проволоке опытных балетмейстеров, которые внесут в этот популярный жанр много нового и оригинального, содействуя его дальнейшему развитию. Богаты и разнообразны музыкальные ритмы, звучащие в номерах с названием «танец на проволоке». Хочется, чтобы и сами эти номера были богатыми по художественной образности и идейному звучанию, разнообразными по форме и выразительным средствам. Возможности для этого есть, и нужно их полнее использовать.
Ю. СТАНИШЕВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Май 1963 г.
оставить комментарий