Цирк зажигает огни
Московский театр оперетты показал свою новую работу — оперетту Ю. С. Милютина «Цирк зажигает огни» (пьеса и стихи Я. М. Зискинда).
В основу сюжета положен один из эпизодов зарубежных гастролей нашего цирка. Герои пьесы — артисты двух цирков: советского и зарубежного. Избранная ситуация давала возможность построить острую, с элементами публицистики пьесу. К сожалению, эти возможности не были полностью использованы, и гражданский пафос уступил место любовным переживаниям. В пьесе, а вслед за ней и в спектакле на первый план выдвинуты лирические взаимоотношения героев. Правда, возможна и такая пьеса. Но характеры подменены показом лишь внешней стороны отношений Андрея Бакланова и Глории Розетти.
И все-таки успех. В чем же дело?
Спектакль радует праздничной, приподнятой обстановкой. Это заслуга постановщика — В. А. Канделаки. Удачны балетные сцены. Давно московский зритель не видел в оперетте танцев, которые бы так органически входили в спектакль, поэтично раскрывая романтику цирка. Созданные балетмейстером Г. А. Шаховской массовые хореографические сцены, например танец «Олегов Поповых», танец с участием Карандаша, отличаются оригинальностью, свежестью, изобретательностью постановки, тщательностью исполнения.
Особо следует сказать о дирижере Г. А. Столярове. С его именем связана музыкальная перестройка Московского театра оперетты. В спектакле «Цирк зажигает огни», вдумчиво прочтя партитуру, Г. А. Столяров подчинил музыкальный материал идее спектакля. Точная по жанру, в большинстве номеров яркая и красочная, музыка Ю. С. Милютина преподносится Г. А. Столяровым с истинным мастерством большого музыканта, с блеском дирижера, знающего, понимающего и чувствующего жанр оперетты. «Укрощая» свою мощность, хорошо слаженный оркестр мягко и тактично аккомпанирует солистам.
Высокой оценки достойна работа художника Г. Л. Кигеля, передавшего атмосферу цирка. Лаконичная конструкция, основу которой составляет окружность манежа и смещенные перспективой строгие и четкие линии дуг, свободно вписана в сценическое пространство.
Ю. С. Малютин написал хорошую музыку. Пьеса, рассказывающая о любви Глории Розетти к советскому артисту цирка — Андрею Бакланову, определила и музыкальную драматургию. Композитор строит ее в плане лирическом, лишь временами обращаясь к сатире для осмеяния представителей фирмы Вольдемара Лосиноостровского.
Кстати говоря, «Цирк зажигает огни» — вторая оперетта Ю. С. Милютина, действие которой происходит за пределами нашей родины. Первая — «Поцелуй Чаниты» — имела большой и длительный успех у зрителя. С нашей точки зрения, наиболее сильной стороной таланта композитора является его «русская» музыка. Кто не помнит полные задора, задумчивой лирики и, не боимся сказать этого о композиторе оперетт, эпической широты партитур «Девичьего переполоха», «Беспокойного счастья», «Трембиты»? Нам кажется, что обращение к «западным» сюжетам обедняет палитру композитора, переводя его творчество в план современной эстрадной песни. Это сказалось и в оперетте «Цирк зажигает огни».
Успех спектакля определяет участие в нем артистки Т. И. Шмыги. Без преувеличения можно сказать, что эта актерская работа является в Московском театре оперетты лучшей за последние несколько лет. Удивительная легкость, грациозность, необыкновенная пластичность в сочетании с хорошим пением помогли артистке создать запоминающийся образ «звезды» американского цирка Глории Розетти.
Дарование артистки наиболее ярко проявилось в номере «Двенадцать музыкантов». От вкуса артистки, ее мастерства зависел успех этого номера, характер которого таил опасность вульгаризации. Но художественный такт актрисы восторжествовал.
Танец-шутка «Танцующий Карандаш»
Т. И. Шмыга не пользуется никакими атрибутами, указывающими на принадлежность ее героини к цирку. Пластичность артистки, ее, если можно так сказать, спортивно-цирковая форма убеждают в том, что она действительно «работает воздушный номер и, спустившись на манеж, исполняет песенки на «бис». Здесь внешний рисунок роли, созданный артисткой, сближает оперетту и цирк. А оперетта действительно родственна цирку. Замечательные актеры оперетты — народные артисты РСФСР С. М. Аникеев, В. И. Алчевский и многие другие начали свой творческий путь в цирке.
Есть и недочеты. Показ двух цирков требовал прежде всего показа коллектива артистов советского цирка. В пьесе действуют не представители коллектива, а традиционные простак и субретка. Их появления на сцене, подчас не мотивированные сюжетом, происходят, видимо, для того, чтобы продемонстрировать технику опереточного актера.
Фрагмент из балетной сцены «Восемь Поповых»
Возникали затруднения при постановке сцен, не являющихся драматургически необходимыми, например трио Андрея, Галины и Кости в первом акте. И хотя постановщик стремится красиво и по-опереточному эффектно поставить эту сцену, она осталась неубедительной по своему внутреннему действию и сценическому поведению исполнителей.
Не обогащает спектакль и работа Ю. Н. Богданова, исполняющего роль Андрея Бакланова, ведущего артиста советского цирка, слава о котором вышла далеко за пределы нашей родины. Андрей Бакланов — артист цирка, чья профессия обязывает его быть всегда собранным, тренированным, подтянутым.
Отсутствие у исполнителя пластики противоречит образу артиста цирка. К тому же Ю. Н. Богданов-певец стал «покрикивать». А ведь в музыкальном театре образ создается и вокальными средствами. Певческое состояние исполнителя противоречит образу, который он играет в спектакле. Ведь цирк требует радости, легкости, грациозности, красоты, силы,
Постановщик, видимо, не помог исполнителю создать образ артиста советского цирка. Например, первый музыкальный номер Андрея Бакланова — репетиция его выхода. Перед нами в спектакле не артист цирка, а певец, выступающий на эстраде.
Роль директора советского цирка, Ирины Алексеевны Воронцовой, исполняет Л. М. Алчевская. С присущим ей обаянием ведет артистка эту роль. Однако индивидуализации образа нет. Она одинакова мила и внимательна ко всем. В характеристике образа нет ничего, что шло бы от нашего цирка.
Как обычно, порадовал зрителей В. И. Алчевский, исполнявший роль Вольдемара Лосиноостровского. Бывший граф, вместе с родиной потерявший все, что присуще человеку, раскрыт артистом средствами гротеска. Однако московский зритель вправе был ожидать от такого артиста, каким является В. И. Алчевсюий, новых красок.
Спектакль несомненно будет совершенствоваться. «Цирк зажигагает огни» во многом бы выиграл, если бы исполнители лучше знали жизнь цирка, если бы, готовя свои роли, обратились к людям цирка, изучили их быт, их работу. А это никогда не поздно.
Обращение авторов оперетт к цирковой теме стало уже традицией. Вспомните Кальмана («Принцесса цирка»), Дунаевского («Сын клоуна»). Мы надеемся, что эта тема найдет активное продолжение.
В. КОРШУНОВ
К. ПОЛЯКОВ,
Журнал «Советский цирк» август 1960 г