Велофигуристы Дементьевы
Замечательная машина велосипед. Нажимаешь на педали, крутишь руль и мчишься в любую сторону. Вот так же катилась и наша беседа с артистом цирка, велофигуристом, членом парткома и профкома Союзгосцирка Юрием Николаевичем Дементьевым.
На фото Юрий Дементьев
«Кризис жанра» — нажимаю я одну «педаль». И она приводит в движение цепь, в которой каждое звено — проблема: нет велосипедов, сделать пол — дорого, установить его — нужна квалифицированная униформа, нет пола — нельзя исполнять эффектные, сложные трюки, а перестал жанр быть интересным — ставится под сомнение его перспективность, потом, еще лучше — оказывается, нет в цирке велофигуристов, а есть просто эквилибристы, но их у нас много, и потому не надо нам ни велосипедов, ни полов, ни прочих связанных с этим сложностей. Одна-две узкоспециальные проблемы раскручивают колесо недоразумений, неверных решений, колесо, которое резко тормозит у парадного подъезда на Пушечной улице.
Но стоп! Едем-то мы на цирковом велосипеде, у которого, как известно, тормоза нет, а потому с легкой душой проскакиваем мимо парадного подъезда и устремляемся в еще неизведанные дали.
КОРР. Юрий Николаевич, искусство цирка часто называют эксцентрическим. Но судя по тому, что вы рассказываете о своих, скажем так, околотворческих проблемах, создается впечатление, будто эксцентрической является сама система Союзгосцирка. И главный ее алогизм в том, что артист цирка, как правило, лицо зависимое, не самостоятельное, подчиненное, занимающее в системе далеко не первое место.
Ю. Д. Сам себе не хозяин. Приносит доход и в то же время ходит по этажам главка и Всесоюзной дирекции с протянутой рукой. Ни одного вопроса не может решить без того, чтобы не обратиться к какому-нибудь начальнику. Обычно артист вырывается на один-два дня в Москву, обходит страшное количество кабинетов, устает до такой степени, что возвращается в цирк совершенно опустошенным, без сил. Потом неделю приходит в себя. На творчество при такой жизни практически не остается энергии. А главное — пропадает всякое желание что-то делать: достаточно вспомнить, сколько часов провел «под кабинетами».
Артист зависит от управленца во всем. Жизнь его регламентирована сводом распоряжений, постановлений. За него думают, за него решают — куда ему ехать работать и на сколько, нужен ли ему реквизит и какой, к какому сроку износятся его костюмы, и прочее, и прочее.
КОРР. Вопросы морального и материального поощрения не последние в этом ряду.
Ю. Д. Конечно. Но весь парадокс в том, что главные стимулы творческого роста — зарплата, работа в столичных цирках, зарубежные поездки, — иными словами, то, от чего зависит материальное благосостояние и артистический престиж, на самом деле таковыми не являются.
КОРР. А кто в этом повинен!
Ю. Д. Бюрократ. Действительно, ведь повышают зарплату, награждают, посылают за рубеж, включают в московскую программу — все по распоряжению начальников. А люди есть люди. И совсем не секрет, что коррупция, использование служебного положения, личных связей для получения различных благ и услуг — явления для цирка не чуждые.
КОРР. Вы, стало быть, полагаете — дело в личных качествах руководящих работников. И если заменить недобросовестных, корыстолюбивых, падких на лесть и подношения начальников другими, честными, и все наладится!
Ю. Д. К сожалению, история нашего цирка говорит о другом. Руководители менялись — беды не исчезали. Возьмем, к примеру, положение с заработной платой. Вот вам случай из моей практики. Мы с сыном когда-то, уже давно, отрепетировали сложный в исполнении трюк — оборотный копфштейн на низком одноколесном велосипеде. Хотели ввести его в наш номер. И соответственно хотели, чтобы нам прибавили зарплату. Но тогдашний начальник в главке ответил мне равнодушно: «Если сложный — можете не делать».
КОРР. Может быть, это происходит оттого, что начальник на окладе и материально он не заинтересован в повышении ценности цирковых номеров!
Ю. Д. Скорее всего, так. Если бы не артистический заработок определялся приказом сверху, а доход управленца зависел от творческого успеха артиста, тогда, я думаю, мы перестали бы сталкиваться с черствостью, равнодушием, а иногда и хамством бюрократов.
КОРР. Иными словами, надо заменить административно-командные методы управления экономическими!
Ю. Д. Думаю, да. Хотя я на себе почувствовал, как нелегко мыслить в непривычных формах. Шутка ли! Сорок лет в цирке! Вся жизнь прошла, образно говоря, при главке. Вот вам еще один аргумент. Несколько лет назад началась в системе Союзгосцирка аттестация творческого актива. Я много поездил в составе таких комиссий. Вначале артисты очень надеялись на аттестацию. Думали: приедут компетентные люди, посмотрят номер, оценят по достоинству. Ну и что? Вот представьте себе: комиссия — человек десять-пятнадцать — едет, скажем, в Среднюю Азию. Одна только дорога обходится в полторы тысячи рублей, да еще суточные. Затраты большие. Каков же результат? Приехали, посмотрели, обсудили и решили рекомендовать повысить ставку одному, понизить — другому. Чувствуете, как это длинно и неопределенно — «решили рекомендовать»... А что стоят наши рекомендации, если их может, во-первых, не принять в расчет государственная тарификационная комиссия, а во-вторых, генеральный директор Союзгосцирка имеет право отменить ее решение. И такие случаи были.
КОРР. Но ведь сама по себе аттестация необходима. Она выявляет откровенно слабые номера, неквалифицированные кадры, от которых надо избавляться.
Ю. Д. Идея — одно, ее осуществление — совсем другое. У наших аттестационных комиссий нет решающего голоса, нет реальных прав. Я не могу, к примеру, взять у артиста его книжку и проставить более высокую сумму, оценив по заслугам его труд. Что же касается расформирования номеров, то, знаете, результатов тоже почти никаких. Мы рекомендуем расформировать, а ар-ти€^ы едут в главк и... все каким-то образом остается на своих местах. Дорогостоящие аттестационные комиссии практически работают впустую. Столько денег на бумаготворчество могут тратить только те, кто их непосредственно не зарабатывает — управленцы.
КОРР. Получается так, что бюрократический аппарат сам же гасит собственную инициативу, сводит на нет утвержденные им мероприятия и работает себе в убыток.
Ю. Дч Не себе, а государству. Аппарат слишком большой и инертный. Ему тяжело быстро поворачивать
ся. Я знаю, например, что некоторые артисты, аттестованные несколько лет назад, до сих пор не получили прибавки. А комиссия рекомендовала им прибавить зарплату.
КОРР. Таким образом, зарплата артиста, как стимул его творческого роста, себя не оправдывает!
Ю. Д. Да, пожалуй, что так.
КОРР. Но у нас есть еще два стимула — зарубежные поездки и работа в Москве.
Ю. Д. Считайте, что их тоже нет. В том положительном значении, которое вы им придаете. По какому, например, принципу отбираются артисты для зарубежных гастролей? Составляются списки. Хорошо. Списки так списки. Но они ведь бывают разные. Допустим, есть список букв в их алфавитном порядке. Каждая буква на своем месте, никому не обидно. Но ведь в жизни не так. И как тут говорить о справедливости, когда чаще всех за границу выезжают, к примеру, К или П. А теперь представьте себе, что спектакль циркового коллектива — это художественное целое. Но буквы Ж, Е, С, Т, В, Н, О приложили максимум пробивных сил и уехали на гастроли за рубеж. Выкиньте их из слова «художественное», и вы получите то же самое, что и рядовой советский зритель, проживающий не в Москве и не в городах наибольшего благоприятствования, таких, как Тула, Иваново, Калинин.
КОРР. Это что, цирковое «золотое кольцо»!
Ю. Д. Да. Работать в них артисты считают более престижным, чем в столице союзных республик или в Ленинграде: Москва рядом, главк близко, а стало быть, растут шансы попасть в московскую программу.
КОРР. Какой несложный механизм.
Ю. Д. Да нет, я бы не сказал. Ведь многим артистам за всю их долгую цирковую жизнь так и не удается хоть раз выступить в Москве.
КОРР. Юрий Николаевич, мне вспомнилась пьеса одного западного драматурга-авангардиста Беккета. В течение всего действия его персонажи ждут, что придет некто Годо и все у них будет хорошо. Но он, как вы понимаете, так и не приходит.
Ю. Д. К сожалению, для большинства артистов хорошая зарплата, периодические зарубежные гастроли и выступления в московских цирках подобны этому Годо. Однако сравнение можно продолжить. Кто такой директор цирка сейчас? Лицо, назначенное на должность директора. Больше всего он боится эту должность потерять. А для этого ему надо всеми правдами и неправдами выполнять спущенный сверху план. План-то спустили, а средства для его выполнения не дали. И вот он обзванивает кабинеты главка и наконец выбивает желаемую программу. Но артист, как правило, не едет туда, куда не хочет. У него свои выработанные годами «приемы борьбы» с отделом формирования. Поэтому для директора вечный Годо — сильная кассовая программа. Ну и последнее. И артист, и директор ждут не дождутся, когда же Союзгосцирк будет способствовать их жизненным планам.
КОРР. Итак, Юрий Николаевич, мы пришли к мечте о «хорошем Союзгосцирке». Говоря образно, сделали круг и вновь тормозим у главка.
Ю. Д. Ничуть. Не забывайте, что наши цирковые велосипеды без тормозов. Так что главк мы уже проехали. А теперь давайте попробуем заглянуть за горизонт. Включите фантазию и представьте себе, что цирковые артисты стали совершенно самостоятельными — нет над ними главка, никто не диктует, куда ехать, что делать. Нет начальства, но нет и дотации. У артиста есть только 'номер, который его кормит. Сам артист или с помощью своего менеджера, которого и оплачивает, подготавливает рекламные проспекты, видеокассеты и отсылает их в цирки, где хотел бы работать. Директора получают рекламу, выбирают понравившиеся номера и составляют из них программу. Получается, что артист работает по договору с директором цирка, или, как это называли раньше, по контракту. У артиста нет постоянной ставки, артист и директор или же иностранный импресарио приходят к обоюдному соглашению по вопросу оплаты. Такая контрактная система, на мой взгляд, с успехом проделает то, чего не могут добиться аттестационные комиссии,— поднять профессиональный и художественный уровень циркового искусства. Контракт это сделает потому, что включает в себя такой важнейший фактор, как конкуренция. Слабый, невыразительный номер в таких условиях просто не выживет. Конечно, контракт не манна небесная. От каждого артиста понадобятся огромные усилия, титаническая работоспособность, максимум инициативы, фантазии, материальные затраты, чтобы выдержать соперничество с собратьями по профессии. Серость или уйдет из цирка, или перестанет быть серостью. Цирк освободится от балласта, от нерентабельных номеров, которые сейчас находятся на содержании у государства. Это во-первых. Во-вторых, контракты ликвидируют главную причину социальной несправедливости — распределение материальных благ в административном порядке. Цена номера будет определяться не в кабинетах и зависеть не от того, как на артиста смотрит бюрократ. Цена номера будет определяться высоким профессиональным мастерством исполнителя и интересной режиссурой. Без этих качеств номер вряд ли сможет пользоваться успехом у зрителя, а раз нет спроса — нет настоящей цены.
КОРР. Подведем итоги: контракт ставит всех артистов в равные условия, потому что обеспечивает главный принцип социалистической справедливости — оплату по труду. В результате одних артистов он побуждает к творческому росту, не способные же к таковому уходят сами.
Ю. Д. Меня, правда, беспокоит художественная ценность номеров, воспитание зрителей. Не приведет ли погоня за кассовостью к созданию ширпотреба? Кто будет определять, что является произведением искусства, а что нет?
КОРР. Извините, Юрий Николаевич, но вы сейчас ставите вопрос в духе эпохи застоя. Как мы все-таки привыкли, что критерии хорошего и плохого, нужного и бесполезного, ценного и вредного определяют за нас какие-то умные дяди в кабинетах. Давайте предоставим зрителю право решать, что ему нравится. Все по-настоящему талантливое — так было, есть и будет — находит отклик, впечатляет, вызывает аплодисменты. Кто же откажется от радости, смеха, хорошего настроения! Как видим, доход и художественная ценность не столь уж противоположные вещи.
Однако вернемся к контрактам. Мне, признаюсь, нравится ваше предложение. В принципе. Но я не совсем представляю, как свободный артист, работающий по договору, впишется в административную систему Союзгосцирка. По-видимому, введение контракта должно повлечь за собой другие, не менее революционные преобразования!
Ю. Д. Нет. Я думаю, что для начала надо ограничиться договором. Пусть будут с одной стороны аппарат Союзгосцирка, а с другой — свободные творческие единицы.
КОРР. Скажите, Юрий Николаевич, а кто будет содержать огромный управленческий штат, если артист станет работать на себя! И еще. Как директора цирков смогут «покупать» номера, если их финансовая деятельность регламентируется главным управлением!
Ю. Д. Начать, как мне кажется, надо с того, чтобы коренным образом изменить положение директора. Он должен стать полноправным хозяином.
КОРР. Председателем государственного кооператива, к примеру.
Ю. Д. А почему бы и нет? Он берет в аренду цирковое здание, подбирает штат кооператива. И не сто — сто пятьдесят человек, как сейчас, а в несколько раз меньше. Заключает договоры с постановочной группой, осветителями, радистами и другими обслуживающими цирк сотрудниками. Приглашает номера и осуществляет постановку представления, обеспечивает первоклассную рекламу, продает билеты по ценам, которые сам имеет право устанавливать, эксплуатирует программу и, наконец, получает доход. Все его действия продиктованы исключительно экономической необходимостью и целесообразностью. А юридически определены Законом о кооперации. Надо ли говорить, что только человек с незаурядными деловыми способностями в состоянии справиться с этими задачами.
КОРР. Юрий Николаевич, а какие пункты, по вашему, должны входить в сумму договора между директором и артистом!
Ю. Д. Плата за выступление, амортизацию костюмов и реквизита, дорожные расходы. Причем сумма за амортизацию должна быть не такой, как сейчас, копеечной, а значительно больше.
КОРР. Это все связано непосредственно с эксплуатацией номера. А кто будет создавать эти самые костюмы, реквизит, воспитывать артистические кадры, наконец! То есть кто и на какие средства будет осуществлять деятельность по производству и воспроизводству, в чем заинтересованы как артисты, так и цирковые кооперативы!
Ю. Д. Вот мы и подошли к необходимости объединить, возглавить эти кооперативы.
КОРР. То есть к необходимости Союзгосцирка!
Ю. Д. Да, конечно, но в основе тут будут совершенно иные экономические отношения. Произойдет добровольное объединение государственных цирковых кооперативов. И тогда это хозрасчетное объединение включит в себя все вспомогательные звенья — кооперативы, обслуживающие творческий процесс, кооперативы, создающие цирковой реквизит, костюмы, декорации, здания шапито, короче говоря, всего, что нужно для четкой бесперебойной работы. Объединение пригласит на договор или возьмет в штат опытных экономистов, бухгалтеров, режиссеров, да мало ли еще кого. Главное, что доход этих сотрудников будет зависеть от прибыли объединения.
КОРР. И председатели кооперативов, собравшись вместе, смогут решить и многие другие вопросы.
Ю. Д. Совет председателей кооперативов выберет руководителя объединения, определит его обязанности и оклад. Совет решит, какая производственная база нужна объединению, какой процент от прибыли каждого кооператива вложить в ее организацию. Совет сможет решить вопрос о включении в объединение цирковых училищ, студий, переведя их на хозрасчет: финансируя их деятельность и соответственно требуя прекрасной подготовки молодых артистов и создания высококачественных номеров. Председатели кооперативов вместе с руководством этих учебных заведений наметят, какие кадры нужны объединению, как спланировать и обеспечить набор, с кем из тренеров и режиссеров имеет смысл заключить творческий союз...
КОРР. А платные интернаты для детей артистов! А подготовительные школы!
Ю. Д. Знаете, мы с вами сейчас и предположить не можем, какие многообразные формы сотрудничества изобретут свободно мыслящие и материально заинтересованные в результате своего труда люди.
КОРР. Этого мы действительно не можем предположить, но одно я вам могу гарантировать. Ругать нас за это путешествие на велосипеде без тормозов будут обязательно...
Беседу вела Т. КАЛИННИКОВА
|