Всегда в строю
Есть нечто символичное в том, что, собираясь вместе по случаю торжественных дат, ветераны — старые солдаты, «прошагавшие в битвах полпланеты», боевые офицеры, убеленные сединами генералы вспоминают не только походы и бои, выпавшие им на долю в тревожном мире нашего века.
Вспоминают и редкие часы отдыха в годы войны, когда можно было написать письма родным и близким, поговорить по душам с другом, а если особенно повезет — послушать концерт артистов, приехавших на передовую. Сколько их было, таких концертов! Концертов, когда голос певца заглушали раскаты артобстрела, когда вдруг в такую мирную обстановку сцены из чеховской пьесы врывался рев сирены или команда «воздух!», когда прямо с опушки леса, где только что на открытом кузове грузовика демонстрировал свое искусство акробат, солдаты шли в бой.
Не вчера началась большая дружба, навечно связавшая наших артистов и воинов. С первых дней Советской власти ведущие мастера цирка и эстрады стали на сторону народа. В Кремле перед красноармейцами выступает хор под руководством М. Е. Пятницкого. Новые зрители приходят в знаменитый Петроградский цирк Чинизелли, управляют которым, к слову, отныне сами артисты. Клоун-дрессировщик М. Золло, ныне заслуженный артист РСФСР, с успехом исполняет сатирическую цирковую пантомиму «Похороны Григория Распутина». Пантомиму восторженно принимают зрители — матросы, красногвардейцы, рабочие.
Тема армии, вооруженной борьбы за счастье народа, становится одной из главных тем циркового и эстрадного репертуара. «Ленин и Красная Армия» — так называется одна из глав пьесы о В. И. Ленине, поставленной в Московском театре чтеца. В Московском цирке на Цветном бульваре идет батальная мелодрама «Взятие Перекопа»; живые картины «Зарево Октября» показывает Ростовский цирк; на борту крупнейшего по тому времени русского океанского парохода -Трансбалт» выступают с военно-революционной програмлюй артисты гастролирующей во Владивостоке концертно-эстрадной бригады.
Особым успехом у красноармейского и рабочего зрителя пользуется великий клоун Виталий Лазаренко. Его едкая, веселая, изобретательная сатира, по словам газеты, «помогала освобождатъ сознание народа от вековых предрассудков». Уже в первые послеоктябрьские годы работа цирковых и эстрадных артистов получила высокую оценку. Владимир Ильич Ленин, беседуя с М. Пягницким после концерта для красноармейцев, на котором он побывал, едва оправившись от ранения, говорит: «Это хорошо! И продолжайте это делать. Если что-нибудь нужно будет вам, черкните мне на клочке бумажки, и я вам помогу».
«Искусство, воздействующее образами, может быть более убедительным для них (рабочих, крестьян, солдат. — Прим. ред.), чем логическое доказательство», — говорит Н. К. Крупская в беседе с журналистом. Далее она продолжает: «И в агитации, и в более систематической пропагандистской работе, выступающей теперь на передний план, важны формы искусства, не отвлеченные, а конкретные, близкие интересам трудящихся...» Конкретно называет эти формы, нарком просвещения А. В. Луначарский: «Образцы человеческой ловкости, мужества, решительности, прекрасно развитое человеческое тело — разве это не самые настоящие завоевания человека... Цирк понятен массам. Он издавна является любимым народным зрелищем».
Специальное постановление о цирке принимает по докладу председателя Центрального управления Госцирками т. Данкмана Госплан РСФСР. В пункте четвертом постановления говорится: «Считать целесообразным организацию передвижных ииркое для деревни и рабочих районов РСФСР, а также в пунктах расположения, красноармейских частей». Интереснейшие формы нового искусства, со всей непосредственностью воздействующие на ум и чувства солдата и матроса, находят артисты эстрады. «Красная Армия», «Армия и флот» — таковы названия главных номеров в представлении, подготовленном новым театром «Синей блузы». О самом близком обшении артистов и красноармейцев говорит даже такой любопытный факт: 11 марта 1927 года после концерта на красноармейском собрании в Кремле коллектив театра избрал почетным синеблузником члена Реввоенсовета С. М. Буденного.
В жизнь творческих коллективов приходит новое, доселе невиданное отношение к своему труду, к товарищам по профессии, к зрителю. С гордостью пишет нижегородская газета 1930 года о том, что в день XII годовщины Красной Армии «вне всякого плана культшефской работы и официально принятых на себя обязательств... артисты Хрусталев, Малахов, Вольская, Гаркави и другие, окончив свои выступления в театре, организовавшись в ударную группу, явились в ДКА приветствовать красноармейцев, где, несмотря на неприспособленность сцены, дали почти полностью программу своего театра».
С концертами в воинские части приезжают лучшие артистические силы: Л. Утесов, Н. Смирнов-Сокольский, М. Гаркави, Л. Русланова, Д. Покрасс, В. Лазаренко, Вильямс и Энрико Труцци и многие другие. Их выступления пользуются огромной популярностью. Успех сопутствует и каждому концерту Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Природу его очень точно раскрывает народный артист СССР профессор А. В. Александров: «Секрет» нашего успеха, — пишет он, — по-моему, в том, что мы смело черпаем материалы из неиссякаемых родников народного творчества. Мы, по существу, возвращаем красноармейским массам в отделанном и отшлифованном виде те самородки самодеятельного искусства, которые находим в их гуще».
Такова взаимосвязь актера и зрителя, актера и слушателя, одетого в солдатскую форму. Потому мастерство артистов цирка и эстрады находит в армейской среде не только горячих поклонников, но и умных, тонких ценителей. И особенно важна была эта связь в годы Великой Отечественной войны. В жару и мороз, в дождь и осеннюю распутицу шли в расположения боевых частей автобусы и грузовики с бригадами, артистов. 3685 фронтовых бригад, театральных коллективов, эстрадных ансамблей не прерывали своей работы ни на один день по всей территории огромного фронта — от Белого до Черного моря. 1 350 000 художественных выступлений (около 473 000 в условиях боевой обстановки, до 500 000 — в госпиталях), свыше 42 000 артистов, режиссеров, писателей, составляющих грозное воинское соединение «политруков от искусства», тысячи километров фронтовых дорог — вот убедительные цифры, характеризующие вклад работников эстрады и цирка в дело победы над фашистскими захватчиками. Добавъте к этому миллионы рублей, полученных от концертов, сбор от которых непосредственно шел в фонд обороны, миллионы рублей, ставших танками и орудиями, самолетами и кораблями, снарядами и воинским снаряжением.
Популярнейшие советские актеры Л. Утесов, А. Райкин, К. Шульженко, В. Яхонтов, Н. Смирнов-Сокольский, М. Гаркави, П. Муравский, С. Честноков, Т. Птицына и Л. Маслюков, И. Набатов и многие, многие другие работали в составе фронтовых бригад. Некоторые из них «свой закончили поход» непосредственно в Берлине и были свидетелями эпохального события, когда над поверженным рейхстагом взвилось наше красное знамя Победы. Не случайно на груди многих артистов, режиссеров, музыкантов сверкают боевые ордена и медали. Мы свято храним в памяти имена артистов, которые отдали свою жизнь за честь, свободу и независимость нашей социалистической Родины.
Не случайно и то, что в выступлениях артистов, побывавших на фронте, еще долгие годы после войны звучит армейская тема. И сегодня творческая молодежь эстрады и цирка, приходящая на смену ветеранам, свято чтит и развивает традиции, унаследованные от старшего поколения. Воспитание советских воинов — одно из ответственных направлений сегодняшней эстрады и сегодняшнего иирка. Совсем недавно, к 25-летию разгрома гитлеровцев под Москвой, коллектив Тульского цирка поставил великолепный патриотический спектакль «И арсенал и щит России». Перед зрителем прошли волнующие сцены героической обороны Тулы в 1941 году. Оригинальную и убедительную программу «Спроси у памяти» подготовила группа молодых артистов Москонцерта — она посвящена советским воинам, грудью вставшими на защиту Отечества и одержавшим победу в решительной схватке с фашизмом. В программе К. и Е. Поповых «Артист — всегда артист» волнующие кинодокументы рассказывают об артистах эстрады в годы Великой Отечественной войны.
Романтика революции, утверждение великих идеалов Октября, дружба советских народов, гордость за социалистическую Родину и ее Вооруженные Силы — неиссякаемые темы новых программ, спектаклей и представлений, создаваемых в различных краях нашей страны артистами эстрады и цирка. «Артисты советской эстрады давно породнились с армией, — писал в одной из своих статей известный советский военачальник, Маршал Советского Союза Ф. Голиков, — их дружба скреплена замечательным самоотверженным трудом фронтовых артистических бригад. Да и в жирное время едва ли не самые желанные у нас представления — эстрадные. Когда солдаты или офицеры проводят свободные часы в городе, они с особой охотой идут на эстрадные представления».
Воинский труд — труд тяжелый. Вот почему настоящий солдат, в каком бы звании он ни значился в списках части — от рядового до генерала, всегда умеет ценить прелесть шутки, возможность пусть недолговременной разрядки. Воинам несомненно импонируют и физическая закалка, выносливость, выдержка и отвага, которые с таким блеском демонстрируют цирковые артисты, и острое слово, жизнерадостная песня, умный конферанс, которые свойственны эстрадному действию. Бесспорно и другое: героическое начало, заложенное в самой природе циркового искусства, высокое оружие гражданственности, которое несет в себе эстрада, — необычайно ценны как средства эстетического воздействия на ум и сердце молодого воина. Здесь заложены корни популярности, которой заслуженно пользуются эстрада и цирк в солдатской среде. Именно поэтому советские воины вот уже пятьдесят лет числят цирк и эстраду в своем строю!
Встречая замечательный праздник 50-летия наших Вооруженных Сил, деятели советской эстрады и цирка видят свою задачу в дальнейшем укреплении дружбы солдата и артиста, в том, чтобы активно помогать Коммунистической партии, командному и политическому составу Советской Армии и Военно-Морского Флота в воспитании воинов. Эта благородная цель направляет сегодня работу эстрадных и цирковых коллективов, помогает им искать и находить новые яркие формы искусства, способные обогащать духовный мир наших солдат и матросов, сержантов и старшин, офииеров, генералов и адмиралов. Героика и красота, окрыленность и эмоциональное воздействие на чувства людей — то, чем всегда были, сильны цирк и эстрада, делают наших бойцов и командиров еще более сильными духом, помогают их патриотическому воспитанию.
Мастера эстрады и цирка, как и весь советский народ, делают все, что в их силах, чтобы еще более укрепить боевую мощь наших славных Вооруженных Сил, которые вот уже полвека стоят на страже великих завоеваний Октября, зорко и надежно оберегают мирный труд и покой великой социалистической Родины.
За заслуги в развитии советской кинематографии, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся, многолетнюю и плодотворную работу в учреждениях кино Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями СССР большую группу работников кинематографии. В том числе
Орденом «Знак Почета»
НИКУЛИНА Юрия Владимировича — заслуженного артиста РСФСР, артиста Всесоюзного объединения государственных цирков.
Обложки. Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.
оставить комментарий