Об искусстве клоуна
Клоун Арношт Янечек с сыном
Клоун Нико Пагини
Статья «Об искусстве клоуна», перепечатанная нами из чехословацкого журнала «Театр», встретила живой интерес в среде артистов разговорного жанра чехословацкого цирка.
Несмотря на некоторую дискуссионность отдельных положений, автор верно ставит вопрос о дальнейшей судьбе так называемой «классической» клоунады, о становлении образа и маски клоуна, о сатирической направленности репертуара клоунов.
* * *
Быть хорошим клоуном очень трудно.
Актеру наряду с физическими данными для его профессии должно быть присуще понимание характера образа, идеи и текста пьесы; клоун же должен обладать способностями актера, развитым талантом импровизации и, кроме того, умением использовать в манеже и цирковые трюки.
Если бы клоун был только хорошим актером, он бы выпадал из стиля циркового искусства — искусства, отличающегося, к примеру, от спортивной гимнастики подчеркиванием акробатических эффектов и остроумным составлением номеров.
Если бы клоун был только цирковым артистом, не обладающим какими-либо актерскими данными, он не сумел бы поддерживать контакт с публикой до конца представления и люди смеялись бы только вначале, при виде его маски.
Многие артисты, которые отлично изображают клоунов на сцене, теряются в манеже, их тонкие выразительные средства бледнеют на цирковом манеже. И, наоборот, цирковой клоун на сцене слишком грубоват, переигрывает; шутка, естественная в манеже, на сцене становится наивной.
И все же когда-то между актером и клоуном не было разницы.
Шут — старинный персонаж народных представлений, Клоун, если мы вернемся к истокам возникновения этого слова, был шутом английской сцены. Его близкими родственниками можно считать итальянского Арлекина и немецкого Гансвурста.
В этом пункте история цирка и история театра совпадают. Имена славных шутов, как, например, Джо Гримальди и Карла Бартинацци, являются достоянием истории не, только цирка, а в равной мере и театра.
Только в XVII веке клоун появляется в балете, а спустя еще сто лет выступает уже преимущественно в цирках и пантомимах.
Цирковой клоун XIX столетия ближе к персонажам ярмарочных комедиантских сценок, миру бродячих фокусников, музыкантов и огнеглотателей, чем к ловким придворным шутам шекспировских драм. Когда театр начинает отрываться от реальности и становится театром интеллектуалов, когда его присваивают себе представители высших общественных кругов, шут остается на подмостках предместий, смешит и поддерживает простых зрителей.
Театральный персонаж—клоун превращается в тип народного комедианта — развязного молодчика, который на все трудности реагирует смехом, а получив увесистую затрещину, способен смеясь подняться.
Связывать оба типа — шута шекспировского и клоуна ярмарочной пантомимы XIX века — кажется парадоксальным, может быть, потому, что наши представления о театре елизаветинской эпохи несовершенны. Простая публика тогдашнего времени — люд лондонских предместий и лондонского дна — вероятно, больше ценила в клоуне комедиантские трюки, иллюстрирующие его актерское выступление, чем остроту его ума и идейную глубину произносимых диалогов.
Если бы для шекспировской драматургии не было характерно наряду с поэтической и идейной ценностью также и стихийное комедиантство, шуты были бы давно забыты или же стали бы достоянием небольшого числа интеллектуалов.
Клоун Беда Лак
Клоун Петр Парванов
Это обычно делалось при установке и уборке реквизита. Позже этот внук народных ярмарочных комедиантов начал вводить в свои танцевально-цирковые номера живое слово, игру слов, сатирические намеки и подчас целые монологи.
Его выход на манеж, первое появление перед публикой получило название клоунского антре. Клоунское антре со временем стало самостоятельным номером программы, и теперь так называемый «реприз-клоун» (клоун, выступающий между отдельными номерами со связывающими репризами) не мог выступать один.
Возникли группы из двух-трех клоунов, представляющихся публике в коротких сценах, клоунских антре, драматически поставленных пантомимах с минимальным использованием живого слова.
Клоунские антре — это дети пантомимы, занесенной во Францию итальянскими комедиантами в XVI столетии.
Комедия масок (commedia dell'arte) не обходилась без пантомимических сценок, разыгрываемых знаменитыми танцорами и акробатами. В XVIII веке, приблизительно в то время, когда театральный шут-клоун становится персонажем балета, Новерр стремится оживить искусство, скатывающееся к условности танца, с помощью итальянской пантомимы и создает так называемый «bаllеt d'action».
Немного позднее появляются в Париже революционный реформатор пантомим Де-бюро и его ученики Legrand, Kalpestri, Guyon.
Выросли авторы пантомим, из которых наибольшей популярностью пользовался Шамфлери. Пантомима стала самостоятельным сценическим жанром. Во время господства формализма, путаницы различных художественных направлений, представители которых теряли почву под ногами, пантомима осталась народной благодаря своей понятности, непосредственности и ясной идее.
Клоунское антре в цирке нельзя отождествлять с пантомимой, но, разумеется, обе эти формы имеют ряд общих черт, главным образом то, что в них отчетливо проявляются традиции комедии масок.
Сегодня сценическая пантомима находится, конечно, на значительно более зрелой стадии развития, чем клоунада, которая до сих пор не нашла своих авторов и насчитывает в своей истории только горсточку выдающихся представителей. Так же как в комедии масок, в классической клоунаде выступают типы, маски. В наше время самой обычной и самой известной фигурой является молодчик в широких брюках и клетчатом пиджаке, заплаты которого сияют всеми цветами радуги. Нос у него картошкой, над ним два больших белых пятна, меняющие выражение глаз, линия рта подчеркнута цветной рамкой.
Клоунов в манеже обычно двое. Одному из них палец в рот не клади, это человек, который не теряется в самых удивительных жизненных ситуациях и смех которого ни на секунду не умолкает. Его товарищ — плаксивый неудачник. Ничто и никогда ему не удается, жизнь для него беспрерывная цепь неприятных сюрпризов, препятствий и неудач, на которые его более хитрый коллега реагирует лишь язвительной усмешкой и шутками.
Кроме этих «заплатанных» клоунов на манеж выходит (густо напудренный) элегантный шут-аристократ, так называемый Белый клоун. Он одет в комбинезон, усыпанный блестками, короткие брюки галифе, белые чулки и туфли на полувысоком каблуке с украшениями. В вихре проказ своих коллег он ведет себя чинно, не забывает о своем «высоком» происхождении, модничает. Это надутый, блестящий пузырь, дурак, выдающий себя за «большого господина».
Представителем высшей власти, общественной организации и дисциплины является так называемый шпрехшталмейстер, или режиссер-инспектор, ведущий программу и являющийся посредником между клоунами и публикой. Несмотря на серьезное и строгое лицо он часто попадает в комические положения, так как зрители всегда больше симпатизируют оборванному клоуну, чем элегантному «шефу» манежа.
Буффонадные клоуны В. Сухи, И.Вотруба
Таковы основные типы классической клоунады которая, к сожалению, не нашла своего Дебюро и Шамфлери.
В истории клоунады мало славных имен, таких, как Фриго или Грок. Их мало потому, что развивались новые формы и артисты, работавшие в области клоунады, покидали цирк, перенося элементы творчества цирковых клоунов в пантомимы, мюзик-холлы и кино.
Если бы Дебюро так не блистал в театре «Funambulus», его имя, конечно, было бы записано в историю цирка, точно так же как Чаплин был бы цирковым клоуном, если бы через подмостки более современного мюзик-холла не попал в кино.
Чарли Чаплин в своих немых гротесках — это, собственно, клоун. Уже то, что он использует клоунский костюм, известный задолго до его рождения в парижских цирках и кабаре, как пишет Жорж Садуль в книге «Чарли Чаплин», и то, что он создает тип, является характерной чертой клоуна.
Его актерское искусство — это серия пантомимических шуток с реквизитом и частых каскадов, особенно в кинофильме «Чаплин возвращается с прогулки». Чаплин часто усиливает эффект актерской игры акробатическими трюками, особенно неотразим он как каскадер. Несмотря на свое стремление к модернизации искусства кино, он выступал против звукового кино, так как клоунада и бурлеск варьете влияли на него и в более поздний период.
Его гениальность позже перешагнула границы гротеска и вдохнула в маску интенсивную жизнь, настолько интенсивную, что клоун Чаплин подошел к границе трагикомического. Но даже его самые зрелые кинофильмы не позволяют зрителям забыть об актерско-цирковых гротесках, когда Чаплин был уже великим автором, великим режиссером, великим актером, но ко всему еще и великим клоуном.
То, что гении, творчество которых питалось традициями клоунады, или вообще не пришли в круглый манеж, или же покинули его, а также недостаток хороших либретто — все это вызывало разложение клоунского искусства.
Не нашлось гения, реформатора, циркового Дебюро, который поддержал бы это искусство и поднял клоунаду на уровень других видов искусства, почерпнувших так много из ее традиций.
Совершенно отличным было развитие клоунады в дореволюционной России. Это единственная страна, где конкуренция не повредила развитию цирка. Система постоянных цирков, оборудованных для того времени по последнему слову техники, была благоприятной средой для творческого роста.
Артисты цирка, подобно многим актерам, стали частью самых передовых слоев общества. Образовалась группа энтузиастов, готовых посвятить всю свою жизнь прогрессивным идеям, В клоунских выступлениях, зажатых цензурой, звучали ноты протеста против существующих порядков, а острая антицаристская сатира смешила разнообразную и многочисленную публику. Уровень программ повышался, потому что в России погоня предпринимателей за прибылью не оказывала на цирк такого влияния, как в других странах.
Традиционная клоунада с почти неизменными типами не удовлетворяла нужд сатиры, а потому возник новый тип реприз-клоуна, так называемый «коверный», Он отказывается от традиционного костюма, так хорошо известного на европейских цирковых аренах; он надевает самые разнообразные гротесковые наряды, его фантазия в этом не знает границ. Намного чаще он использует живое слово. Он не ограничивается выступлениями при установке и уборке реквизита; как всесторонний артист, он
работает под руководством режиссера прямо в номерах, где помогает заполнить паузы для отдыха артистам. Это способствует плавному течению программы.
Комические элементы включаются прямо в номера, где с коверным вместе работают комические партерные акробаты, прыгуны на батудах, музыкальные эксцентрики и даже комики-дрессировщики.
Появляется множество типов клоунов — специалистов в определенном цирковом жанре. Ко всему этому коверный — цирковой конферансье, он придает представлению стилистическое единство.
В русском и советском цирке уже несколько клоунов прославились большим художественным мастерством.
Анатолия Леонидовича Дурова, одного из первых современных коверных, с 90-х годов до самой революции почти беспрерывно преследовала полиция за оппозиционные шутки, которые как волна распространялись по всей России. Его брат, Владимир Леонидович, клоун-дрессировщик, автор нескольких книг для молодежи, ставил целые пантомимы с дрессированными животными.
Из большого числа советских коверных наряду с представителями старшего поколения, такими, как Лазаренко и Альперов, большой популярностью пользуются Карандаш, Вяткин, Середа, Мусин и молодой выдающийся артист Попов, который привел в восторг зрителей и критику в 1956 году во время гастролей советского цирка в западноевропейских государствах и на Международном цирковом фестивале в Варшаве.
Но коверный — это уже не клоун, не маска, у него нет неподвижного лица традиционного шута. Это современный цирковой комик, сатирический актер, искусство которого умножено зрелым мастерством циркового искусства. Для коверного пишутся либретто, так что он не должен полагаться лишь на традиционные трюки и выработанную способность импровизировать. От него, конечно, требуется, чтобы он и сам создавал новые пантомимические шутки, более тонкие и близкие современным зрителям и таким образом обогащал могучий фонд комических трюков, созданный в течение нескольких веков его предшественниками.
Коверный — это мост, перекинутый от бродячих групп комедиантов, музыкантов и певцов к современному режиссерски поставленному представлению в цирке, которое все больше возрождается к жизни.
Совершенно иные условия существования клоунады в Чехословакии. У нас большинство реприз-клоунов воспитываются из рядов цирковых артистов старшего поколения, музыкальных клоунов, акробатов-эксцентриков, комических каскадеров и других, которые смотрят на клоунаду как на второстепенное дело, как на источник дополнительного заработка. Почти каждый из них специализируется в каком-либо цирковом жанре, так что в первую очередь их интересует цирковой номер, и только в свободное время они работают над клоунадой.
Лишь несколько человек специализируются на сюжетной клоунаде, но и то большей частью используют традиционные, давно проверенные шутки и буффонадные трюки.
Современный чешский коверный рождается очень медленно. Он развивается из известного реприз-клоуна в очень тяжелых условиях, так как у него нет в распоряжении оригинального сценарного репертуара чешских авторов.
Если мы хотим, чтобы клоунада мелкая сценическая форма с большим общественным диапазоном, развивалась и дальше, необходимо, чтобы ее действенность поняли писатели, художники и композиторы, пишущие для сцены, и чтобы она нашла понимание в высоких учреждениях.
Виктор ДУСИЛ
Перевод с чешского
П. Акимовой и А. Левина
К. Смрж
Когда небольшие бродячие труппы выросли в современные цирки почти в нашем понимании этого слова, клоун, как артист, связывающий отдельные выступления в одно целое, начал вводить в свои комические приемы парадирование серьезных цирковых номеров.