Цирки Липецка, Калининграда, Челябинска и Днепропетровска - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирки Липецка, Калининграда, Челябинска и Днепропетровска

 

В  ЛИПЕЦКЕ 

 

Когда    спадает    жара    и    потрудившееся    за    день    солнце скрывается за белой кипенью Цветущих садов, Толстовская улица Липецка заполняется веселыми, говорливыми людь­ми,   спешащими на  вечернее представление в   цирк. Уже три  недели, как здесь гастролирует передвижной цирк № 5. Это один из небольших передвижных цирков в стране. В нем все­го 800 мест. Свой летний сезон цирк должен был начать  в новом шапито, рассчитанном на 1360 зрителей,    которое    взялся    изготовить для   Союзгосцирка Рязанский   деревообделочный   завод №  1. Но   завод не выполнил   заказа   в  срок, и   поэтому открывать  сезон пришлось   в старом шапито.  Новое  шапито цирк  предполагает по­лучить в Рязани, куда    он    выедет    после    гастролей    в    Липецке Тамбове. Затем цирк побывает в Евпатории, Керчи и Севастополе. Как и   всегда,   открытие летнего сезона    было связано с  реше­нием   целого   ряда производственно-творческих вопросов,   которые потребовали   от   работников    цирка   (директор   С.   Диссон)    много сил и энергии.

В отличие от прошлого года шапито пришлось разбивать на  новом месте — на пустыре, неподалеку от моста через речку Липовку. Городские власти оказали цирку содействие: для выравни­вания площадки дали экскаватор и завезли 236 самосвалов грун­та. Липецкая мебельная фабрика изготовила щиты для отсутство­вавшей   ранее   в   цирке   конюшни.

Цирк прибыл из Рязани в город в холодную дождливую по­году. Тем не менее он был  установлен   в   срок.

Много хлопот было перед открытием сезона с униформиста­ми и музыкантами. Дело в том, что униформистами в цирке ра­ботают шофера, которые не знают специфики цирка. Инспектору манежа М. Москвину пришлось их спешно обучать, проводить с ними  занятия по  технике  безопасности.

Большинство  музыкантов  также впервые попали  в  цирк,    и  по­этому   дирижер   М.   Ерохин   вынужден  был   много репетировать   с ними,  пока  они   не  сыгрались.    Опыт    подсказывает,   что   оркестр должен   формироваться  не   в   городе,   где   цирк   открывает     свой сезон, а в Союзгосцирке. Только в этом случае в передвижных цир­ках оркестры будут укомплектованы  профессиональными музыкан­тами.

Премьера в цирке состоялась 30 апреля и прошла успешно. Этому весьма способствовала удачно составленная программа, какую редко встретишь в передвижных цирках; в ней представ­лены почти все основные цирковые жанры. В программе участ­вуют воздушные гимнасты А. и П. Твардовские, антиподистка А. Тарасова, акробаты-эксцентрики братья Алиген, дрессировщица собачек   Е.   Гурина,     комические     жонглеры     Феррони,     сатирик М. Москвин (он же является инспектором манежа), эквилибрист В. Самохвалов, китайский аттракцион под руководством Чи Юнь, эквилибристы на шаре Монастырские, жокеи-наездники под руко­водством Е. Кук, музыкальные клоуны Толкачев и Валетов, моло­дой дрессировщик с медведем И. Кудрявцев, коверные Ю. Гу­сев и впервые вышедший самостоятельно работать на манеж В. Колобов.

Художественный уровень номеров довольно высок. У артис­тов яркие костюмы. Некоторое исключение составляют только участники номера под руководством Е. Кук, которым художествен­ные мастерские не успели сшить к открытию летнего сезона но­вые костюмы. В результате на манеж выходя-,- 4 артиста в трех разностильных костюмах. Весьма желательно в этом же номере заменить  двух   двадцатилетних лошадей   молодыми.

Коллектив артистов дружный. Для многих из них начало летне­го сезона совпало с усиленной работой над новыми номерами и трюками в честь приближающегося сорокалетия советского цир­ка. Так, артисты Монастырские репетируют новый трюк — стойка и копфштейн двух исполнительниц на перше. Артистка Нина Ивано­ва из номера жокеи-наездники готовит редкие для женщины трю­ки — самостоятельный прыжок «курс» без помощи трамплина и сход — прыжок и рундат сальтомортале.

С открытием летнего сезона в цирке оживилась профсоюзная работа. Создана комсомольская организация из 17 молодых артис­тов  и сотрудников   цирка.

В цирке для артистов проведены лекции о международном по­ложении и о решениях XXI съезда КПСС. Даны шефские представ­ления для бойцов местного гарнизона и участниц областного сле­та молодых доярок.

Комсомольцы цирка взяли на себя обязательство организовать отсутствующий пока в цирке красный уголок. Они также решили принять активное участие в разборке и сборке шапито. Благодаря этому сократится время переезда цирка из одного города в другой.

Жители города успели полюбить цирк. Его частыми посетите­лями являются рабочие тракторного и ферросплавного завода, сол­даты и офицеры и отдыхающие на местном грязевом курорте. В последние дни гастролей цирка в Липецке многие из желающих не достали билетов на представление и вполне могли бы присоеди­ниться к словам начальника городского отдела культуры Н. Житеневой: «Обязательно приезжайте к нам в Липецк в следующем году, мы будем рады увидеть ваше яркое, жизнеутверждающее искусство».

 

Е. ВОКРАМ

г. Липецк

 

В КАЛИНИГРАДЕ

 

В одном из многочисленных пар­ков Калининграда нынешним летом, как и обычно, в последние годы, гастролировал передвижной цирк № 10. С художественной стороны выступ­ление коллектива прошло на хорошем уровне — большинство номеров пользова­лось неизменным успехом у зрителей. Но хочется поговорить о другом — об орга­низации дела. Цирк № 10 едва ли чем-нибудь выделяется среди других своих собратьев, и особенности его работы, конечно, носят во многом общий харак­тер. Начнем с приезда к месту гастролей. Вот вагоны прибыли на железнодорожную станцию и началась разгрузка циркового имущества... вручную. Увы, передвижной цирк не располагает даже минимально не­обходимыми для этого механизмами. А ведь как облегчил бы и ускорил работы простейший автопогрузчик. Расходы на его приобретение (20—25 тыс. руб.) только на экономии простоя вагонов окупились бы в течение одного сезона. А ведь кроме это­го и представления можно было бы начи­нать на день или даже два раньше!

Невзрачное впечатление производит и сама конструкция цирка-шапито. В ней почти все на протяжении десятилетия ос­тается без изменений, если не считать за­мены деревянных мачт металлическими. А ведь даже невооруженным глазом вид­но, сколько здесь серьезных упущений. Как и при разгрузке материалов, сборка здания ведется вручную. Вся конструкция утяжелена, громоздка, почти сплошь сде­лана из дерева. Металлические детали, которые придали бы ей и прочность и чет­кость внешних форм, а также облегчили бы и ускорили работы по сборке и разборке здания,  пока  не находят  применения.

Не встретишь ни в конструкции, ни в офор­млении передвижного цирка изделий из синтетических материалов. Не приходится говорить, как бы они украсили здание. В частности, особо следует остановиться на шапито. Доколе его будут делать из бре­зента! А ведь он весит 1200 кг. Не пора ли, наконец, подумать о замене брезента более легкой и прочной синтетической ма­терией.

Но вот цирк-шапито готов. Уж слишком сер и будничен его внешний вид. Стены, выкрашенные в неяркий («экономичный»!) цвет, теряются в окружающей зелени. Ни на самом здании, ни поблизости почти не видно рекламы. Но было бы неверным в этом винить только администрацию перед­вижного цирка № 10 и его директора Б. Барашкина. Такое положение во многом еще объясняется тем, что отдел форми­рования Союзгосцирка работает порой весьма нечетко — на местах далеко не всегда ясно, какие номера включены в программу. Так, в Калининграде планиро­вались выступления воздушных гимнастов Черемных, акробатов Хоменко, а взамен их приехали Чичерюкины (икарийские игры), Якушевы (дрессированные собаки), воздуш­ные гимнасты Вергун. Не приходится гово­рить, как все это осложняет рекламу; по­путно необходимо отметить, что к концу гастролей в Калининграде программа цирка вообще оказалась непомерно урезанной. Ее вынужден был «восполнить» коверный А. Носов. К сожалению, сделал он это да­леко не лучшим образом, вытащив на свет некоторые справедливо забытые сценки. Когда смотришь представление в перед­вижном цирке, бросается в глаза доволь­на разительный контраст между качеством  номеров программы и окружающим антуражем, имеющим, так сказать, местный характер. В то время как номера сделаны художественно полноценно, красиво, ярко оформлены, на всем том, что относится непосредственно к передвижному цирку, ле­жит печать неполноценности. Униформис­ты (которых почему-то намного меньше, чем в стационарных цирках) неряшливо одеты, обувь у них не начищена. Серьез­ные нарекания вызывает оркестр. В Кали­нинграде состав его был неукомплектован. Не хватало, например, такого важного ин­струмента, как первая труба. Явное неблагополгучие имеется и в группе скрипок.

По сути дела, никак не решены в перед­вижных цирках и вопросы режиссуры пред­ставлений. Думается, что настало время для опытной, творческой, содержательной, режиссуры всех или по крайней мере большинства программ передвижных цирков.

Как видим, нужд, и при том первосте­пенных, немало. А ведь эти цирки высту­пают в крупных областных центрах страны, где приезд циркового коллектива зачастую является событием в культурной жизни города. И очень жаль, что впечатление от яркого, жизнерадостного искусства цирка снижается многими досадными «мелоча­ми». Передвижной цирк отнюдь не зре­лищное предприятие «второстепенного: значения. И невольно испытываешь чувство неловкости за работников Союзгосцир­ка, которые до сих пор этого не пони­мают.

 

г. Калининград  А. БАСМАНОВ 

 

В  ЧЕЛЯБИНСКЕ

 

Недавно   мне   довелось   быть   в   Челябинске.   И  однажды, проходя по  улице,  я  увидел  большую группу людей,  ок­руживших   кого-то  плотным   кольцом.   Это  оказалась   не­большая  тележка,  в которую были впряжены два наряд­ных пони. Яркие плакаты и щиты на тележке приглашали жите­лей  Челябинска  посетить  зооцирк.

«Зооцирк» — сочетание зверинца с цирком показалось мне ин­тересным,  я присоединился к  маленьким  и  взрослым любителям этого увлекательного зрелища, и  мы направились следом  за живой  рекламой.

Посещение зооцирка  начинается с  осмотра  зверей. В клетках и  вольерах    львы, тигр,  леопард, белый  и  гималайский медве­ди,   рысь,   олени,   зебра,   пеликан,   белый   верблюд,   обезьяны — всего  90   экземпляров  различных  животных.   Надо   видеть,  с  ка­ким  неподдельным  интересом   и   любопытством толпятся  у   кле­ток школьники,  пришедшие сюда целыми   классами, и взрослые,  чтобы  оценить  все  значение деятельности зверинца. Правда,   зимой   в   Челябинске   работает  цирк,  но  ведь  в   нем так  близко рядом,  не  увидишь  редких  животных,  а  зоологичес­кого сада  нет.  Поэтому  приезд зверинца — событие в культурной жизни города.

Очень жаль, что осмотр животных не сопровождается поясне­ниями экскурсовода-зоотехника, который, несомненно, должен быть  в зверинце.  Насколько бы  повысилась  познавательная  ценность   работы  зверинца,  если   бы  посетители  не   только  увидели животных, но и смогли  получить о них необходимые сведения. После осмотра животных,  зрителей пригласили на вторую часть программы — на   цирковое  представление.

Арена отгорожена от зверинца щитами. Вокруг арены ряды скамеек на 800 человек.

Каждые полтора часа дается цирковое представление, про­грамма которого включает три номера и  длится 30 минут.  В будни проходит 6 таких сеансов, а в праздничные дни — 8. Следует признать правильным принцип построения программы, основой которой является демонстрация дрессированных животных.

Отрадно, что на манеже работает молодежь. Основным номе­ром программы является группа дрессированных медведей, с ко­торыми уверенно выступает молодой дрессировщик М. Симонов. Весьма удачно дебютировал еще один молодой артист — В. Маркаускас. Его слон «Могли» вызывает бурный восторг. Там же состоялись знакомство и с Е. Судаковой, выступающей с дресси­рованными  собачками.

Несмотря на небольшой стаж самостоятельной работы, моло­дые артисты продемонстрировали достаточно высокий уровень мастерства. Но им следует серьезно подумать о поисках новых форм работы с животными в зооцирке. Сейчас это обычный, тра­диционный показ дрессированных животных на  манеже.

В программе выступают также иллюзионисты И. и Е. Куфтырины и жонглер Н. Рябчиков. Интересно и технически чисто выполненные номера пользуются у зрителей заслуженным ус­пехом.

Решительное возражение вызывает коверный Филипп Мунжиу. Его репризы о теще, испорченном будильнике, непрочных ботин­ках переносят зрителей в далекое прошлое. А манера подачи текста напоминает  выступления в старых  базарных  балаганах.

Репертуарный отдел Союзгосцирка должен следить за идейно-художественным качеством репертуара артистов. Думается, что режиссеры призваны не только помогать актерам в подготов­ке номеров, но обязаны следить и за качеством представления независимо от того, для какой площадки оно готовится, чтобы оно было содержательным и отличалось подлинной культурой исполнения. Нельзя, например, допускать, чтобы молодая спо­собная дрессировщица Судакова в номере с собачкой-математиком  говорила «занять»  вместо  «занять».

Цирк-зверинец — это всегда яркое, красочное и увлекательное зрелище. К нашему огорчению, в зооцирке № 3 нет и тени празд­ничности. Мы отлично понимаем специфические условия работы зооцирка. И все же, по нашему убеждению, в любых условиях должен присутствовать художественный вкус. Нельзя, чтобы ак­теры, униформисты и служители зверинца выступали в старых, безвкусных костюмах, нельзя, чтобы все оборудование — щиты, клетки для животных, арена, скамьи для зрителей, реквизит, занавеси — было бы так изношено и бедно. Нетребовательность руководителей Союзгосцирка становится непонятной и необъясни­мой, когда вы узнаете, что финансовый план прошлого года зооцирк № 3 перевыполнил на 450 тыс. руб., а за первый квартал этого года вместо предусмотренных планом 375 тыс. руб. дал 580 тыс. руб. В то же время в годовой смете в статье расходов на оборудование, куда входит покраска, реставрация и другие поделочные работы (ведь зооцирк передвижной, он все время на колесах), значится сумма в 20 тыс. руб. И тут же стоит назвать цифру ежедневной посещаемости зооцирка, ко­торую сообщил директор Р. А. Фельцер — 4 тыс. человек, чтобы понять всю меру ответственности за работу этого зооцирка и еще других двенадцати, находящихся в системе Союзгосцирка. Сей­час зооцирк № 3 готовится к длительной поездке на Дальний Восток. Остальные работают в различных районах пашей стра­ны. Проникая в самые отдаленные уголки, они делают большое, полезное дело. Поэтому нужно проявить к их деятельности под­линную заинтересованность и оказать всемерную помощь. Это­го заслуживают те многие и многие тысячи зрителей, которые охотно  посещают  эти подлинно  народные зрелища.

 

Ю. РАЛЬФ

 

В  ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ

 

Добро     пожаловать,    друзья!  - приветливо     приглашает зрителей надпись  на  ярко  оформленном   фасаде   цирка   в Днепропетровске.

Точно   в   назначенный  день  здесь   открылся   летний  сезон.       Мы  обратились к зрителям     с просьбой     поделиться     своими впечатлениями   о   первой   программе  сезона   «Добро   пожаловать, друзья!»

Зрителям понравились эквилибристы на шестах Половневы, жонглеры Аберт, дрессировщик медведей Безано, дрессировщи­ца лошадей II. Монкевнч, участники воздушного полета под руководством Е. Морус, акробаты-прыгуны Довейко, силовые акробаты   Сомов   и  Горлов,  акробатки   на  лошадях   Щетинины,  акробаты-эксцентрики    Серебряковы,    сатирики   Гурии    и   Кунаковский,   музыкальный   эксцентрик  Н.   Тамарин,  номер  воздушных гимнасток  Каюмовой  и   Ружьевой.

Очень  хорош   оркестр.   Он  отличается   высокой   музыкальной культурой,   прекрасно   сопровождает    номера,   следуя    буквально за   каждым   движением   артистов.

Вместе  с  тем  зрители  высказали   ряд  критических  замечании о   номере   комических  жонглеров   Богдановых,  о  работе  участников    игры   в  диаболо  Немковой   и  Гебеля,  о коверном  М.  Генине и    о   канатоходцах   Соколовых.  Богдановы,  по  мнению  зрителей, работают     напряженно,  одеты     в     нелепые     костюмы     и     неиз­вестно   для    чего  разговаривают  на   манеже.  А  номер  Немковой и   Гебеля   слабый,  бледный   по   сравнению  с  другими.

Зритель считает, что коверный клоун  М. Генин    мало     вызы­вает смеха. Артист часто смеется раньше зрителей и за зрителей. Мы    побеседовали   только   с   восемнадцатью   из   полутора   тысяч  зрителей. Этого,  разумеется,  мало. Чтобы   знать   мнение   посетителей,   нужна   конференция  зрителей,  которую,  надо  думать, и организуют работники цирка в конце летнего сезона. И все же мнение немногих, произвольно взятых зрителей говорит, что программа  в  Днепропетровском  цирке   оказалась   интересной.

К тому, что сказано зрителями, надо добавить и мнение «по­лу зрителя», как назвал себя дирижер циркового оркестра И.  В.  Додюк:

        Обычно   программа    у   нас   складывается   стихийно   за    четыре-пять    дней    до    открытии    летнего   сезона.   В   этот   же   раз вся    программа    полностью,    за    исключением    четырех-пяти    но­меров,  приехала из Харькова  срепетированная,  слаженная.  Если программу  собирать  заблаговременно,   хотя   бы   за   десять,   даже
шесть   дней,   ее   художественный   уровень   намного   поднимается. Повышается  и  культура   исполнения.   Отрадно,   что   мы  открыли летний  сезон такой  премьерой,  и крайне  грустно, что это  первая настоящая  премьера,  наверное,   будет  и  последней.  Ведь  следую­щая   программа   соберется из разных   концов   страны,   а   главное,
за   три-четыре   дня   до   «премьеры».

Наш репортаж об открытии летнего циркового сезона мы за­кончим беседой с заместителем директора цирка М. Е. Горенштейном.

        Готовясь к  открытию  летнего  сезона, — рассказал М.  Е.  Горенштейн, — мы   фактически   заново   построили   гардеробные,   конюшни,   подсобные   помещения   для  реквизита,   привели   в   поря­док служебные  помещения  и  систему   водоснабжения,   перестрои­ли  пожарную   магистраль,  привели   в   порядок  двор-фойе.  Сшито новое  шапито,   построена   душевая.    Артистам   созданы   хорошие условия для  работы.  Теперь  надо  позаботиться  о  зрителях.  Нам крайне  нужен фундаментальный  зрительный  зал с удобными  си­дениями по типу Сочинского  цирка.

В   городе  стали   и   металла   должен   быть  свой   первоклассный цирк г. Днепропетровск                                                        

 

    Л.    ПРОКОПЕНКО

Журнал «Советский цирк» июнь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования