Али-Бек
Когда смолкают последние такты лезгинки и скрываются за кулисами кони, зрители и артисты всегда горячо аплодируют стоящему в середине манежа пожилому джигиту в белой папахе и такой же черкеске.
На фото: когда Али-Беку Кантемирову исполнилось семьдесят пять лет, его ученики и воспитанники решили сфотографироваться со своим учителем.
Заслуженного артиста РСФСР и заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР Али-Бека Кантемирова (так зовут этого джигита) знают все артисты нашего цирка и миллионы зрителей во многих городах страны и за рубежом. Он принадлежит к тому нестареющему племени ветеранов советского цирка, которые на своих плечах вынесли все тяготы становления нашего циркового искусства и своим мастерством способствовали его расцвету и всемирной славе.
Уже больше лет имя Али-Бека не сходит с афиш, а его номер служит украшением любой цирковой программы.
Начало артистической деятельности Кантемирова было не совсем обычным. В конце 1906 года двадцатипятилетним юношей поступил он учеником в цирк Малюгина. В этом возрасте люди обычно в цирке уже имеют свои номера. Али-Бек имел за своими плечами лишь полуголодное детство в обремененной ребятами семье крестьянина-осетина, шесть лет тяжелого труда на кирпично-черепичном заводе барона Штейнгеля и четыре года работы наездником на ипподромах Северного Кавказа. Внешне он никак не походил на ученика. Как и все его родичи, вырос Али на редкость крупным и сильным. Но большой вес не мешал ему быть ловким в джигитовке. Это и заставило Кантемирова бросить ипподром и прийти в цирк.
В то время джигитовка была новым жанром для цирка. До Кантемирова ее демонстрировали на аренах маленьких провинциальных цирков всего два человека — грузин Георгий Антадзе и осетин Гудцов Агубе. Их джигитовка была довольно примитивной. Эффект достигался чисто театральными приемами — экзотическими танцами, стрельбой и гортанными выкриками во время галопа по манежу.
Молодой Кантемиров фактически не имел учителей в цирке. Он самостоятельно репетировал. Всего два месяца потребовалось ему для подготовки своего номера, и 11 февраля 1907 года в Батуми Кантемиров уже впервые на публике танцевал с кинжалами, брал на коне барьеры и лихо исполнял джигитовку.
В отличие от Антадзе и Гудцова, механически перенесших на манеж конные упражнения кавказских горцев, Али-Бек с первых дней показал себя творческим человеком. Несмотря на успех, Кантемиров не останавливается на достигнутом, продолжает создавать новые трюки. Сейчас, бывая в цирке, публика всегда с затаенным дыханием следит за джигитами, которые на полном галопе спускаются с седел, пролезают под животами своих коней и снова садятся в седла. Но мало кто знает, что такого упражнения нет ни у одной из горских народностей, что автором этого трюка в цирке является Али-Бек.
Вначале у Кантемирова, несмотря на все его старания, ничего не получалось. Как-то, разговорившись с цирковым конюхом, он узнал, что пролезание под животом лошади пытался делать один оренбургский казак, его сослуживец по армии.
— А видел ли ты, как он делал трюк? — спросил нетерпеливо Али-Бек.
— Нет, не видел. Однажды он собирался показать его мне во время маневров, но не сделал, так как у него не было свободной подпруги.
«Свободная подпруга»! Не в этом ли секрет трюка?» — подумал Али-Бек.
Он купил на базаре ремень, сделал из него подпругу и попробовал выполнить трюк. Через несколько репетиций Кантемиров добился своей цели.
Уже в те годы Али-Бек демонстрировал в цирке такие сложные трюки, как пролезание под шеей лошади, стрельбу из револьвера по цели со стойки на одной руке. Кантемиров исполнял трюк, который до сих пор не может повторить ни один джигит. На полном галопе Али-Бек спускался под живот лошади. Улучив момент, он проскакивал между задними ногами лошади и снова садился в седло.
Али-Беи Кантемиров стал любимцем публики и начал работать в лучших цирках юга России. Дважды — в 1908 и 1914 годах — побывал он на гастролях в Австро-Венгрии.
Али-Бек вынашивал мысль о создании группового номера.
Но создать его Кантемирову удалось только через 14 лет, уже в советском цирке. Здесь в полную силу расцвел яркий самобытный талант Али-Бека. Ему дали необходимые средства. Он поехал на Кавказ, привез джигитов и коней.
Через несколько месяцев репетиций Али-Бек показал новый интересный номер осетинских джигитов: на арене помимо джигитовки демонстрировалась акробатика на арбе, звучала музыка горцев и исполнялись их темпераментные танцы. С этим номером Кантемиров работал в крупных цирках страны.
Однажды, в 1927 году его вызвали в Управление цирков и сказали:
— Вы поедете за границу, в Германию.
Это было ответственное поручение. В те годы — годы становления советского цирка— только немногие артисты удостаивались чести представлять наш цирк за рубежом,
Кантемиров был горд этим поручением. Али-Бек всюду подчеркивал, что он является советским артистом, и выезжал на манеж с красным знаменем. Это неоднократно приводило к столкновениям. Особенно острым был конфликт в Англии, когда в 1928 году Али-Бек приехал на гастроли в Лондон. Великобритания тогда порвала дипломатические отношения с Советской Россией. А тут в столице империи, в цирке, какой-то кавказец скачет на манеже с красным знаменем.
Али-Бека вызвали в полицейское управление.
- На каком основании у вас красный штандарт? Вы что, большевик? — строго спросил его комиссар.
- Нет, я магометанин, — нашелся Али-Бек,— это наше священное знамя.
- Не может быть. Я сам служил на Ближнем Востоке и знаю, что у магометан священным цветом является зеленый.
- То там, а на моей родине красный, — не отступал Али-Бек.
Чтобы окончательно развеять сомнения полицейского, пришлось объяснить, что он забыл прикрепить к древку знамени мусульманскую звезду и полумесяц.
С этим знаменем Али-Бек Кантемиров выступал в Германии, Дании. Испании, Швейцарии, Венгрии и Англии, в цирках крупнейших цирковых предпринимателей — у Карла Гагенбека, Сарасани, Медрано, Вилли Шумана. Публика всюду устраивала артисту продолжительные овации. Это не нравилось казакам-белогвардейцам, выступавшим вместе с генералом Шкуро на ипподромах Германии. Они засыпали Али-Бека угрожающими письмами, требовали, чтобы артист покинул страну. Но Кантемиров не уезжал.
Впрочем, были люди, которым хотелось, чтобы Али-Бек навсегда остался за границей. Крупные цирковые импрессарио сулили джигиту огромные деньги. Дважды его приглашали на гастроли в Америку.
—Вы будете иметь там 5 тысяч долларов в месяц, жить на всем готовом, — говорил Али-Беку известный цирковой антрепренер Штейнляйн Ваттон. — Для этого вам необходимо выполнить одну маленькую формальность: выйти из советского подданства и получить паспорт любой другой страны, пусть даже люксембургский.
—Нет. Ни за что. У нас, осетинов, есть пословица: «Отец, мать и родина не продаются».
Эпизод из народной грузинской игры «Цхен-бурти»
- Когда у вас будет здесь много, — похлопывая по карману и цинично улыбаясь, сказал антрепренер, — тогда у вас будет на новом месте и отец, и мать, и родина.
- Я не поеду. Моя родина мне дороже всего на свете, — твердо ответил Али-Бек.
В 1931 году он вернулся в СССР и продолжал с большим успехом выступать в цирках страны.
В 1957—1958 годах Али-Бек вновь побывал на гастролях за рубежом — в Венгрии, ГДР и во Франции, На этот раз ему не приходилось уже маскировать красное знамя мусульманской звездой и полумесяцем
И опять всюду восторженный прием. «Номер конной эквилибристики кавказцев Али-Бека Кантемирова остался таким же, каким я знал его 30 лет назад у Сарасани: превосходным»,— писал в журнале «Всемирный цирк» известный историограф цирка Анри Тетар.
Завидное постоянство! Только немногим известно, какого труда стоило Али-Беку сохранить свой номер, где каждый выбывший партнер бывает трудно заменим. В настоящее время из всех участников номера, побывавших во Франции в конце 20-х годов, остался на манеже всего один человек — сам Али-Бек. Уже после первой поездки за рубеж из номера выбыло три исполнителя. В 30-е годы отделился и увел с собой одного партнера брат Ибрагим, создавший самостоятельный конный номер. Потом война — восемь алибековских джигитов ушли на фронт. Только один из них вернулся домой тяжело раненным, остальные пали в боях на Украине в 1941—1942 годах. Призвали в армию и старшего сына Хасан-Бека.
Старый наездник уехал на родину в Орджоникидзе. Когда к городу приближался враг, Али-Бек на своей лошади по частям увез и спрятал в горах стоявшее в Орджоникидзе шапито. А потом, когда миновала опасность захвата города фашистами, вместе со своей семьей активно участвовал в строительстве цирка.
Еще шла война, еще враг, огрызаясь пятился в свою берлогу, а Али-Бек Кантемиров уже был занят восстановлением своего номера: он доставал лошадей, искал партнеров. Старый мастер цирка, он никогда не переманивал к себе работников из других номеров, он готовил их сам.
В нашем цирке Кантемиров известен как опытный и талантливый воспитатель! Он умеет безошибочно определить в щуплом, казалось бы, неказистом пареньке будущего джигита. Прежде всего он прививает ученику любовь к лошади, к цирку, к своему делу. Воспитание происходит в процессе работы на манеже. Оно сурово, как и суров сам жанр джигитовки, требующий от исполнителя большой смелости и глазомера, ловкости и силы. У Али-Бека много учеников. Есть они и в номере Коченова и в номере Туганова. Да и сам народный артист РСФСР Туганов начал свою карьеру в цирке в 1922 г. в качестве ученика и партнера Али-Бека.
Всего он воспитал свыше 120 артистов. Целый кавалерийский эскадрон своих питомцев мог бы вывести на манеж старый джигит. Сейчас вместе с Али-Беком работают три его сына.
В том, что дети пошли по стопам отца, нет ничего удивительного. Цирк всегда держался на этой семейной преемственности. Но дети Али-Бека — не просто дети артиста цирка, а воспитанники его школы.
У всех сыновей Али-Бека разные характеры и наклонности. Хасан-Бек целеустремлен, как отец. Он уже закончил институт физкультуры и учится в ГИТИСе, хочет стать режиссером. Ирбек — пятикратный чемпион СССР по конному спорту. Самый младший сын — Мухтар-Бек большой книголюб и спортсмен, увлекается легкой атлетикой.
Но у всех сыновей есть общее. Они превосходные мастера арены, Двоим из них — Хасан-Беку и Ирбеку — еще в 1949 году было присвоено почетное звание заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР.
Все они хорошие общественники, Хасан-Бек и Ирбек — коммунисты, Мухтар-Бек — комсомолец.
«Это партийно-комсомольское ядро моего номера»,— с гордостью говорит о своих сыновьях Али-Бек Кантемиров.
И он вправе гордиться своими сыновьями.
Вместе с отцом сыновья участвовали в съемках кинофильмов: «Опасные тропы», «Лично известен», «Атаман Кодр» и «Смелые люди». В этих картинах Кантемировыми были поставлены сложнейшие конные трюки.
Не прекращая выступлений в цирке, они готовили новый номер «Конные игры народов СССР». И начали готовить Кантемировы новый номер не потому, что прежний плох и устарел, а просто потому, что они не могут остановиться на достигнутом.
Стремясь создать в цирке новое, Али-Бек и его сыновья обратились к народному искусству и в нем нашли те жемчужины, которые украсили их новый номер. Зрители увидели грузинскую народную игру «Цхен-бурти», киргизскую борьбу всадников «Оодариш», кавалерийскую игру «Бой султанчиков», «Танец двух друзей»— джигита и коня.
У Али-Бека нет творческих секретов. Он постоянно окружен молодежью. Для нее он всегда является лучшим помощником и советчиком в творческих делах. За это в цирке Али-Бек пользуется всеобщим уважением. Недаром артисты в обращении с ним величают его не дядей, как это принято называть в цирке пожилых мастеров арены, а папашей. Действительно, за кулисами цирка в окружении молодых артистов Али-Бек, солидный, много поживший и видевший человек в обыкновенном костюме и брюках с помочами, очень похож на отца большого семейства, на патриарха цирка, как называли его французы.
Но когда Али-Бек в манеже, слово патриарх никак не подходит к его облику. Патриарх — это почтенный старец, живущий весь в прошлом, Али-Бек же по-прежнему полон творческой энергии. Он по-прежнему на коне в буквальном и переносном смысле этого слова. Он не просто выезжает в манеж, а стремительно вылетает из форганга, проскочив через рамку, оклеенную бумагой, и делает «свечку». Он, как и был, остается джигитом — искусным и отважным наездником, ловко владеющим конем и саблей.
Его творческая молодость в 79 лет — награда за славную жизнь, отданную на служение цирку.
«Пирамида»
Журнал «Советский цирк» октябрь.1960 г