Цирки Липецка, Калининграда, Челябинска и Днепропетровска
В ЛИПЕЦКЕ
Когда спадает жара и потрудившееся за день солнце скрывается за белой кипенью Цветущих садов, Толстовская улица Липецка заполняется веселыми, говорливыми людьми, спешащими на вечернее представление в цирк. Уже три недели, как здесь гастролирует передвижной цирк № 5. Это один из небольших передвижных цирков в стране. В нем всего 800 мест. Свой летний сезон цирк должен был начать в новом шапито, рассчитанном на 1360 зрителей, которое взялся изготовить для Союзгосцирка Рязанский деревообделочный завод № 1. Но завод не выполнил заказа в срок, и поэтому открывать сезон пришлось в старом шапито. Новое шапито цирк предполагает получить в Рязани, куда он выедет после гастролей в Липецке Тамбове. Затем цирк побывает в Евпатории, Керчи и Севастополе. Как и всегда, открытие летнего сезона было связано с решением целого ряда производственно-творческих вопросов, которые потребовали от работников цирка (директор С. Диссон) много сил и энергии.
В отличие от прошлого года шапито пришлось разбивать на новом месте — на пустыре, неподалеку от моста через речку Липовку. Городские власти оказали цирку содействие: для выравнивания площадки дали экскаватор и завезли 236 самосвалов грунта. Липецкая мебельная фабрика изготовила щиты для отсутствовавшей ранее в цирке конюшни.
Цирк прибыл из Рязани в город в холодную дождливую погоду. Тем не менее он был установлен в срок.
Много хлопот было перед открытием сезона с униформистами и музыкантами. Дело в том, что униформистами в цирке работают шофера, которые не знают специфики цирка. Инспектору манежа М. Москвину пришлось их спешно обучать, проводить с ними занятия по технике безопасности.
Большинство музыкантов также впервые попали в цирк, и поэтому дирижер М. Ерохин вынужден был много репетировать с ними, пока они не сыгрались. Опыт подсказывает, что оркестр должен формироваться не в городе, где цирк открывает свой сезон, а в Союзгосцирке. Только в этом случае в передвижных цирках оркестры будут укомплектованы профессиональными музыкантами.
Премьера в цирке состоялась 30 апреля и прошла успешно. Этому весьма способствовала удачно составленная программа, какую редко встретишь в передвижных цирках; в ней представлены почти все основные цирковые жанры. В программе участвуют воздушные гимнасты А. и П. Твардовские, антиподистка А. Тарасова, акробаты-эксцентрики братья Алиген, дрессировщица собачек Е. Гурина, комические жонглеры Феррони, сатирик М. Москвин (он же является инспектором манежа), эквилибрист В. Самохвалов, китайский аттракцион под руководством Чи Юнь, эквилибристы на шаре Монастырские, жокеи-наездники под руководством Е. Кук, музыкальные клоуны Толкачев и Валетов, молодой дрессировщик с медведем И. Кудрявцев, коверные Ю. Гусев и впервые вышедший самостоятельно работать на манеж В. Колобов.
Художественный уровень номеров довольно высок. У артистов яркие костюмы. Некоторое исключение составляют только участники номера под руководством Е. Кук, которым художественные мастерские не успели сшить к открытию летнего сезона новые костюмы. В результате на манеж выходя-,- 4 артиста в трех разностильных костюмах. Весьма желательно в этом же номере заменить двух двадцатилетних лошадей молодыми.
Коллектив артистов дружный. Для многих из них начало летнего сезона совпало с усиленной работой над новыми номерами и трюками в честь приближающегося сорокалетия советского цирка. Так, артисты Монастырские репетируют новый трюк — стойка и копфштейн двух исполнительниц на перше. Артистка Нина Иванова из номера жокеи-наездники готовит редкие для женщины трюки — самостоятельный прыжок «курс» без помощи трамплина и сход — прыжок и рундат сальтомортале.
С открытием летнего сезона в цирке оживилась профсоюзная работа. Создана комсомольская организация из 17 молодых артистов и сотрудников цирка.
В цирке для артистов проведены лекции о международном положении и о решениях XXI съезда КПСС. Даны шефские представления для бойцов местного гарнизона и участниц областного слета молодых доярок.
Комсомольцы цирка взяли на себя обязательство организовать отсутствующий пока в цирке красный уголок. Они также решили принять активное участие в разборке и сборке шапито. Благодаря этому сократится время переезда цирка из одного города в другой.
Жители города успели полюбить цирк. Его частыми посетителями являются рабочие тракторного и ферросплавного завода, солдаты и офицеры и отдыхающие на местном грязевом курорте. В последние дни гастролей цирка в Липецке многие из желающих не достали билетов на представление и вполне могли бы присоединиться к словам начальника городского отдела культуры Н. Житеневой: «Обязательно приезжайте к нам в Липецк в следующем году, мы будем рады увидеть ваше яркое, жизнеутверждающее искусство».
Е. ВОКРАМ
г. Липецк
В КАЛИНИГРАДЕ
В одном из многочисленных парков Калининграда нынешним летом, как и обычно, в последние годы, гастролировал передвижной цирк № 10. С художественной стороны выступление коллектива прошло на хорошем уровне — большинство номеров пользовалось неизменным успехом у зрителей. Но хочется поговорить о другом — об организации дела. Цирк № 10 едва ли чем-нибудь выделяется среди других своих собратьев, и особенности его работы, конечно, носят во многом общий характер. Начнем с приезда к месту гастролей. Вот вагоны прибыли на железнодорожную станцию и началась разгрузка циркового имущества... вручную. Увы, передвижной цирк не располагает даже минимально необходимыми для этого механизмами. А ведь как облегчил бы и ускорил работы простейший автопогрузчик. Расходы на его приобретение (20—25 тыс. руб.) только на экономии простоя вагонов окупились бы в течение одного сезона. А ведь кроме этого и представления можно было бы начинать на день или даже два раньше!
Невзрачное впечатление производит и сама конструкция цирка-шапито. В ней почти все на протяжении десятилетия остается без изменений, если не считать замены деревянных мачт металлическими. А ведь даже невооруженным глазом видно, сколько здесь серьезных упущений. Как и при разгрузке материалов, сборка здания ведется вручную. Вся конструкция утяжелена, громоздка, почти сплошь сделана из дерева. Металлические детали, которые придали бы ей и прочность и четкость внешних форм, а также облегчили бы и ускорили работы по сборке и разборке здания, пока не находят применения.
Не встретишь ни в конструкции, ни в оформлении передвижного цирка изделий из синтетических материалов. Не приходится говорить, как бы они украсили здание. В частности, особо следует остановиться на шапито. Доколе его будут делать из брезента! А ведь он весит 1200 кг. Не пора ли, наконец, подумать о замене брезента более легкой и прочной синтетической материей.
Но вот цирк-шапито готов. Уж слишком сер и будничен его внешний вид. Стены, выкрашенные в неяркий («экономичный»!) цвет, теряются в окружающей зелени. Ни на самом здании, ни поблизости почти не видно рекламы. Но было бы неверным в этом винить только администрацию передвижного цирка № 10 и его директора Б. Барашкина. Такое положение во многом еще объясняется тем, что отдел формирования Союзгосцирка работает порой весьма нечетко — на местах далеко не всегда ясно, какие номера включены в программу. Так, в Калининграде планировались выступления воздушных гимнастов Черемных, акробатов Хоменко, а взамен их приехали Чичерюкины (икарийские игры), Якушевы (дрессированные собаки), воздушные гимнасты Вергун. Не приходится говорить, как все это осложняет рекламу; попутно необходимо отметить, что к концу гастролей в Калининграде программа цирка вообще оказалась непомерно урезанной. Ее вынужден был «восполнить» коверный А. Носов. К сожалению, сделал он это далеко не лучшим образом, вытащив на свет некоторые справедливо забытые сценки. Когда смотришь представление в передвижном цирке, бросается в глаза довольна разительный контраст между качеством номеров программы и окружающим антуражем, имеющим, так сказать, местный характер. В то время как номера сделаны художественно полноценно, красиво, ярко оформлены, на всем том, что относится непосредственно к передвижному цирку, лежит печать неполноценности. Униформисты (которых почему-то намного меньше, чем в стационарных цирках) неряшливо одеты, обувь у них не начищена. Серьезные нарекания вызывает оркестр. В Калининграде состав его был неукомплектован. Не хватало, например, такого важного инструмента, как первая труба. Явное неблагополгучие имеется и в группе скрипок.
По сути дела, никак не решены в передвижных цирках и вопросы режиссуры представлений. Думается, что настало время для опытной, творческой, содержательной, режиссуры всех или по крайней мере большинства программ передвижных цирков.
Как видим, нужд, и при том первостепенных, немало. А ведь эти цирки выступают в крупных областных центрах страны, где приезд циркового коллектива зачастую является событием в культурной жизни города. И очень жаль, что впечатление от яркого, жизнерадостного искусства цирка снижается многими досадными «мелочами». Передвижной цирк отнюдь не зрелищное предприятие «второстепенного: значения. И невольно испытываешь чувство неловкости за работников Союзгосцирка, которые до сих пор этого не понимают.
г. Калининград А. БАСМАНОВ
В ЧЕЛЯБИНСКЕ
Недавно мне довелось быть в Челябинске. И однажды, проходя по улице, я увидел большую группу людей, окруживших кого-то плотным кольцом. Это оказалась небольшая тележка, в которую были впряжены два нарядных пони. Яркие плакаты и щиты на тележке приглашали жителей Челябинска посетить зооцирк.
«Зооцирк» — сочетание зверинца с цирком показалось мне интересным, я присоединился к маленьким и взрослым любителям этого увлекательного зрелища, и мы направились следом за живой рекламой.
Посещение зооцирка начинается с осмотра зверей. В клетках и вольерах — львы, тигр, леопард, белый и гималайский медведи, рысь, олени, зебра, пеликан, белый верблюд, обезьяны — всего 90 экземпляров различных животных. Надо видеть, с каким неподдельным интересом и любопытством толпятся у клеток школьники, пришедшие сюда целыми классами, и взрослые, чтобы оценить все значение деятельности зверинца. Правда, зимой в Челябинске работает цирк, но ведь в нем так близко рядом, не увидишь редких животных, а зоологического сада нет. Поэтому приезд зверинца — событие в культурной жизни города.
Очень жаль, что осмотр животных не сопровождается пояснениями экскурсовода-зоотехника, который, несомненно, должен быть в зверинце. Насколько бы повысилась познавательная ценность работы зверинца, если бы посетители не только увидели животных, но и смогли получить о них необходимые сведения. После осмотра животных, зрителей пригласили на вторую часть программы — на цирковое представление.
Арена отгорожена от зверинца щитами. Вокруг арены ряды скамеек на 800 человек.
Каждые полтора часа дается цирковое представление, программа которого включает три номера и длится 30 минут. В будни проходит 6 таких сеансов, а в праздничные дни — 8. Следует признать правильным принцип построения программы, основой которой является демонстрация дрессированных животных.
Отрадно, что на манеже работает молодежь. Основным номером программы является группа дрессированных медведей, с которыми уверенно выступает молодой дрессировщик М. Симонов. Весьма удачно дебютировал еще один молодой артист — В. Маркаускас. Его слон «Могли» вызывает бурный восторг. Там же состоялись знакомство и с Е. Судаковой, выступающей с дрессированными собачками.
Несмотря на небольшой стаж самостоятельной работы, молодые артисты продемонстрировали достаточно высокий уровень мастерства. Но им следует серьезно подумать о поисках новых форм работы с животными в зооцирке. Сейчас это обычный, традиционный показ дрессированных животных на манеже.
В программе выступают также иллюзионисты И. и Е. Куфтырины и жонглер Н. Рябчиков. Интересно и технически чисто выполненные номера пользуются у зрителей заслуженным успехом.
Решительное возражение вызывает коверный Филипп Мунжиу. Его репризы о теще, испорченном будильнике, непрочных ботинках переносят зрителей в далекое прошлое. А манера подачи текста напоминает выступления в старых базарных балаганах.
Репертуарный отдел Союзгосцирка должен следить за идейно-художественным качеством репертуара артистов. Думается, что режиссеры призваны не только помогать актерам в подготовке номеров, но обязаны следить и за качеством представления независимо от того, для какой площадки оно готовится, чтобы оно было содержательным и отличалось подлинной культурой исполнения. Нельзя, например, допускать, чтобы молодая способная дрессировщица Судакова в номере с собачкой-математиком говорила «занять» вместо «занять».
Цирк-зверинец — это всегда яркое, красочное и увлекательное зрелище. К нашему огорчению, в зооцирке № 3 нет и тени праздничности. Мы отлично понимаем специфические условия работы зооцирка. И все же, по нашему убеждению, в любых условиях должен присутствовать художественный вкус. Нельзя, чтобы актеры, униформисты и служители зверинца выступали в старых, безвкусных костюмах, нельзя, чтобы все оборудование — щиты, клетки для животных, арена, скамьи для зрителей, реквизит, занавеси — было бы так изношено и бедно. Нетребовательность руководителей Союзгосцирка становится непонятной и необъяснимой, когда вы узнаете, что финансовый план прошлого года зооцирк № 3 перевыполнил на 450 тыс. руб., а за первый квартал этого года вместо предусмотренных планом 375 тыс. руб. дал 580 тыс. руб. В то же время в годовой смете в статье расходов на оборудование, куда входит покраска, реставрация и другие поделочные работы (ведь зооцирк передвижной, он все время на колесах), значится сумма в 20 тыс. руб. И тут же стоит назвать цифру ежедневной посещаемости зооцирка, которую сообщил директор Р. А. Фельцер — 4 тыс. человек, чтобы понять всю меру ответственности за работу этого зооцирка и еще других двенадцати, находящихся в системе Союзгосцирка. Сейчас зооцирк № 3 готовится к длительной поездке на Дальний Восток. Остальные работают в различных районах пашей страны. Проникая в самые отдаленные уголки, они делают большое, полезное дело. Поэтому нужно проявить к их деятельности подлинную заинтересованность и оказать всемерную помощь. Этого заслуживают те многие и многие тысячи зрителей, которые охотно посещают эти подлинно народные зрелища.
Ю. РАЛЬФ
В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ
Добро пожаловать, друзья! - приветливо приглашает зрителей надпись на ярко оформленном фасаде цирка в Днепропетровске.
Точно в назначенный день здесь открылся летний сезон. Мы обратились к зрителям с просьбой поделиться своими впечатлениями о первой программе сезона «Добро пожаловать, друзья!»
Зрителям понравились эквилибристы на шестах Половневы, жонглеры Аберт, дрессировщик медведей Безано, дрессировщица лошадей II. Монкевнч, участники воздушного полета под руководством Е. Морус, акробаты-прыгуны Довейко, силовые акробаты Сомов и Горлов, акробатки на лошадях Щетинины, акробаты-эксцентрики Серебряковы, сатирики Гурии и Кунаковский, музыкальный эксцентрик Н. Тамарин, номер воздушных гимнасток Каюмовой и Ружьевой.
Очень хорош оркестр. Он отличается высокой музыкальной культурой, прекрасно сопровождает номера, следуя буквально за каждым движением артистов.
Вместе с тем зрители высказали ряд критических замечании о номере комических жонглеров Богдановых, о работе участников игры в диаболо Немковой и Гебеля, о коверном М. Генине и о канатоходцах Соколовых. Богдановы, по мнению зрителей, работают напряженно, одеты в нелепые костюмы и неизвестно для чего разговаривают на манеже. А номер Немковой и Гебеля слабый, бледный по сравнению с другими.
Зритель считает, что коверный клоун М. Генин мало вызывает смеха. Артист часто смеется раньше зрителей и за зрителей. Мы побеседовали только с восемнадцатью из полутора тысяч зрителей. Этого, разумеется, мало. Чтобы знать мнение посетителей, нужна конференция зрителей, которую, надо думать, и организуют работники цирка в конце летнего сезона. И все же мнение немногих, произвольно взятых зрителей говорит, что программа в Днепропетровском цирке оказалась интересной.
К тому, что сказано зрителями, надо добавить и мнение «полу зрителя», как назвал себя дирижер циркового оркестра И. В. Додюк:
— Обычно программа у нас складывается стихийно за четыре-пять дней до открытии летнего сезона. В этот же раз вся программа полностью, за исключением четырех-пяти номеров, приехала из Харькова срепетированная, слаженная. Если программу собирать заблаговременно, хотя бы за десять, даже
шесть дней, ее художественный уровень намного поднимается. Повышается и культура исполнения. Отрадно, что мы открыли летний сезон такой премьерой, и крайне грустно, что это первая настоящая премьера, наверное, будет и последней. Ведь следующая программа соберется из разных концов страны, а главное,
за три-четыре дня до «премьеры».
Наш репортаж об открытии летнего циркового сезона мы закончим беседой с заместителем директора цирка М. Е. Горенштейном.
— Готовясь к открытию летнего сезона, — рассказал М. Е. Горенштейн, — мы фактически заново построили гардеробные, конюшни, подсобные помещения для реквизита, привели в порядок служебные помещения и систему водоснабжения, перестроили пожарную магистраль, привели в порядок двор-фойе. Сшито новое шапито, построена душевая. Артистам созданы хорошие условия для работы. Теперь надо позаботиться о зрителях. Нам крайне нужен фундаментальный зрительный зал с удобными сидениями по типу Сочинского цирка.
В городе стали и металла должен быть свой первоклассный цирк г. Днепропетровск
Л. ПРОКОПЕНКО
Журнал «Советский цирк» июнь 1959