Дети рисуют цирк - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дети рисуют цирк

 

 

Ариадна Степановна Жукова четвертый год работает в школе № 235 г. Москвы, где ведет занятия по рисованию в четвертых, пятых и шестых классах.

Работы ее учеников не раз экспонировались на различных выставках детского рисунка.

Рисунок ее ученицы  пятого  класса  Гали  Кондрашевой   был организованном  газетой   «Дейли уоркер» в 1958 году.

В этом номере мыч публикуем рисунки ее учеников, посвящен­ные советскому цирку.

 

Какой у осла хвост? Как у льва?

Скажите,  пожалуйста,  как  нарисовать  человека,  если  он  под­прыгнул?

Вдруг из угла раздается рычание. Мне смешно, но я строго говорю:

Петров! Это ты зарычал?

Я больше не бу-у-ду! — тянет Петров и растерянно закрывает от меня рисунок: на листе бумаги нарисован оранжевый лев.

На уроке плохая дисциплина. Дети рисуют цирк. Чего тут толь­ко нет! Стоят два клоуна — от носа одного к носу другого тянется веревка, а на ней, как белье, сложившись пополам, висит третий клоун, подметая кисточкой колпачка пол. Медведь с завязанными глазами идет по проволоке, внизу на тумбах сидят еще три медве­дя и ждут своей очереди. На большой арене масса собачек, ма­леньких, как муравьи: одни собачки сидят за партами и учатся, дру­гие ходят на передних лапках — делают гимнастику, третьи ездят в маленьких колясочках, запряженных тоже собачками,— целый со­бачий мир. На все это смотрят зрители разных цветов и разных размеров.

Дети радуются, рисуя цирк, почти так же, как и тогда, когда смотрят настоящее цирковое представление. Они играют в цирк, и это так же серьезно, как любая другая детская игра. Я прохожу между партами и слышу: «А она ему в хвост как вцепится!» — на­клоняюсь и вижу рисунок: на коне скачет жокей, в хвост коня вце­пилась маленькая обезьянка.

Цирк привлекает детей тем же, чем и взрослых зрителей: празд­ничностью и торжественностью представлений, демонстрацией лов­кости, силы, мужества, романтикой и героизмом. Но для детей цирк овеян прекрасным дыханием сказки: у клоуна смешное лицо и смешная жизнь — люди такими не бывают, здесь лошади танцуют, собаки играют в футбол, обезьяны садятся за стол и едят ножом и вилкой. Цирк — самое яркое впечатление детства. Каждый маль­чик, как Том Сойер, день, или неделю, или год своей жизни страст­но хочет быть  клоуном.

Дети всегда рисовали и рисуют цирк. На каждой выставке дет­ского рисунка мы видим укротителей львов, бесстрашных наездни­ков и смешно нарисованных полуобнаженных гимнастов. Свежесть детского восприятия удивительна и прекрасна. Она дает острые и неожиданные композиции. А главное, дети не боятся рисовать все; они храбро рисуют многочисленных зрителей, тигров, ослов, клоу­нов на ходулях и собачек, одетых слонами. Только иногда спраши­вают: «Вы не помните, какой морской тюлень сзади?» Как будто я должна это знать.

Особое очарование детских рисунков составляет цвет. Рисунки яркие и солнечные. Если разложить на большом столе много дет­ских рисунков, они дают такое же впечатление яркости и свежести, как деревянный стол на базаре, сплошь заставленный расписными матрешками. Но сочетание цветов не грубое — иногда на рисунке много красных или много желтых оттенков, сочетающихся обычно с дополнительными цветами — зелеными и фиолетовыми. Простые акварельные краски горят в детских альбомах, как самоцветы.

Дети рисуют легко и весело, если не стеснять их инициативы, уметь видеть в их рисунках красоту и, как это ни странно, объяснять им творческие удачи их собственных рисунков — остроту компози­ции или свежесть красочных сочетаний. Взрослые часто смеются над детскими рисунками, и обычно дети не верят в свои силы. Их надо все время ободрять. Но если дети забывают, что они «не уме­ют рисовать», они начинают рисовать так же ярко, празднично, ска­зочно, как играют, как видят окружающий их мир.

И, может быть, нет темы, которая более отвечала бы этой дет­ской тяге к яркости, праздничности, сказочности, занимательности и веселой выдумке, чем тема цирка, советского цирка — зрелища, одинаково радующего маленьких и больших.

 

   

Рисунок Зинаиды Зингман, 6 класс «Г»               Рисунок Ирины Лукиной, 6 класс «В»

 

  

Рисунок Сергея Портнова, 4 класс «Б»                   Рисунок Андрея Ваулина, 6 класс «А»

 

Рисунок Наталии Коротковой, 6 класс «В»

 

 

А. ЖУКОВА,

учительница рисования
235-й школы Дзержинского

района г. Москвы

Журнал «Советский цирк» июнь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования