Вокруг манежа Ленинградского цирка
Письмо это правильнее всего начать с летней поры прошлого года. Давным-давно не бывало в Ленинграде цирка-шапито.
Разве что старожилы помнят, как подымались брезентовые шатры под кроной деревьев Таврического сада, Екатерингофского парка. А тут, прошлым летом, вновь появился летний цирк. Обосновался он на площади перед парком Победы, и просторная площадь сразу сделалась тесной от беспрерывного потока зрителей. Без малого три месяца подряд касса регистрировала аншлаг, а зрители рукоплескали программе, центральное место в которой занял Вальтер Запашный со своими на диво укрощенными хищниками.
Так было летом. Затем, спустя самый короткий срок, объявил об открытии своего сезона зимний цирк — тот, что на набережной реки Фонтанки. При этом некоторые из работников дирекции не скрывали беспокойства. Что, если зритель устал от циркового зрелища? Что, если, за лето успев отдать весь свой восторг, он захочет теперь повременить с новым посещением цирка?
Опасения оказались напрасными. Зритель снова валом повалил. Да еще как! С сентября по январь, на протяжении пяти месяцев, шла программа под названием «Если хочешь быть здоров».
Главным врачевателем выступал в ней не кто иной, как Олег Попов — большой специалист лечения смехом. Приподнятости зрительного духа превосходно содействовал уникальный «медвежий цирк» Валентина Филатова. Да и остальные' артисты — воздушные гимнасты Зиньковские, жонглеры Грачевы, иллюзионист Символоков, эквилибристы на першах Федины — немало внесли в жизнерадостную программу.
Конечно же, сильная по составу, она не могла пройти мимо внимания ленинградцев. Издавна город на Неве привержен искусству — равно и театральному и цирковому. Жаркая эта приверженность носит далеко не только зрительский, созерцательный характер. Лишнее тому доказательство — создание Народного цирка.
Когда три года тому назад по улицам расклеены были афиши, извещающие об организации студии самодеятельного циркового искусства, студии, цель которой — подготовка кадров для будущего Народного цирка, — сразу, в первые же дни обнаружилось великое множество охотников. Кто только ни предстал перед отборочной комиссией: начинающие акробаты и прыгуны, гимнасты и жонглеры, фокусники и эксцентрики. Из двухсот двадцати кандидатов отобраны были сорок два. В основном — заводская молодежь, студенты, школьники.
Начались занятия под руководством артистов В. Кузнецова и А. Сосина. Общее художественное руководство взял на себя режиссер И. Руф. И вот настал день предельных волнений, день премьеры. Двухчасовое представление, насчитывающее восемнадцать разножанровых номеров, с успехом показал в этот день Народный цирк!
Ну а чем в это же время знаменовалась жизнь в Ленинградском цирке? Он переменил свою программу. Эстафета смеха из рук Олега Попова перешла к Борису Вяткину. Место косматых артистов Филатова заняли слоны Корнилова. Виртуозными петлями закружились велофигуристы Александровы, а прыгуны Федосовы вышли с такой темповой работой, что у зрителей перехватило дух...
Прокатывая вторую свою программу, Ленинградский цирк применил интересную форму работы со зрителем — организовал свыше двадцати целевых представлений. Крупнейшие предприятия города — Кировский завод, Адмиралтейский, имени Козицкого, «Большевик», «Светлана» и многие другие — пожелали всем своим коллективом прийти на встречу с цирковым искусством.
Начинание интересное. Вот, скажем, как прошло оно в тот день, когда гостями цирка стали труженики четырежды орденоносного Кировского завода. С первых же строк специально написанного стихотворного обращения к гвардейцам труда между залом и манежом установился самый чуткий контакт. Он помог артистам работать с особым подъемом, с вдохновенной самоотдачей. В антракте гости посетили Музей циркового искусства, познакомились с его богатой экспозицией. А затем, в финале представления, к артистам, в полном составе появившимся на манеже, вышли представители общественных организаций завода. Знатный слесарь Герой Социалистического Труда К. Говорушин тепло поблагодарил артистов, и тут же им были вручены памятные подарки. Особенно впечатляющ был один из них — символ дружбы, искусно и нерасторжимо сплетенный металлический узел.
Вот так и живет Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени цирк. Живет очень насыщенной производственной жизнью. Живет в тесном контакте с трудящимися города (многим целевым представлениям предшествовали выезды артистических бригад на предприятия, выступления в обеденный перерыв непосредственно в цехах). Однако жизнь цирка полнится не только этим. Все отчетливее проявляется в ней и беспокойная творческая самовзыскательность.
В Ленинградском цирке (в том немалая заслуга профорганизации) каждая текущая программа обязательно обсуждается на широком производственном совещании. Далеко не всегда подобные обсуждения носят идиллический характер. Оно и закономерно. Зритель, зачарованный яркостью и праздничностью циркового зрелища, может подчас не обратить внимания на те или иные недочеты программы. Зато артисту они видны досконально. Отсюда и строгая оценка, разговор по большому счету.
Позволю себе небольшое отступление. Лежит передо мной книжка, недавно вышедшая в Ленинградском областном издательстве. Автор ее — Матвей Медведев, журналист, давно и хорошо знакомый с цирковым искусством. Книжку свою он назвал: «Ленинградский цирк», а выпущена она под рубрикой: «Туристу о Ленинграде». Да, в скромно по размерам, но очень емко и выразительно написанной книжке, автор и впрямь предлагает читателю увлекательное путешествие — не только в пространстве, но и во времени. Книжка повествует об истории цирка в Ленинграде — с того декабрьского вечера, когда в 1877 году впервые зажглись на Фонтанке яркие цирковые огни. Особенно любопытны страницы книги, рассказывающие о том жарком пульсе творческой жизни, каким характеризовался цирк в советское время, и особенно с начала 30-х годов. Война прервала эту работу, но затем она сразу энергично возобновилась. Политические прологи, опыты современной водяной пантомимы, показ национальных достижений советского цирка, выпуск номеров, подготовленных созданной при цирке студией конного искусства, — все это Ленинградский цирк щедро предлагал вниманию своих зрителей.
К сожалению, сейчас приходится говорить — «предлагал», пользоваться одним лишь прошлым временем. И тут уместно остановиться на тех претензиях, что звучали в ходе производственных совещаний. Суть претензий такова: самостоятельная творческая работа Ленинградского цирка за последние годы явно пошла на убыль.
Можно ли признать нормальным такое положение? Нет, нельзя. Именно сейчас, когда значительно расширяется сеть стационарных цирков и соответственно возрастает потребность в новых артистических силах, в новых номерах и аттракционах, именно сейчас было бы не по-хозяйски проходить мимо больших возможностей, какими располагает Ленинград — один из крупнейших культурных центров страны. Здесь находятся богатейшие фонды Музея циркового искусства, здесь много режиссеров, художников, композиторов, здесь авторские кадры, в свое время плодотворно сотрудничавшие с цирком.
А что теперь? Художественное руководство осуществляет молодой режиссер А. Сонин — человек в цирке недавний, новый, опытом работы с артистами не обладающий. И, вероятно, этим объясняется не только робость, но и попросту незаметность постановочных его шагов.
Да, самостоятельная творческая работа Ленинградского цирка и в самом деле становится все более эфемерной. И без того в последние годы она ограничивалась самым скромным — постановкой прологов к очередным программам да раз в середине сезона новогодним елочным представлением. В нынешнем сезоне цирк отказался даже от такого минимума. В школьные зимние каникулы игралось сказочное представление «Царевна Несмеяна», благо его в готовом виде привез с собой коллектив артистов, выступающих вместе с; Олегом Поповым. Что же касается работы над прологами,—и она сошла на нет. То, чем цирк предварил вторую свою программу, — оказалось трафаретной, проходной отпиской. Выходит, справедливые прозвучали претензии на производственных совещаниях. А ведь было время — оно еще у всех на памяти! — когда в артистической среде Ленинградский цирк называли не иначе как «академией», и за большую честь почитали выйти на его манеж!
Нет ли разнобоя между первой и второй половиной моего письма? Не вижу разнобоя. Действительно, Ленинградский цирк по сей день охотно посещается зрителями, и программы его содержат отличные, первоклассные номера. Однако достаточно ли этого, чтобы сохранить репутацию образцового и показательного манежа? Надо помнить, что цирковое представление — это неизмеримо более сложное, чем одно лишь арифметическое сложение номеров. Хорошую программу отличает продуманная композиция, тугой и четкий фитм, разумное равновесие между номерами и прослойками-репризами: они, репризы эти, должны пружинить ход программы, а не становиться отягощающими довесками. Вот этой-то цельности, органичности и недостает все чаще представлениям Ленинградского цирка. Ах, до чего же, несмотря на внешнее благополучие своих дел, нуждается он сейчас в авторитетной режиссуре, в ответственном художественном руководстве!
Письмо мое подходит к концу. Я постарался поделиться теми обнадеживающими и перспективными явлениями, что имеют место в цирковой жизни Ленинграда. Не обошел молчанием и то, что беспокоит, вызывает досаду и тревогу. И тут, заключая письмо, я хочу привести несколько строк из рецензии Е. Гершуни — одного из старейших и заслуженных работников советского цирка. Выступая на страницах газеты «Вечерний Ленинград» с оценкой очередной программы, Е. Гершуни подчеркнул:
«Ленинградский цирк — это не только прокатная площадка для приезжих гастролеров. Он всегда был творческой лабораторией, местом новых поисков, обновления жанров, воспитания артистов. Таким мы хотим видеть его и впредь!»
Справедливо сказано. Очень хотим. Не мыслим иначе!
АЛЕКСАНДР БАРТЭН
Журнал Советский цирк. Май 1966 г.
оставить комментарий