На голубой арене
Когда сумерки спустились над Лужниками и стал стихать ярмарочный шум, зрители заполнили трибуны водного бассейна, откуда открылся вид на величественную панораму вечерней столицы с ее монументальными силуэтами домов и новостроек, усыпанных словно бриллиантами, миллионами электрических ламп.
Но вот вспыхнули прожекторы и внимание зрителей было приковано к изумрудной чаше бассейна, вокруг которой под звуки торжественного марша проходили мастера водного спорта и... артисты цирка. Так началось спортивно-цирковое представление «На голубой арене».
Цирковые пантомимы на воде имеют давнюю историю и так или иначе знакомы зрителям. Совсем недавно Московский цирк осуществил постановку феерии на воде «Счастливого плавания». Но то что увидели москвичи 25 августа в водном бассейне Центрального стадиона имени Ленина ново и необычно.
После парада участников и приветствия ведущего программу, артистка Б. Карачурина на небольшой площадке у края бассейна продемонстрировала необычайную гибкость в пластическом этюде. И тотчас за первой исполнительницей, как бы соревнуясь с нею, Н. Епифанцева мастерски исполнила пластический этюд на воде.
В быстром ритме блеснули сложными трюками роликобежцы Шуманские. И снова соревнование. Четверку акробатов Кузьминых «на суше» сменила другая четверка: 3. Бертелли, С. Боброва, И. Беличенко, Л. Сушкова на этот раз удивили зрителей сложными фигурами на воде и под водою. Артиста Б. Петрова, с большой искренностью прочитавшего фельетон И. Финка «Голубые реки», сменил «Русский хоровод» в исполнении 24-х спортсменок школы фигурного плавания. Мы знаем лирические девичьи хороводы ансамбля «Березка», задорные русские пляски «Балетно-циркового ансамбля на льду» и мы были не менее очарованы грациозностью исполнительниц хоровода на воде. Большое впечатление произвели и «Узоры на воде» в исполнении «водяного кордебалета» и «Медленный танец» (фигуристки Н. Епифанцева, А. Миндлина, Г. Семенова) и «Прыжки в живое кольцо» с десятиметровой вышки. Так же тепло, как и спортсменов зрители принимали цирковые номера: эквилибристов Шубиных, велофигуристов Александровых, воздушных гимнастов Е. Майорову и Ю, Ефремова, работавших на «бамбуке», подвешенном над водой к вышке для прыжков, клоунов Э. Середу, Н. Антонова, В. Бартенева и особенно артиста Пан-Зу-Шеня, закончившего «Китайские игры» эффектным прыжком через огненное кольцо в воду.
Необходимо отдать должное мастерам спорта А. и В. Бакатиным, Г. Удалову и Г. Платонову, исполнившим шуточную спортивную сценку «Первый урок». Они показали себя не только хорошими спортсменами, но и незаурядными артистами, тогда как цирковые клоуны выступили ниже своих возможностей. Хотелось бы видеть их в более удачном репертуаре.
Мастерами спорта по фигурному плаванию и прыжкам в воду в содружестве с артистами цирка впервые создано спортивно-цирковое представление, но так как оно готовилось в короткие сроки, то естественно, имеет шероховатости и недоработки. Хотелось бы видеть более стройную композицию спектакля и более органическую связь цирковых номеров со спортивными. Спектакли просмотрены и мы надеемся, что постановочная группа: автор сценария интермедий и конферанса — И. Финк, балетмейстер школы фигурного плавания, мастер спорта В. Буре и режиссер цирковых номеров Н. Безносик внесут изменения и коррективы в программу.
Союзгосцирку следует развивать и совершенствовать это интересное начинание и продумать эксплуатационные возможности показа представлений нового спортивно-циркового ансамбля на периферии.
А. К.
Фото Л. Великжанина (ТАСС)
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959