Рыцарь Малого театра ‑ Александр Иванович Сумбатов-Южин
B 2006 году Малый театр наряду c Александринским из Санкт-Петербурга отпраздновал 250-летие как первый государственный театр в России.
B 2007-м – Малый отмечает 150-летие со дня рождения выдающегося актера и театрального деятеля Александра Ивановича Сум6атова-Южина (псевдоним по сцене – Южин). Сквозь время и пространство из прошлого в настоящее подобно двум мощным прожекторам пробиваются лучи этих дат, сближая то, что было, c тем, что так актуально сегодня.
Александр Иванович Южин (1857-1927) отличался разнообразными художественными дарованиями. Актер-романтик, он занимал ведущее положение в Малом театре. Был автором нескольких пьес, которые с успехом шли на театральных сценах. Профессионально анализировал спектакли, помогал своим коллегам актерами вскоре стал художественным руководителем Малого театра.
По национальности и социальному положению он был грузинский князь. Его настоящая фамилия Сумбаташвили. Русский вариант – Сумбатов. Он родился 4 (16) сентября в селе Кукуевка Тульской губернии в имении своего отца, человека умного, образованного, отличавшегося передовым мировоззрением. Молодой Южин хорошо знал русский язык, русские нравы и обычаи. Отец дал ему хорошее воспитание и образование. После окончания гимназии Южин учился на юридическом факультете прославленного Петербургского университета. Слушал лекции профессора А.Д. Градовского по теории государственного права. Александр Дмитриевич Градовский (1841‑ 1889) был представителем русского либерализма и призывал к постепенному продвижению по пути прогресса, Градовский изучал исторически сложившееся государственное устройство России в контексте господства законодательства. Он создал систему науки русского государственного права. Таков трехтомник « Начала русского государственного права» (1876-1883). Градовский написал курс лекций «Государственное право важнейших европейских держав» (1886), который был первым в европейской литературе общим курсом государственного права, составленным по сравнительному методу. Научные труды Градовского: «Высшая администрация в России XVIII столетия в генерал-прокуроры» (1866)» и « История местного управления в России» (1868), ценны своими фактическими данными. Несомненно, лекции и научные труды A.Д. Градовского имели большое значение для идейного формирования Южина.
Но особенно интересовало Южина искусство театра. Еще обучаясь в средних классах гимназии, он начал выступать в театральных любительских коллективах. Позднее он перешел в коллективы полулю6ительские и полупрофессиональные, и, наконец, – в профессиональные. Став профессиональным актером, Южин поначалу избрал псевдоним – Сольцев. Было это в Летнем театре Тифлиса в 1876 году. Южину исполнилось девятнадцать лет.
B 1878-1839 годах Южин играл на клубных сценах Петербурга. B 1881 году он был принят в театр Анны Бренко в Москве, Анна Алексеевна Бренко (1848– 49? –1934) организовала в 1880 году один из первых профессиональных частных театров в столице. Кроме самой Бренко художественной частью театра руководили выдающиеся деятели театра Василий Николаевич Андреев-Бурлаки Михаил Иванович Писарев. B труппе работали талантливые актеры: П.A. Стрепетова, A.Я. Глама -Мещерская, M.T. Иванов-Козельский, B.П. Долматов, Спектакли пользовались успехом, однако в связи c финансовыми затруднениями в 1882 году театр этот был закрыт. Тогда актер, перейдя в Малый театр, и стал Южиным и оставался в нем до конца своих дней.
Как актер, Южин обладал рядом бесспорных достоинств. Прежде всего, он поражал огромным актерским обаянием. Появившись на сцене, он приковывал внимание зрителей и, поддавшись магии его таланта, они безоговорочно верили в то, что он делали говорил. Южина отличал великолепный, от природы хорошо поставленный голос. Его звучание захватывало сидящих в зале. Будучи актером-романтиком, он увлекал своими переживаниями, силой темперамента.
Страдания его героев находили отклик в сердцах зрителей. Герои, которых играл Южин, вступали в борьбу за справедливость, защищая честь и достоинство человека, обличали порок и лицемерие, утверждали правду. Актер Южин полностью перевоплощался в своих героев, и таинственная сила этого актерского перевоплощения оказывала мощное воздействие на зрительный зал.
C 1877 года в двадцатилетнем возрасте начинается драматургическая деятельность Южина. Первая пьеса – «Права жизни». B Малом театре была поставлена пьеса Южина «Листья шелестят» в 1881 году еще до поступления его актером в Малый театр. Ранние пьесы Южина были проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивали свое человеческое достоинство, вступали в борьбу c обывательским окружением. Сценичность написанного, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актеров обеспечили успех пьесам Южина. Немаловажное значение имел тот факт, что некоторые роли заранее создавались c учетом игры конкретных исполнителей, a это придавало им особый колорит.
Однако следует сказать, что подчас реалистические тенденции подчинялись в драмах Южина условной театральности. Это было присуще первым драматургическим опытам. B их числе – «Листья шелестят», «Соколы и вороны», написанные совместно c Вл.И. Немировичем-Данченко (1895) и поставленные в Театре Корша, «Арказановы» (1886, Малый театр), «Цепи» (1888, Малый театр), где Волынцеву играла Гликерия Николаевна Федотова, a Ольгу Николаевну – Мария Николаевна Ермолова.
B конце 1890-x годов Южин зарекомендовал себя как автор комедий. В них он выступал как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии – «Джентльмен» (1897, Малый театр), вырождающегося барства – «закат» (1899, Малый театр), петербургской бюрократии – «Невод» (1905, Александринский театр, Малый театр).
Особое место в драматургии Южина занимала пьеса периода эпохи покорения Кавказа «Старый закал» (1895, Малый театр). В главных ролях в «Старом закале» были заняты: M. Ермолова – Вера, K. Рыбаков – Олтин, M. Садовский – Корнев, О, Садовская – Дарья Кировна. Романтическим характером отличалась «Измена», посвященная легенде далекого прошлого Грузии. Она была написана в 1903 году и поставлена в Малом театре. Главную героиню Зейнаб играла Ермолова.
Морально-этические проблемы были подняты Южиным в пьесе «Ночной туман» (1916, Малый театр). Человек умный, вдумчивый, работоспособный, c большой ответственностью относящийся к актерской профессии, Южин работал над ролями постоянно, систематически, помногу. Он занимался дома изучением новых пьес, a приходя в Малый театр, усиленно репетировал. Его отличало умение разобрать даже самые сложные роли, понять их внутреннее содержание. Он умел сливаться c теми персонажами, которых ему приходилось играть. Не казаться ими, a, так сказать, ими становиться. Южина отличал большой темперамент, искренность чувств, умение понимать характеры играемых им людей и становиться ими. Он умел зажить жизнью показываемых им героев, быть взволнованным их чувствами и переживаниями. По своему амплуа Южин и был, как говорили в ту пору в театре, героем-любовником. Сыграв на протяжении многих лет огромное число ролей, Южин, конечно, знали отрицательных персонажей. Но таковых в его репертуаре было относительно немного. Больше ему нравилось играть положительных героев, людей умных, жизнестойких, решительных, вступающих в борьбу против зла, пошлости, трусости, беспринципности и других человеческих пороков. Причем борьбу c человеческими недостатками Южин вел c большой активностью, взволнованностью и глубиной переживаний. Зрители бывали поражены и даже потрясены тем, c какой страстью герои Южина вступали в борьбу за высокие идеалы. А это значит, за подлинные моральные устои, честность и справедливость. При этом существенно следующее обстоятельство. Южин заботился не только о том, чтобы c максимальной глубиной раскрыть своих персонажей, показать их человеческую сущность. Он делал все для того, чтобы его партнеры по спектаклю также проникались значимостью играемых ролей. Фактически, Южин становился художественным руководителем. Еще до великих начинаний Художественного театра, до великих новаторов K.C. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Южин зарекомендовал себя как художественный руководитель отдельных спектаклей, a затем – и всего Малого театра. В этом одно из главных достоинств Александра Ивановича Южина и его непреходящее значение для истории не только Малого, но и всего отечественного театра. В то же время Южин стремился использовать достижения других постановщиков и, прежде всего, великого деятеля Малого театра Александра Павловича Ленскогo.
Большинство актеров c удовольствием соглашалось работать под началом Южина. B 1909 году он был назначен Дирекцией Императорских театров управляющим актерской труппой Малого театра.
Ни в каких специальных театральных училищах Южин никогда не обучался. Но, работая в разных театрах, сталкиваясь c многочисленными партнерами, в том числе – с весьма талантливыми, используя их опыт, он, как актер и постановщик, все более совершенствовался.
Теперь расскажем о некоторых ролях, Южиным сыгранных.
Y мемуаристов и в записях самого Южина можно найти немало свидетельств того, что первоначально и труппа и публика встретили его недоверчиво, потому главным образом, что ему предстояло заменить Ленского. Но Южин упорно и честно завоевывал прочные позиции в Малом театре. «Пресса 80-x годов все время бросала ему камни под ноги и, случалось, пре6ольно, – вспоминал Амфитеатров. – А он морщился, да шел вперед, кряхтел, да шел!.. Нельзя видеть перед собою длящуюся работу железного характера без того, чтобы не проникнуться уважением к нему. И вот Южиным начинают интересоваться, потом увлекаться. Южина начинают понимать. Южин становится нравственным центром труппы, интеллектом его сложного организма, магнитом публики».
Южин умел ставить перед собой максимальные творческие задачи и методично трудился над их осуществлением, вызывая уважение и восхищение не только своей работоспособностью, но и значительностью достигаемых результатов.
Наиболее заметна была эволюция, которую претерпел Южинский Чацкий. Дебютируя в этой роли на сцене Малого театра, актер вел ее темпераментно и увлеченно, но со временем подробно разработал линии взаимоотношений c Софьей, нашел общий тон поведения Чацкого, вводил в сценический рисунок точные бытовые подробности.
Свою художественную цель Южин видел в эти годы в утверждении героического репертуара. Он подхватывал тенденцию, которая к тому времени достаточно полно выявилась в творчестве его старших товарищей – Ермоловой, Федотовой, Ленского. Это стремление глубоко отвечало пафосу его творческой индивидуальности. «Пропеть гимн человеку, его мощи, величию и красоте его страстей, их правящей роли в жизни... вот, на мой взгляд, то, что, может быть, поначалу и совсем бессознательно, устремило натуру Южина в актерское искусство... Все его актерское творчество будет, если брать его в целом, рассказом o большом человеке c торжествующей волей. Южин иногда играет недостаточно сложно, но он никогда не играет тускло... Тонкая психологическая изощренность его не очень уж увлекает. Но ему непременно нужна наполненность чувства. И она y него, эта наполненность, всегда есть. И таким же образом ему не нужно самозабвение. Но ему нужно, и это всегда y него есть, чтобы чувство было красиво выражено».
Бесспорные победы были одержаны Южиным в пьесах Шиллера и Гюго. Роль Дюнуа в «Орлеанской деве» Шиллера, в которой он заменил Ленского, была сыграна Южиным «с благородной романтической приподнятостью» и «широким разливом красивых юношеских чувств».
А.А. Яблочкина вспоминала: «Какой необыкновенный подъем охватывал весь театр, что делалось с молодежью, когда он своим мощным бархатным баритоном восклицал:
« – K оружию! Бей сбор! Все войско в строй!
Вся Франция, беги за нами в бой!» –
и, обнажая меч, c громадной силой взывал:
– Все за нее, всей крови нашей мало...
Спасти ее, во что бы то ни стало!»
Казалось, он своим увлечением заражал весь театр, a молодежь c галерки готова была прыгнуть на сцену и вместе c Южиным спасать Ермолову – Орлеанскую деву».
После того как в 1886 году Южин c «пламенностью, драматическим напряжением» и «вскипанием энтузиазма» сыграл Мортимера в «Марии Стюарт» Шиллера, он безоговорочно завоевал всеобщее признание. Продолжая работать упорно и планомерно, он год за годом играет Эгмонта в трагедии Гёте (1888), Карла ц в «Эрнани» (1889), Макбета (1890), Рюи Блаза (1891), Гамлета (1891) и, наконец, маркиза Позу в «Дон Карлосе» (1894). Роль Эгмонта, которая давала «меньше простора разливным чувствам, приподнятой лирике», но зато больше места для величественности, для монументальности и для речевой красоты исполнения», критика называла «одним из наиболее живописных исполнении» Южина. Южинский Карл ц в «Эрнани» и через десятилетия жил в памяти зрителей «одним из самых пленительных воспоминаний». Труднейшая сцена – монолог Карла V перед гробницей Карла Великого – была «полным триумфом актера, его красивого пафоса, его декламационного искусства, его хорошей сценической напевности и изукрашенной правды, не становящейся от того ложью». B роли Рюи Блаза артисту не удались лирические сцены, но «пафос негодования, сарказм, ирония» заслоняли «недочет в любовном ворковании».
К роли маркиза Позы Южин «готовился как к священнодействию». B сознании русского общества 80-90-x годов XIX века шиллеровский маркиз Поза и его смелые речи перед тираном занимали совершенно особое место. Южин насыщал шиллеровские стихи «самоотверженным мужеством», «с громадным сценическим тактом он находил равнодействующую между искренностью и торжественностью, между эмоциональностью и диалектикой и был подлинно шиллеровским героем». 06 атмосфере, возникавшей в театральном зале во время южинских монологов, в рецензии на этот спектакль говорилось: «Не остается ни одного обычно тусклого, апатичного лица. Будто дохнуло другим воздухом»8. Именно в этом своем создании Южин оказался «в наибольшем созвучии c современной ему русской общественностью».
Южин упорно работал над шекспировским репертуаром. Благодаря ему Шекспир не сходил c афиш Малого театра. Однако для шекспировских ролей, как артист, он был «менее приспособлен свойствами своей артистической натуры», чем для Шиллера. Южин был в этих ролях «больше романтичен, чем трагичен», он «отлично показывал того, кто втянут в трагедию, но недостаточно демонстрировал самую трагедию, при большом внешнем движении внутренняя игра оставалась статичного». Это относилось и к Макбету, в котором актера «увлекала внутренняя мощь, огромная, сверхчеловеческая сила натуры бесстрашного, первозданного гиганта, гибнущего под властью непреодолимого честолю6ия». Его Гамлет казался «впавшим в скорбь и меланхолию сильным практическим деятелем». Он играл философа, который «способен возвыситься до мировой правды не инстинктом сердца, но математическим вычислением». B Ричарде III он также пьг тался, прежде всего, выявить «громадную душевную силу», обратившуюся под давлением обстоятельств «в ненасытное честолюбие и громадное презрение к людям». Он строил роль крупно, большими штрихами, по определению Эфроса — «глыбасто».
Помимо множества центральных ролей в текущем репертуаре Южин в 90-e годы играет несколько ролей в пьесах Островского. Заметной победой артиста стал Беркутов в «Волках и oвцax». Играя Беркутова, Южин «тщательно собрал все, что только характеризует Одиссея новейшего времени: человека, превосходно обделывающего свои дела при всяких обстоятельствах, умеющего с первого взгляда оценить своих противников и поле битвы и поэтому неизбежно питающего почти ко всем людям чувство иронии, почти обидной снисходительности и терпимости». Этот метод работы определял впоследствии победы Южина в характерных ролях.
После октябрьской революции Южин продолжал играть на сцене Малого театра. Первой постановкой советского Малого театра были «Бешеные деньги» A.H. Островского. Премьера состоялась 20 декабря 1917 года. Самым интересным в спектакле был Южин — Телятев. «Весь мой восторг старого театрала я отдаю ему», — писал Э.M. Бескин. Южин изображал Телятева несколько старомодным русским барином. B нем не было никакого европейского шика. Это был представитель того родовитого дворянства, которое никогда не знало никакого труда. Южинский Телятев брал от жизни все лучшее, не задумываясь o будущем. Но был он в то же время умница и скептик. Южин придавал ему налет легкомыслия, что делало Телятева даже привлекательным. Так играл артист до революции.
Но в условиях новой зрительской аудитории и на выездных спектаклях Южин увидел иное восприятие его легкомысленного и порхающего Телятева. Он начал видоизменять интерпретацию роли, окрашивая образ в сатирические тона. Играя комедийные роли, актер стремился к характерности, сохраняя приподнятость тона и несколько нарочитую театральность.
Большое значение для Малого театра имела постановка «Посадника» A.K. Толстого. Премьера состоялась 22 октября 1918 года. «Посадник» в постановке режиссера А.А. Санина был интересен тем, что впервые на сцене Малого театра героем стал народ. Роль Посадника исполнял Южин. B домашней обстановке актер показывал его человеком мягким, добрым, по-стариковски ворчливым. Но на площади, когда решалась судьба Новгорода, Южин поднимался до подлинной монументальности.
19 января 1920 года Малый театр показал «Ричарда III» в режиссуре А.А. Санина и H.O. Волконского. Большинство актеров в ролях были неинтересны. Исключение составляли: Южин – Ричард III, M.H. Ермолова – королева Маргарита, B.H. Пашенная – Анна. Южин играл Ричарда III откровенным злодеем. Но что было очень характерно для Южина, – он, играя хромого урода-горбуна, – оставался по-своему красив, во всяком случае, благороден.
18 апреля 1920 года Малый театр выпустил премьеру «Женить6у Фигаро» Бомарше в постановке И.C. Платона. Спектакль публике понравился. «Что-то бесконечно бодрое заключалось в нем. Весь он был пропитан мощной и заразительной радостью»16. Конечно, Южин и E.K. Лешковская – Фигаро и Сюзанна – были староваты и тяжеловаты для своих героев. зато ритм, изящество, искрометность их диалогов не могли не восхищать. Южин c таким увлечением произнес последний монолог, что в зале долго звучали аплодисменты. B его Фигаро было много жизненного опыта и иронии.
5 апреля 1921 года после капитального ремонта Малый театр открылся комедией «Горе от ума» Грибоедова (режиссер – Санин). До премьеры Южин рассказал в журнале «Культура театра» o своем понимании великой комедии, утверждая, что «протест набатом звучит не только в речах Чацкого, но и во всем организме пьесы, во всех ее отдельных положениях. Протест этот полон такого высокого и благородного порыва, такой великой художественной красоты, обличен в такую живую неумирающую силу слова и стиха, что самый придирчивый зритель не в силах устоять против его зажигающей силы».
Что касается Фамусова, то Южин понимал, что в новых условиях эту роль следует играть по-новому: «B эпоху Грибоедова Фамусов – объект сатиры гениального автора. B нашу эпоху – это историческая фигура, типизирующая весь уклад русской жизни той полосы... Фамусов не только представитель, он – творец, один из творцов того мира, который его окружает и создает горе уму».
Южинский Фамусов был аристократом, и казалось странным, что он не носил титула. Этот тонкий дипломат в то же время был искренен в стремлении служить не делу, a лицам ради корыстных интересов. Ему свойственно презрение к нижестоящим, пренебрежение к подчиненным и смертельная борьба со всякой Свежей мыслью, которая пытается проникнуть в Фамусовский дом. «Умело выдвигая социальный фон, Южин не оставляет без внимания индивидуальных черт изображаемого им персонажа»19. Сатирический образ он окрашивал лирическими чертами. Достаточно вспомнить, c каким Восторгом, упоением даже поэтически он рисовал образ Максима Петровича. Когда он заставал B сенях Чацкого c Софьей, то поднимался до трагедии.
Актер виртуозно декламировал текст, используя богатейшие возможности голоса. Он оттенял каждую мысль как Тембральной окраской, таки модуляцией голоса, причем чуть ли не каждое давно знакомое слово звучало новой прелестью.
Южин – Фамусов был одет во фрак, украшенный звездой, на ногах чулки, туфли c пряжками.
Сохранилось драгоценное свидетельство о том, как играл Южин – письмо П.A. Кропоткина. Напомним, что по происхождению Кропоткин был князем, значит, он мог наблюдать если не самих Фамусовых, то их потомков. Он писал: «И вот, уважаемый Александр Иванович, позвольте сказать, что именно этот тип Вы превосходно воспроизвели, не упустив необходимой черточки русского дОбродушия (Ну хоть в том, как BЫ кинули замечание Петрушке: «Вечно Ты с обновкой»).
Наряду c актерской игрой, Южин принимал активное участие в работе театрального комитета входящего в состав Наркомпроса. Он постоянно участвовал в диспутах, посвященных деятельности театров, в частности Малого театра, спорил c B.Э. Мейерхольдом, утверждая, что классические произведения не подлежат переделке, что и так они раскрывают главное существо жизни. Южин настаивал на том, чтобы классика занимала главенствующее место в репертуаре Малого театра. Однако Южин считал, что Малый театр должен обращаться к современной драматургии, и 7 ноября 1921 года Платон вместе c художником M.Б. Аобужинским выпустил премьеру пьесы А.B. Луначарского «Оливер Кромвель». Южин играл заглавную роль. B его исполнении Кромвель был фанатически предан идее борьбы. Это был суровый, решительный вождь и такая трактовка образа импонировала зрителям.
На протяжении исторически короткого срока, c 1917 по 1921 год, Малый театр прошел большой и сложный путь развития. Изменения в его деятельности были очевидны. Быть художественным руководителем Малого театра Южину становилось все труднее из-за болезни. Но, тем не менее, он был вынужден в марте 1923 года принять пост директора Малого театра и занимал его до 1 января 1926 года. Он оставался почетным директором и председателем Художественного совета.
Но даже болезни не могли отвлечь Южина от насущных проблем Малого театра. И хотя в Малом театре была Сильнейшая труппа драматических артистов, Южин думал об актерской молодежи. B 1918 году он привел в театр молодую актрису E.H. Гоголеву, увидев ее в одном из районных коллективов. По инициативе Южина было открыто Театральное училище, носящее ныне имя M.C. Щепкина. B 1926 году был открыт музей Малого театра. Со здоровьем у Южина становилось все хуже и он отправился лечиться во Францию. 17 сентября 1927 года в местечке Жуан ле Пэн великий актер и великий театральный деятель отечественного театра скончался. Гроб c телом был доставлен морем в Батум. Оттуда специальным поездом отправлен в Москву.
На каждой большой станции устраивались траурные митинги: «Ни один артист не знал такого огромного посмертного чествования, такого выражения любви и уважения, какими Москва провожала гроб Александра Ивановича».
B год 150-летия со дня рождения Александра Ивановича Южина, вспоминая о нем, мы еще раз отметим ту огромную роль, какую сыграл он в сохранении лучших традиций Малого театра и всего театрального дела в России.
Ю.A. Дмитриев
оставить комментарий