Всегда в строю - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Всегда в строю

Есть нечто символичное в том, что, собираясь вместе по случаю торжественных дат, ветераны — старые солдаты, «прошагавшие в битвах полпланеты», боевые офицеры, убеленные сединами генералы вспоминают не только походы и бои, выпавшие им на долю в тревожном мире нашего века.

Вспоминают и редкие часы отдыха в годы войны, когда мож­но было написать письма родным и близким, поговорить по душам с другом, а если особенно повезет — послушать кон­церт артистов, приехавших на передовую. Сколько их было, таких концертов! Концертов, когда го­лос певца заглушали раскаты артобстрела, когда вдруг в та­кую мирную обстановку сцены из чеховской пьесы врывался рев сирены или команда «воздух!», когда прямо с опушки леса, где только что на открытом кузове грузовика демонстрировал свое искусство акробат, солдаты шли в бой.

Не вчера началась большая дружба, навечно связавшая наших артистов и воинов. С первых дней Советской власти ведущие мастера цирка и эстрады стали на сторону народа. В Кремле перед красноармейцами выступает хор под руко­водством М. Е. Пятницкого. Новые зрители приходят в зна­менитый Петроградский цирк Чинизелли, управляют кото­рым, к слову, отныне сами артисты. Клоун-дрессировщик М. Золло, ныне заслуженный артист РСФСР, с успехом ис­полняет сатирическую цирковую пантомиму «Похороны Григория Распутина». Пантомиму восторженно принимают зрители — матросы, красногвардейцы, рабочие.

Тема армии, вооруженной борьбы за счастье народа, стано­вится одной из главных тем циркового и эстрадного репер­туара. «Ленин и Красная Армия» — так называется одна из глав пьесы о В. И. Ленине, поставленной в Московском теат­ре чтеца. В Московском цирке на Цветном бульваре идет ба­тальная мелодрама «Взятие Перекопа»; живые картины «За­рево Октября» показывает Ростовский цирк; на борту крупнейшего по тому времени русского океанского парохода -Трансбалт» выступают с военно-революционной програмлюй артисты гастролирующей во Владивостоке концертно-эстрадной бригады.

Особым успехом у красноармейского и рабочего зрителя пользуется великий клоун Виталий Лазаренко. Его едкая, ве­селая, изобретательная сатира, по словам газеты, «помогала освобождатъ сознание народа от вековых предрассудков». Уже в первые послеоктябрьские годы работа цирковых и эстрадных артистов получила высокую оценку. Владимир Ильич Ленин, беседуя с М. Пягницким после концерта для красноармейцев, на котором он побывал, едва оправившись от ранения, говорит: «Это хорошо! И продолжайте это делать. Если что-нибудь нужно будет вам, черкните мне на клочке бумажки, и я вам помогу».

«Искусство, воздействующее образами, может быть более убедительным для них (рабочих, крестьян, солдат. — Прим. ред.), чем логическое доказательство», — говорит Н. К. Круп­ская в беседе с журналистом. Далее она продолжает: «И в аги­тации, и в более систематической пропагандистской работе, выступающей теперь на передний план, важны формы искус­ства, не отвлеченные, а конкретные, близкие интересам тру­дящихся...» Конкретно называет эти формы, нарком просвещения А. В. Луначарский: «Образцы человеческой ловкости, муже­ства, решительности, прекрасно развитое человеческое тело — разве это не самые настоящие завоевания человека... Цирк понятен массам. Он издавна является любимым народным зрелищем».

Специальное постановление о цирке принимает по докла­ду председателя Центрального управления Госцирками т. Данкмана Госплан РСФСР. В пункте четвертом постанов­ления говорится: «Считать целесообразным организацию пе­редвижных ииркое для деревни и рабочих районов РСФСР, а также в пунктах расположения, красноармейских частей». Интереснейшие формы нового искусства, со всей непосред­ственностью воздействующие на ум и чувства солдата и мат­роса, находят артисты эстрады. «Красная Армия», «Армия и флот» — таковы названия главных номеров в представлении, подготовленном новым театром «Синей блузы». О самом близком обшении артистов и красноармейцев говорит даже такой любопытный факт: 11 марта 1927 года после концерта на красноармейском собрании в Кремле коллектив театра избрал почетным синеблузником члена Реввоенсовета С. М. Буденного.

В жизнь творческих коллективов приходит новое, доселе невиданное отношение к своему труду, к товарищам по про­фессии, к зрителю. С гордостью пишет нижегородская газета 1930 года о том, что в день XII годовщины Красной Армии «вне всякого плана культшефской работы и официально при­нятых на себя обязательств... артисты Хрусталев, Малахов, Вольская, Гаркави и другие, окончив свои выступления в те­атре, организовавшись в ударную группу, явились в ДКА приветствовать красноармейцев, где, несмотря на неприспо­собленность сцены, дали почти полностью программу своего театра».

С концертами в воинские части приезжают лучшие арти­стические силы: Л. Утесов, Н. Смирнов-Сокольский, М. Гар­кави, Л. Русланова, Д. Покрасс, В. Лазаренко, Вильямс и Энрико Труцци и многие другие. Их выступления пользуются огромной популярностью. Успех сопутствует и каждому концерту Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Природу его очень точно раскрывает народный ар­тист СССР профессор А. В. Александров: «Секрет» нашего успеха, — пишет он, — по-моему, в том, что мы смело черпаем материалы из неиссякаемых родников народного творче­ства. Мы, по существу, возвращаем красноармейским массам в отделанном и отшлифованном виде те самородки самодея­тельного искусства, которые находим в их гуще».

Такова взаимосвязь актера и зрителя, актера и слушате­ля, одетого в солдатскую форму. Потому мастерство артистов цирка и эстрады находит в армейской среде не только горя­чих поклонников, но и умных, тонких ценителей. И особенно важна была эта связь в годы Великой Отечественной войны. В жару и мороз, в дождь и осеннюю распутицу шли в расположения боевых частей автобусы и грузовики с брига­дами, артистов. 3685 фронтовых бригад, театральных коллек­тивов, эстрадных ансамблей не прерывали своей работы ни на один день по всей территории огромного фронта — от Бе­лого до Черного моря. 1 350 000 художественных выступлений (около 473 000 в условиях боевой обстановки, до 500 000 — в госпиталях), свыше 42 000 артистов, режиссеров, писателей, составляющих грозное воинское соединение «политруков от искусства», тысячи километров фронтовых дорог — вот убе­дительные цифры, характеризующие вклад работников эстрады и цирка в дело победы над фашистскими захватчиками. Добавъте к этому миллионы рублей, полученных от концер­тов, сбор от которых непосредственно шел в фонд обороны, миллионы рублей, ставших танками и орудиями, самолетами и кораблями, снарядами и воинским снаряжением.

Популярнейшие советские актеры Л. Утесов, А. Райкин, К. Шульженко, В. Яхонтов, Н. Смирнов-Сокольский, М. Гаркави, П. Муравский, С. Честноков, Т. Птицына и Л. Маслю­ков, И. Набатов и многие, многие другие работали в составе фронтовых бригад. Некоторые из них «свой закончили поход» непосредственно в Берлине и были свидетелями эпохального события, когда над поверженным рейхстагом взвилось наше красное знамя Победы. Не случайно на груди многих арти­стов, режиссеров, музыкантов сверкают боевые ордена и ме­дали. Мы свято храним в памяти имена артистов, которые отдали свою жизнь за честь, свободу и независимость нашей социалистической Родины.

Не случайно и то, что в выступлениях артистов, побывав­ших на фронте, еще долгие годы после войны звучит армей­ская тема. И сегодня творческая молодежь эстрады и цирка, приходящая на смену ветеранам, свято чтит и развивает традиции, унаследованные от старшего поколения. Воспита­ние советских воинов — одно из ответственных направлений сегодняшней эстрады и сегодняшнего иирка. Совсем недавно, к 25-летию разгрома гитлеровцев под Москвой, коллектив Тульского цирка поставил великолеп­ный патриотический спектакль «И арсенал и щит России». Перед зрителем прошли волнующие сцены героической обо­роны Тулы в 1941 году. Оригинальную и убедительную программу «Спроси у памяти» подготовила группа молодых ар­тистов Москонцерта — она посвящена советским воинам, гру­дью вставшими на защиту Отечества и одержавшим победу в решительной схватке с фашизмом. В программе К. и Е. По­повых «Артист — всегда артист» волнующие кинодокументы рассказывают об артистах эстрады в годы Великой Отечественной войны.

Романтика революции, утверждение великих идеалов Ок­тября, дружба советских народов, гордость за социалистиче­скую Родину и ее Вооруженные Силы — неиссякаемые темы новых программ, спектаклей и представлений, создаваемых в различных краях нашей страны артистами эстрады и цирка. «Артисты советской эстрады давно породнились с армией, — писал в одной из своих статей известный советский военачальник, Маршал Советского Союза Ф. Голиков, — их дружба скреплена замечательным самоотверженным трудом фронтовых артистических бригад. Да и в жирное время едва ли не самые желанные у нас представления — эстрадные. Когда солдаты или офицеры проводят свободные часы в го­роде, они с особой охотой идут на эстрадные представления».

Воинский труд — труд тяжелый. Вот почему настоящий солдат, в каком бы звании он ни значился в списках части — от рядового до генерала, всегда умеет ценить прелесть шутки, возможность пусть недолговременной разрядки. Воинам не­сомненно импонируют и физическая закалка, выносливость, выдержка и отвага, которые с таким блеском демонстрируют цирковые артисты, и острое слово, жизнерадостная песня, умный конферанс, которые свойственны эстрадному дейст­вию. Бесспорно и другое: героическое начало, заложенное в самой природе циркового искусства, высокое оружие граж­данственности, которое несет в себе эстрада, — необычайно ценны как средства эстетического воздействия на ум и серд­це молодого воина. Здесь заложены корни популярности, ко­торой заслуженно пользуются эстрада и цирк в солдатской среде. Именно поэтому советские воины вот уже пятьдесят лет числят цирк и эстраду в своем строю!

Встречая замечательный праздник 50-летия наших Воору­женных Сил, деятели советской эстрады и цирка видят свою задачу в дальнейшем укреплении дружбы солдата и артиста, в том, чтобы активно помогать Коммунистической партии, командному и политическому составу Советской Армии и Во­енно-Морского Флота в воспитании воинов. Эта благородная цель направляет сегодня работу эстрадных и цирковых кол­лективов, помогает им искать и находить новые яркие формы искусства, способные обогащать духовный мир наших солдат и матросов, сержантов и старшин, офииеров, генералов и адмиралов. Героика и красота, окрыленность и эмоциональное воздействие на чувства людей — то, чем всегда были, сильны цирк и эстрада, делают наших бойцов и командиров еще бо­лее сильными духом, помогают их патриотическому воспита­нию.

Мастера эстрады и цирка, как и весь советский народ, де­лают все, что в их силах, чтобы еще более укрепить боевую мощь наших славных Вооруженных Сил, которые вот уже полвека стоят на страже великих завоеваний Октября, зорко и надежно оберегают мирный труд и покой великой социали­стической Родины.

За заслуги в развитии советской кинематографии, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся, многолетнюю и плодотворную работу в учреждениях кино Президиум Верховного Совета СССР наградил ор­денами и медалями СССР большую группу работников кинематографии. В том числе

Орденом «Знак Почета»

НИКУЛИНА Юрия Владимировича — заслуженного артиста РСФСР, артиста Всесоюзного объединения государственных цирков.

Обложка. Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.

Обложки. Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования