Владимир Могилевский и его номер «Швейк в уволь­нении» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Владимир Могилевский и его номер «Швейк в увольнении»

Номер артиста-эксцентрика Одесской филармонии Владимира Могилевского называется «Швейк в увольнении». Бравый солдат Швейк давно сошел со страниц романа Ярослава Гашека и уверен но шагнул в искусство.

Номер артиста-эксцентрика Одесской филармонии Владимира Могилевского называется «Швейк в увольнении».

Известно много театральных постановок и экранизаций, музыкальных коме­дий и даже... балетов, в которых уча­ствует неутомимый гашековский  ге­рой. Артисты-чтецы издавна расска­зывают о похождениях бравого сол­дата с эстрады. А два года назад Швейк снова появился на эстраде, на сей раз уже не в разговорном, а в оригинальном жанре.

История его создания впол­не подошла бы под рубрику: «По следам выступлений журнала «Совет­ская эстрада и цирк». В 1963 году, в статье об отноше­нии Ярослава Гашека к цирковому искусству, я напомнил читателям журнала о том, что еще в тридцатых годах образ Швейка с успехом ис­пользовался на арене. И выразил на­дежду вновь встретиться с любимым литературным героем в цирке, на эстраде в номере разговорного жан­ра или дрессировки (тут я имел в ви­ду склонность Швейка рассказывать «аналогичные случаи» и его опыт в дрессировке собак). Первым откли­ком на статью и явился номер ар­тиста В. Могилевского.

В сюжете сценки автор не придер­живался романа «строка в строку», но сохранил главные черты Швейка: его оптимизм, чувство юмора, настой­чивость в преодолении препятствий. Сюжет номера прост: Швейк получил увольнение в краткосрочный отпуск и решил поохотиться. С ружьем-двухстволкой, «сухим пайком» и часами-будильником (чтобы не опоз­дать в часть) он едет на вело­сипеде. Но Швейку, как всегда, не везет. На этот раз «не везет» в букваль­ном смысле слова: не везет его ве­лосипед — спустила камера. Швейк усердно орудует насосом, пытаясь ввести «технику» в строй, но, увлек­шись, перекачивает и... раздается взрыв.

Затем Швейк начинает приводить себя в порядок, но все предметы непослушны: фуражка не хочет висеть на сучке, расческа и носовой платок выпрыгивают из рук. Потом надоедливая пчела не дает возможности приступить к завтраку, и Швейк вступает в единоборство с ней. Даже трубку не удается раску­рить без происшествия: уронив на землю спичку, Швейк не может ее обнаружить. Казалось бы, чего про­ще — зажечь другую, и дело с кон­цом. Но не таков бравый солдат: ос­вещая место падения спички, он сжи­гает почти весь коробок и, только найдя ее, прикуривает.

Наконец Швейк приступает к охоте на уток. Однако и ружье ока­зывается непослушным: стволы его расходятся в разные стороны. По­пытка соединить их не удается. Швейк все же прицеливается, стреля­ет. Когда рассеивается дым, охотник подмигивает зрителям. Еще бы: на его груди повис трофей—утка, при­чем уже готовая в суп, без перьев. Повернувшись к зрителям спиной, Швейк демонстрирует второй тро­фей... курицу, и тоже общипанную. Охотник доволен. Зрители разделяют его радость и дружно аплодируют артисту.

Перечисленные трюки — только часть из тех, которые В. Могилевский исполняет в течение 8—10 ми­нут. Номер сопровождается ритмич­ной музыкой, проходит в быстром темпе, трюки следуют один за дру­гим, без пауз. Трудность подачи образа Швейка в оригинальном жанре состоит в том, что Швейк не рассказывает «анало­гичный случай, происшедший с ним на охоте у Чешских Будейовиц...», а по­казывает его при помощи трюков, причем без участия партнеров. Но артист искусно владеет пантомимой и манипуляцией. И зрителям понятны действия героя: пояснений ведущего программу или «от автора» не тре­буется. Жонглирование, шутливые трюки на специальном велосипеде удачно дополняют и оживляют номер. Артист В. Могилевский очень тру­долюбив. Он продолжает поиск но­вых забавных ситуаций для своего Швейка. Кстати, я сам был тому сви­детелем, Однажды я ехал вместе с бригадой артистов Одесской филар­монии. Вдруг водитель автобуса рез­ко затормозил: дорогу перебегал еж. И тут же в автобусе Владимир Могилевский рассказал нам о приду­манном на ходу новом трюке: Швейк чистит обмундирование щеткой, ко­торая оказывается... ежом. Брошен­ная на пол щетка «самоходом» уда­ляется со сцены. Артист даже про­думал, как использовать для этого механизм заводной игрушки.

Могилевский побывал на гастро­лях во многих городах Украины и Закавказья, в центральных областях России и в Сибири. Весной 1965 го­да номер «Швейк в увольнении» входил в программу эстрадного представления «От сердца к сердцу», с которым приезжали в Москву ар­тисты украинской эстрады. И всюду этот номер пользовался успехом. Но если говорить откровенно, зри­телям больше нравится сам артист — его бесспорное мастерство, а не его Швейк. Созданный пером Гашека «словесный портрет» героя романа конкретизирован замечательным художником-иллюстратором Йозефом Ладой. И большинство зрителей представляют себе Швейка именно таким, каким нарисовали его писатель и ху­дожник: круглое добродушное лицо с маленькими насмешливыми глазами и курносым носом, кряжистая фигу­ра ниже среднего роста. Естественно, что не каждый артист обладает таки­ми данными, но с помощью маски и костюма можно приблизить внешний вид героя к «оригиналу». Швейка, созданного В, Могилевским, очень портит одутловатая, не вызывающая симпатии маска. В оправдание арти­сту следует заметить, что он и сам это понимает, но исправить не мо­жет. Сколько раз он пытался заказать новую маску в «других ведомствах» и все безрезультатно! Очевидно, Гос­концерту необходимо решить вопрос о создании своих мастерских по из­готовлению реквизита. Это вопрос большой и серьезный. И очень хоро­шо, если бы артисты эстрады выска­зали свои предложения по этому по­воду на страницах журнала.

А все, что зависит от него самого, артист В. Могилевский делал и дела­ет. Сейчас он обдумывает, как ввести в номер партнершу Швейка — пани Мюллерову, репетирует новую музы­кальную  шутку. Итак, Швейк появился теперь на эстраде в двух жанрах — разговор­ном и оригинальном. Пользуюсь слу­чаем, чтобы еще раз напомнить арти­стам цирка: почему бравый солдат Швейк до сих пор не выходит на арену?
 

П. МАТКО

Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:  

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования