Фридрихштат-Паласт
Цирк и варьете
Несмотря на некоторое сходство варьете и цирка, каждый из этих очагов циркового искусства имеет свой особый характер.
Варьете со своей сценой - это театр (правда, театр особого стиля, с особыми задачами). Кроме чисто цирковых номеров в нем широко представлены сюжетные обозрения, конферанс, художественное чтение, жанровые песни, арии из опер и оперетт, балет, эстрадные танцы и т. д.
Цирк - царство больших представлений с дрессированными животными. Здесь в центре внимания верховая езда, джигитовка, дрессированные хищники, экзотические животные, слоны, а также воздушные номера. Эти представления непригодны для варьете по техническим причинам. На подмостках больших варьете иногда устанавливается большая клетка с хищниками и демонстрируется дрессировка лошадей, чтобы поразить публику необычным зрелищем. Но, как правило, здесь предпочитают работать с маленькими животными - собаками, обезьянами.
Манипуляторы и многие иллюзионисты, которым невыгодно, чтобы их наблюдали со всех сторон, предпочитают сцену варьете по этой причине, а также потому, что их реквизит на большом отдалении в цирке плохо различим. Номера художников-моменталистов имеют больший успех в варьете, так как в цирке половина зрителей, находящихся позади и по обе стороны мольберта, ничего не видит,
Многие номера акробатов, жонглеров, эквилибристов одинаково пригодны и для варьете и для цирка, например, такие, как 2 Хортини, 5 Аркус, Марсо, Альбатросы, Валластоны, 2 Тонеллис, Эсперантос (все они знакомы жителям Москвы и некоторых других советских городов по гастролям немецких цирковых ансамблей).
Важнейшим элементом варьете является танец. Счастливо то варьете, которое имеет собственный балетный ансамбль. "Фридрихштадт-Паласт" располагает одной из крупнейших балетных трупп (около пятидесяти танцовщиц и танцоров), художественное и техническое мастерство которой не уступает балетным труппам некоторых оперных театров. Другим театрам-варьете, которым средства не позволяют иметь собственные балетные труппы, приходится прибегать к услугам странствующих коллективов. Иногда маленькие варьете приглашают всего лишь танцевальные дуэты. В качестве разновидности этого жанра в цирке можно назвать акробатический танец.
Танец как жанр идеально подходит для цирка с его круглой ареной. Однако в цирках, где технически трудно оборудовать на манеже вполне пригодную танцевальную площадку, нельзя поставить танца, претендующего на художественную ценность. Даже отличные танцовщицы и танцоры рискуют (как это уже не раз бывало) показаться дилетантами, если в цирке нет твердой площадки и им приходится работать на качающихся, неплотно сбитых досках или просто на опилках манежа.
ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ ТЕАТРА
Здание, в котором помещается "Фридрихштадт-Паласт", было выстроено в 1867 году мак рыночное помещение. Но уже через полгода из его стен исчезли кочаны капусты, салат и окорока, и после перестройки в 1889 году здесь поселился "старый Ренц" со своими знаменитыми чистокровными рысаками и пестрым многообразием сенсационных аттракционов его цирка.
Начиная с 1919 года здесь, в большом драматическом театре Макса Рейнгардта, звучал высокий пафос трагедий Софокла и Шекспира. Здесь вызывали восторг народа и беспокойство властей "Ткачи" Гергардта Гауптмана. Потом серьезная муза из этого дома выселилась и уступила место "легкой". Здесь ставились блестящие ревю Эрика Харела, гремели овации во славу Клер Вальдоф, Макса Ханзен, Марлен Дитрих.
В черную пору гитлеровского господства здание театра было серьезно повреждено ночными бомбардировками. Его восстановили, и 17 августа 1945 года большое* варьете "Фридрихштадт-Паласт" раскрыло свои двери артистам всего мира и всем друзьям циркового искусства.
* Портал сцены имеет в ширину 18 метров, столько же составляет диаметр поворотного круга. Два малых круга и 10 специальных тележек позволяют быстро менять декорации. Множество передвижных декораций, деталей оборудования сцены и реквизит хранятся в помещении, имеющем 23 метра в высоту.
Если верить старинной немецкой поговорке, то все хорошее сбывается трижды - и "Фридрихштадт-Паласт" приехал к нам в третий раз. Сто лет назад, в 1873 году, в Берлине под сводами крытого рынка раздались звуки циркового марша, и на специально сооруженный манеж въехали артисты конной труппы австрийского наездника Саламонского. Потом тут выступали цирки Эрнста Ренца и Альберта Шумана.
В 1919 году перед манежем возвели большую сцену, на которой Макс Рейн-гардт и Эрих Чарелль ставили театральные спектакли, оперетты, эстрадные программы и эстрадные спектакли на сюжеты известных литературных произведений. Свое нынешнее название - "Фридрихштадт-Паласт" - театр получил уже после второй мировой войны.
Журнал "Советский цирк".