Я один
Итак, «Архива не сохранилось». Что там у нас по Цветаевой? Хочется увидеть в первую очередь.
Высыпаю на пол содержимое коробки. И… ничего. То есть много всего, но ничего, что имело бы отношение к Цветаевским курсам. Директорские бланки – чистые. Документы по собакам (жена Волошина Шкунова была дрессировщицей), купоны на денежные выдачи, газетные вырезки (среди них и о 13-ой зарплате). Несколько старых журналов «Футбол» за 85-ый год, «Уральский следопыт» за 1972-ой. Открытки с хризантемами, грибами и даже Московского метро.
Черт возьми, я кажется, бросил курить. Закуриваю.
И чего тут делает Цветаевская бумажка? Как она вообще сюда попала? А, впрочем, если бы я, например, искал документы о прославленном вратаре Льве Яшине, то присутствие журнала «Футбол» в Волошинском архиве меня бы еще больше удивило. Может быть Маркьяныч так же вот как и я, глядел на эту бумагу и ломал себе голову – и куда это подевался архив Цветаевой? Ведь «Архива не сохранилось» говорит нам о том, что он все таки был.
И чего я заторчал на этом. Ведь сам решил, не углубляться. Просто, папка к папке, журналы к журналам… Потом наверх, а там в компьютер и опять на полку. Процесс, надо сказать, налажен. Маленькие фотографии сканировать, а большие переснимать фотокамерой. Печатные тексты также сканировать и переводить через файн ридер в ворд – т.е. переводить картинку в текстовой файл. Это, конечно, отнимает время, но зато материал становится живым – с ним можно работать. Рукописный текст, конечно, приходится печатать. И тогда я решил, что обязательно должен освоить «слепой» метод. Когда печатаешь, то время уходит главным образом в тот момент, когда надо посмотреть текст – а что дальше. Учился сначала по учебнику и разным компьютерным программам. А потом, как всегда, понял, что они ни к черту не годятся. И опять же, как всегда, составил свою программу, которую назвал «пальцовка» и «распальцовка». Этот квадратногнездовой метод дает мне возможность печатать даже в том случае, когда света нет вообще.
С плакатами тоже возни немало. Особенно когда их больше 1000.
Сначала под прессом выпрямить. Затем разложить по жанрам, жанры на поджары, затем по алфавиту имен, дальше занести в эксель – проставить имя, номера заказа и издания, год (правда он не везде есть), имя художника (правда его не всегда бывает), количество штук, примечание и архив. В архив, как я решил, как минимум три, а то, что сверх – для «возможного использования» (юбилеи, подарки, обмен и пр.) Затем плакаты фотографирую и заношу в компьютер. Необходимо также сделать гиперссылку из экселя на картинку и наоборот, чтобы сократить время поиска. Затем, обработанные таким образом плакаты, укладываются на широкий стеллаж и могут быть забыты. Они у меня в компьютере. Но не надо забывать, что компьютер – машина капризная. Занесенные материалы, и это обязательно, должны быть скопированы на диск. Не надо так же забывать, что диск может испортиться и должен иметь копию. Первый кладу в сейф, а второй в картотечный распределитель. И вот только теперь, включив какое-либо адажио, можно позволить себе раскрыть сделанный файл со множеством изображений. Запустить слайд шоу, взять чашечку кофе, чуть добавив туда коньяку, сигарету и наслаждаться замечательным зрелищем. Ведь плакат – не только реклама, а еще и художественное произведение. Я, конечно, говорю о хороших плакатах. О таких, какими они должны быть. А еще… ведь каждый плакат хранит в себе историю какого-то человека, а все вместе – историю всего циркового человечества. По сути – плакаты – это не что иное, как энциклопедия человеческих жизней и о каждом из них что-то можно написать. Вот, к примеру, этот, с «прощальным бенефисом Теодора Гарди».
Плакат датирован 19-м декабря 1924 года. Кто такой Теодор Гарди? В энциклопедиях нет. Но зато есть другая энциклопедия. И она совсем рядом от общежития, всего в нескольких остановках на троллейбусе.
Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Интересно, а во сколько раз лучше увидеть, чем прочитать?
Вы видели когда нибудь живую энциклопедию?
Продолжение статьи Теодор Гарди отрежет нос желающему из читателей можно прочитать на нашем сайте, а пока…
Из архива курсов «Искусство движения».
Е.П. Чернов, кандидат искусствоведения.
оставить комментарий