По страницам журнала «АРТИСТИК»
ГАСТРОЛИ НЕМЕЦКОГО ЦИРКА
Цирк «Аэрос» (ГДР), имеющий в своем распоряжении шапито на 4000 мест и 150 вагонов для перевозки животных и оборудования, гастролировал нынешним летом в 40 городах Венгерской Народной Республики. Его представления посетили 1 200 000 зрителей.
В конце этого года цирк отправится в Варшаву, где проведет два месяца.
В БОЛГАРИИ
Сильный ураган в течение пяти минут серьезно повредил цирк-шапито «Аврора» во время гастролей в Софии. Представления пришлось перенести в зимнее помещение. В тот же день от урагана пострадали и два других болгарских цирка.
В Болгарской Народной Республике помимо софийского стационарного цирка на 1600 мест работает еще 5 цирков-шапито, вмещающих от 1200 до 2000 зрителей. Цирки-шапито успевают за сезон посетить по 22—24 города, давая в каждом из них по 12—14 представлений.
ГАСТРОЛИ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО ЦИРКА
В этом году в Японии впервые побывали с гастролями артисты чехословацкого цирка. В программу представлений была включена дрессировка. Артисты привезли с собой 14 лошадей, трех львов, трех тигров и пять собак.
После трехмесячных гастролей в Японии ансамбль выехал в Индию, где он будет выступать в течение 5 месяцев.
Предстоит также поездка в Грецию.
25 000 километров проделает ансамбль во время этих гастролей.
В ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В 1958 году в Венгрии, население которой немного менее 10 млн. человек, цирковые представления посетило 6 млн. зрителей. В нынешнем году в этой маленькой стране побывали артисты цирков Франции, обеих частей Германии, Австрии и других стран. В свою очередь венгерские артисты выступают в 14 странах мира. В ближайшее время большой цирковой ансамбль выедет в Турцию. А ведь еще совсем недавно некоторые западные правительства запрещали венгерским артистам въезд в свои страны. Так, датские артисты цирка три месяца гастролировали в Венгрии, в то время как венгерским артистам датские власти не разрешали выступить в Дании.
Бели для западных цирков характерно состояние кризиса, то цирки Венгрии переживают небывалый расцвет.
КОНКУРЕНЦИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЦИРКА
В английские цирки приглашаются на работу только те артисты, которые в течение последних лет ни разу не выступали по английскому телевидению. Это решение было единодушно принято объединением директоров английских цирков, чтобы повысить интерес населения к цирку.
ПОСЛЕ 60-ЛЕТНЕГО ПЕРЕРЫВА
Обмен гастролями цирков между Англией и США предполагает организовать цирковой делец Джек Найблет. Последнее представление американского цирка состоялось в Англии в 1900 году. Со времени последнего выступления английского цирка в Америке прошло еще больше времени.
ПОД УГРОЗОЙ ЗАКРЫТИЯ
Вслед за варьете «Аполлон» в Дюссельдорфе (ФРГ) еще один крупнейший европейский театрнварьете оказался накануне краха.
Под угрозой закрытия находится крупнейший венский театр-варьете «Ронахэр». За последнее время катастрофически упала посещаемость и кассовые сборы. Вся труппа распущена. Дирекция «Ронахэра» обвинила в своих неудачах... советских артистов. Дело в том, что зал, в котором выступал советский цирк, гастролировавший в Вене, был всегда переполнен, в то время как красивое, залитое огнями здание венского варьете привлекало очень мало посетителей. Однако причины упадка крупнейшего в Австрии варьете следует искать глубже: зрителей уже давно не удовлетворяет театр, далеко отставший от жизни.
ЮБИЛЕЙ ВАЛЛАСТОНОВ
Известные цирковые артисты Валластоны отметили в июне этого года свой полувековой юбилей. 50 лет назад под псевдонимом Балластом впервые выступил в Берлине молодой артист Зайфертиц с номером двойного жонглирования.
Двойное жонглирование было в те времена новым аттракционом, и Валластоны вскоре стали желанными гостями на манежах всего континента.
Валластоны — первые немецкие артисты, приехавшие в Советскую Россию после Октябрьской революции. Они же были первыми посланцами немецкого цирка в Советский Союз после второй мировой войны.
Традиции Валластонов продолжают Юлиус Шмидт и его жена, поступившие в 1945 году в качестве учеников в прославленную труппу. Сейчас на манеже выступает уже и третье поколение Валластонов — 17-летняя Гитта и 9-летний Юрген.
ГАЗЕТА ЦИРКА
Госцирк «Барлай» начал издавать в Дрездене цирковую газету «Манеж». Первый тираж, поступивший в продажу, вызвал большой интерес публики.
НОВЫЙ КИНОФИЛЬМ
«Будни в цирке» — так называется новый звуковой фильм, который был заснят студией ДЕФА в этом году. Фильм показывает работу немецких дрессировщиков. Съемки велись во время гастролей в Берлине цирка «Буш».
В БЕРЛИНСКОМ ЗООПАРКЕ
Около 3 1/2 млн. человек побывало в новом Берлинском зоопарке за 4 года его существования. За это короткое время парк превратился не только в излюбленное место отдыха, но и в научно-исследовательский центр и заповедник для вымирающих видов животных.
НА ИСКУССТВЕННОМ ЛЬДУ
Все большее место в цирке начинают занимать представления на искусственном льду. Лейпцигский цирк «Аэрос» располагает крупнейшим в Европе переносным ледяным полем; площадь его равна 140 кв. метрам. Монтаж поля, состоящего из платформ весом в 14 тонн каждая, занимает всего 8 часов. Производительность двух машин, образующих толстый ледяной покров, не уступает мощности промышленных холодильных установок (120 000 калорий в час).
«Обозрение на льду» цирка «Аэрос» просмотрело во время летнего сезона прошлого года больше 600 000 человек.
ЦИРКОСКОП
Новую форму циркового зрелища в Чехословакии вызвали к жизни огромные размеры современных зрительных залов. Чтобы зрители с самых дальних мест хорошо видели все детали аттракционов, последние с помощью трех диаскопов и трех кинопроекторов проецируются на большой экран — так называемый циркоскоп, охватывающий весь манеж и имеющий 26 метров в поперечнике.
ИЗ СТЕКЛЯННОГО ВОЛОКНА
Цирк «Аэрос» в содружестве с химическим заводом в Саксонии создал необычную центральную клетку, прутья которой изготовлены из стеклянного волокна. Полиэстр, как незван этот новый материал, не уступает по прочности железу и во много раз легче его (удельный вес его равен 1,7 против 7,8 у железа).
Смонтированная клетка подвешивается под куполом цирка, позволяя демонстрировать любые воздушные аттракционы. В случае необходимости клетка быстро опускается на манеж. Она пригодна также для водяных пантомим с участием хищников.
АКРОБАТИКА НА ВОДЕ
На фото: преподаватель водного спорта Сакс в ГДР демонстрирует свое мастерство на воде.
Для этого он приспособил обыкновенный стул, стоящий на круглой пластмассовой площадке и привязанный к моторной лодке, которая несется с большой скоростью по реке.
Во время движения Сакс проделывает на стуле несколько сложных трюков.
В окрестностях Рима
Недавно при раскопках в окрестностях Рима было открыто место, где находился величайший цирк древности. Он был построен возле дворца императора Аврелиана в 275 году н. э., то есть 1700 лет тому назад. Археологи установили размеры цирка. Он имел 500 метров в длину, 120 метров в ширину и был огражден каменной стеной в 6 метров высотой и 2 метра толщиной.
С. Я.
ТРИ РИСУНКА КРИСТОФА ВАЙДИЦА
В нюрнбергском «Германском музее» хранятся три рисунка пером. Они изображают человека, лежащего на спине и подбрасывающего ногами бревно, которое он затем в разных положениях ловит. Нет никакого сомнения: перед нами артист-антиподист.
Рисунки и пояснительный текст к ним сделал немецкий путешественник Кристоф Вай-диц в 1528 году в Испании.
Антиподист, изображенный на рисунках Вайдица, — не испанец, а коренной житель Америки, которого вместе с другими аборигенами с целью показать их королю вывез из Мексики испанский конквистадор Фернандо Кортец.
ЧЕЛОВЕК С «ЛЬВИНОЙ ЧЕЛЮСТЬЮ
Около 50 лет тому назад в цирке Саразани артист Ауфзеен выступал с номером «Человек с львиной челюстью».
Он поднимал в зубах платформу, на которой помещалась лошадь с всадником.
О СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ СЛОНОВ
В 1893 году на Всемирную выставку в Чикаго для участия в представлениях прибыли 9 слонов немецкого цирка.
От вокзала до выставки слоны шли по улице, на которой лежала упавшая от изнеможения ломовая лошадь. Хозяин пытался ее поднять, но из его усилий ничего не выходило.
Слоны остановились. Слон-вожак просунул хобот со стороны спины, ближе к лопаткам передних ног, поднял и поставил лошадь на нрпи. Она испугалась, бросилась в сторону и опять упала. Слон вторично поставил ее на ноги — она снова упала. Тогда слон в третий раз поднял лошадь и держал ее хоботом до тех пор, пока хозяин не освободил ее от упряжи и она смогла стоять. После этого слоны продолжали свою дорогу.
Б. Т.
БИТВА БЕЛЫХ ГИГАНТОВ
Однажды ночью десять белых медведей западногерманского цирка «Альтгоф» вступили в ожесточенную битву за белую медведицу Эльзу. Звери нанесли друг другу тяжелые увечья. Толстые прутья клеток были частью погнуты, частью выломаны.
Сражение, продолжавшееся около трех часов, было замечено, когда оно уже было в разгаре. Служителям цирка удалось остановить его лишь при помощи смоляных факелов.
ШИМПАНЗЕ В РОЛИ ОБЛИЧИТЕЛЯ
В одном небольшом югославском городке гастролировал передвижной цирк.
В его программе был номер с шимпанзе, выступавшим в обычном для этих обезьян костюме (жилет и брюки).
После начала представления, за несколько минут до выхода номера с обезьяной, за форгангом стали раздаваться истошные крики обезьяны, находившейся в клетке.
Отлучившийся ненадолго служитель, вернувшись, чтобы успокоить животное и одеть его к выходу, обнаружил причину беспокойного поведения своего питомца. Исчезли,,, брюки шимпанзе. Жилет был на месте, а вот нижней части туалета не оказалось. Обыскали все углы и закоулки, но безуспешно.
Решили выпустить обезьяну на манеж в первозданном виде, но она, не дождавшись начала номера, стремглав бросилась на арену, с арены — в публику и стала осматривать зрителей.
Все сидели спокойно. Служитель поймал обезьяну за поводок, но она опять рванулась из его рук и попыталась напасть на одного зрителя с явным намерением укусить его.
Изумлению присутствующих не было предела. Оказалось, что под мышкой у этого человека были спрятаны украденные... штаны обезьяны.
Очевидно, обезьяна хорошо запомнила похитителя.
Такие случаи характерны. Часто не представляется возможным никакими уловками отобрать у шимпанзе предмет, к которому она привыкла,
Я. СОЛОДУХО
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959