Дети цирка
Их много: мальчиков и девочек, юношей и девушек, которых называют детьми цирка. Это они — дети цирка — самые юные участники цирковых программ и парадов, малыши, кувыркающиеся во время репетиций на манеже и играющие с молодыми зверями на конюшне цирка, ребята, сидящие с учебниками в поездах и вокзалах и шаловливо бегающие по коридорам дома №15 по Неглинной улице в Москве, где находится Союзгосцирк.
Дети цирка, все без исключения, страстно любят цирк. С младенческих лет они приобщаются к цирковому искусству, наблюдая, как работают и репетируют в манеже их родители, деля вместе с ними все трудности кочевой жизни. Очень рано они подвешивают где-нибудь за кулисами свою первую трапецию или выполняют на манеже во время репетиций родителей первое нехитрое упражнение.
Среди детей артистов вообще трудно найти ребенка, который в возрасте 7—8 лет не умел бы делать стойки и шпагата. Большинство из них к десяти годам уже являются учениками в номерах своих родителей или вне номера получают профессиональные знания.
У своих отцов и матерей учатся они упорству и трудолюбию, столь необходимым для каждого артиста. Поэтому к цирку, как нигде, лучше применимо выражение: семья — первая школа.
Не случайно, что из семей артистов вырастают большие мастера арены. Среди них известные артисты — В. Филатов, братья Кантемировы, Запашные, Папазовы-Кох, брат и сестра Кисс и другие представители замечательных династий.
Дети цирка — это не только дочери и сыновья артистов, но и ученики в цирке — те мальчики и девочки, которые знакомятся и овладевают трудным цирковым мастерством в номерах опытных актеров.
Индивидуальное ученичество в номерах, как и семейная школа, — старый и испытанный путь будущего артиста на арену цирка.
Школу индивидуального ученичества проходят главным образом артисты тех жанров, которых не готовит пока еще основная кузница цирковых кадров — ГУЦИ — конники, дрессировщики, иллюзионисты, участники икарийских игр.
Как не похожа судьба учеников советского цирка на судьбу гуттаперчевых мальчиков старого цирка. Ученики советского цирка — полноправные члены большой цирковой семьи, В нашем цирке существует положение об индивидуальном ученичестве. Оно определяет сроки подготовки учеников, их контингент и возраст. Отбор производится специальной приемной комиссией. Строго регламентированы обязанности учеников и воспитателей. Все ученики получают зарплату. Практическая работа с детьми проводится со строгим соблюдением всех правил по технике безопасности.
Руководители номеров обязаны регулярно отчитываться перед Союзгосцирком о подготовке учеников, о состоянии их" здоровья и ходе занятий.
В советском цирке имеется ряд опытных мастеров арены, на протяжении многих лет занимающихся воспитанием и подготовкой молодых артистов в своих номерах. Среди них следует прежде всего назвать А. Александрова-Серж, В. Волжанского, Кадыр Гуляма, Соболевского. Через индивидуальное ученичество прошли такие первоклассные артисты советского цирка, как жокеи-рекордсмены В. Теплов и В. Логинов, эквилибрист Л. Осинский, акробатка В. Демина. Все воспитывающиеся в номерах артисты, как правило, отличаются высоким исполнительским мастерством, так как такой вид обучения наиболее тесно связан с практикой, с жизнью цирка.
Дети цирка — прежде всего дети. Как и все представители подрастающего поколения страны, они живут большой интересной жизнью. У всех у них есть свои ребячьи дела, интересы и увлечения. И все они — будь то дети артистов или ученики в номерах — ходят в школу.
Но жить и учиться детям цирка приходится в совершенно иных условиях, чем большинству их сверстников, постоянно живущих на одном месте. Из-за особых условий работы их родителей им приходится часто менять школы и учителей, много проводить времени в дороге. Молодая артистка цирка И. Щетинина подсчитала, например, что за десять лет учебы она побывала в 51 школе. А сын артиста М. Шварцмана Женя только в 7 классе сменил 7 школ.
К чести детей артистов, нужно сказать, что, несмотря на все это, учатся они в большинстве своем хорошо. Многие из них являются отличниками учебы.
Такое специфическое положение предполагает особо чуткое отношение к детям цирка со стороны руководства цирковых предприятий и общественных организаций цирков. К сожалению, за последнее время воспитательная работа с детьми в цирках ослабла. Даже в цирковых коллективах, где люди находятся постоянно вместе, не уделяется должного внимания этому очень важному вопросу.
Лишь в Саратовском и Харьковском цирках имеются детские комнаты, в которых ведется работа с ребятами артистов (об этом рассказывают артисты-родители в отзывах, публикуемых в номере). А такие детские комнаты существовали до войны во многих цирках страны. Одна из лучших комнат была, например, в Ленинградском цирке, которую организовали комсомольцы цирка во главе с артисткой П. Чернегой.
Вопрос об улучшении работы с детьми уже неоднократно поднимался в цирках на профсоюзных и партийных собраниях. Особенно остро он стоял на первом и третьем пленумах профсоюза работников цирка. Были приняты конкретные решения. Но прошел год, а решения пока остаются решениями. Только неорганизованностью и отсутствием инициативы можно объяснить, что дети цирка не имеют многого из того, что они могли бы иметь. Ясно одно: дети цирка не могут ждать, пока «раскачаются» те люди, от которых зависит решение их вопросов. Они растут! И кто знает, каким словом помянут некоторых руководителей дети цирка, когда вырастут и станут артистами.
Сейчас, когда после XXI съезда в стране уделяется много внимания коммунистическому воспитанию молодежи, нельзя больше мириться с таким положением дела. Работа с детьми в цирке должна быть в корне перестроена.
Необходимо, чтобы ее взяли в свои руки партийные, профсоюзные и комсомольские организации цирков. Но это, разумеется, не освобождает самих родителей от повседневной заботы о воспитании детей и контроля за их учебой в школе.
Большую роль в этом благородном деле могут сыграть женщины—артистки и жены артистов. Следует поэтому возродить существовавшие до войны в цирках женсоветы, которые много делали для организации нормального отдыха и быта детей цирка.
Чтобы наладить работу с детьми младшего возраста, необходимо создать при цирках постоянные детские комнаты. Только тогда родители могут спокойно репетировать и выступать на манеже, зная, что с их детьми ничего не случится, так как они находятся под постоянным присмотром взрослых.
Серьезное внимание должно быть уделено и детям-школьникам. Пора наконец открыть при Государственном училище циркового искусства интернат, о котором велось и ведется так много разговоров. Здесь дети могли бы получать систематические знания в объеме десятилетки и одновременно всестороннюю профессиональную подготовку.
Следует позаботиться и об устройстве в интернаты обычного типа тех детей, родители которых желают, чтобы их ребята приобрели только среднее образование.
Пока не открыт интернат, необходимо в красном уголке каждого цирка организовать приготовление уроков школьников под наблюдением взрослых. В этом отношении большого поощрения заслуживает инициатива комсомольцев Ростовского цирка, взявших шефство над детьми артистов и оказывающих им помощь в приготовлении уроков. В Союзгосцирке желательно иметь инспектора, который бы ведал воспитанием учеников, общей и профессиональной подготовкой детей артистов. Следует увеличить и минимум багажа на каждого ребенка, чтобы дети могли больше возить с собой книг и учебников.
Необходимо также лучше организовать летний отдых детей цирка. В первую очередь путевками в пионерлагеря и детские санатории следует обеспечивать детей-учеников, работающих в номерах.
Для решения всех вопросов, связанных с воспитанием и бытом детей цирка, следовало бы также провести по циркам специальные совещания, решения которых необходимо обобщить и претворить в жизнь.
Дети советского цирка — это будущее цирка. И те ребята, которые сегодня еще кувыркаются на манеже, завтра выйдут на арену и продолжат дело своих отцов и матерей.
Как и все наши советские дети, они нуждаются в чутком, заботливом отношении.
Журнал «Советский цирк» июнь 1959