Жонглер Казимир Черняускас
Жонглирование требует труда и терпения. Если на репетиции попытаться сосчитать, сколько раз кольца или шарики падают на манеж, сколько раз их нужно собирать, повторяя один и тот же трюк, нельзя остаться равнодушным к этой профессии. Много раз трюк не получается. Иногда кажется, что он никогда не получится... Простое кольцо из фанеры, такое легкое. Но сотню раз ударяет оно по руке, и тогда лопается кожа на ладонях!
Жонглер Зигис Черняускас, как и Александр Кисс,— последователь знаменитого Энрико Растелли, который первым соединил жонглирование с акробатикой.
Зигис был «дитя цирка». Его вечно то куда-то несли или везли, то он часами лежал спеленатый за кулисами цирка.
Капли дождя, ударяющиеся о крышу драного шапито или полотно балагана... звуки оркестра из двух труб и барабана... рев голодного медведя или лай дрессированных собачек и бесконечные разговоры старших о цирке — вот что запомнил Зигис на всю жизнь,
Четырехлетним мальчиком он начал выступать с отцом в акробатическом номере, изображая «живую куклу». Зигису было шесть лет, когда на его глазах упал и разбился отец. Годы шли, и казалось, не будет конца переездам из балагана в балаган. Он считал для себя счастьем устроиться в кинотеатр, а работать там приходилось по нескольку раз в вечер. Еще большем счастьем было попасть хотя бы на две недели в маленький цирк.
Но вот Литва стала советской. Зигис и его мать поступили в государственный цирк. Теперь он мог бесплатно заказать себе любой реквизит и целиком отдаться созданию - новых трюков.
Вот Зигис ставит часы на барьер манежа и репетирует по четыре-пять часов. Это Днем, а вечером снова — до выхода и после работы. Он любит свою профессию. Его не удовлетворяют уже достигнутые высокие результаты.
Зигис стал выдающимся жонглером. Он выступает с женой в классическом стиле с традиционным реквизитом — мячами, палочками, кольцами, факелами. Но он усложнил свою работу, перенеся жонглирование на так называемые «вольностоящие лестницы».
Вольностоящая лестница — обыкновенная лестница высотой около четырех метров. Она удерживается в вертикальном положении, когда стоящий на ней артист балансирует.
«Классический стиль» жонглирования ценится и за оригинальность трюков и комбинаций, и за количество предметов, которыми жонглирует артист. По числу предметов Зигис достиг уровня международного мастера. Он свободно работает с девятью предметами, а восемь колец бросает, сидя на высоком одноколесном велосипеде, установленном на маленьком столике, и держит баланс на лбу.
Зигис является также исполнителем редкого трюка. Стоя на двух лестницах, он держит на лбу перш с находящейся на нем партнершей и жонглирует шестью предметами. Сейчас этот же трюк Зигис репетирует «а одной лестнице! Это уже своеобразный рекорд не только для жонглера, но и для специалиста в эквилибре.
Оригинальны и разнообразны его «комбинации» с шестью шариками и шестью кольцами. Летающие предметы «рисуют» в воздухе своеобразные «кружева», растягиваясь то вверх, то в стороны, то по кругу.
Зигис природный жонглер, не знающий, что такое вялость и лень, в манеже он полон огня. Его партнерша полноправный участник номера. Их работа идет в очень хорошем темпе и интересна по композиции. Это, несомненно, один из лучших номеров нашего цирка.
А. ШИРАЙ
Журнал Советский цирк 1960 г. сентябрь