Джим Брент
С Москвой Джима Брента связывают давнишние воспоминания. Впервые он приезжал сюда как артист цирка еще в 1927 году. Он и его брат Томми выступали тогда в программе Московского цирка. Впоследствии в своей книге «Воспоминания эквилибриста» английский артист тепло рассказывал о своих гастролях в нашей стране (сообщение о книге Дж. Брента см. в журнале «Советский цирк» № 6, 1959 год).
С тех пор прошло более трех десятилетий, и вот Джим Брент снова в Москве. В этом году он проводил свой летний отдых в СССР. Перед возвращением на родину Джим Брент побывал на представлении в Московском цирке, беседовал с участниками программы.
Мы попросили Джима Брента поделиться своими впечатлениями с читателями нашего журнала.
Вот что он написал:
«Прежде всего, мне хотелось бы выразить благодарность Управлению цирками и артистам, участвовавшим в майской программе, за столь теплый и дружеский прием, который был мне оказан в Москве. Еще раз большое спасибо.
За все долгие годы, что я связан с цирком, этот прием является для меня самым трогательным событием. Особенно приятно, что оно имело место в Советском Союзе — в стране, в которой я впервые познал интернациональное значение цирка и получил признание, побуждающее артиста стремиться к высшему классу работы.
Если во время беседы с артистами, говоря о каком-либо отдельном номере, я невольно нанес тем самым обиду,— это было излишеством, которое допускаешь, знакомясь с чем-то особенно поразительным. Такое, я думаю, может случиться со всяким, кто действительно любит искусство,— будь то живопись, литература или цирк, ибо и цирк — тоже искусство. Я прочитал как-то в болгарском журнале, что «цирк есть искусство очень близкое народу». В истинности этого усомнятся очень немногие.
Прежняя, некогда модная манера исполнения исчезла с арены советского цирка; нет более томительных пауз, причудливо-вычурных номеров. Представление идет живо, каждый номер исполняется в быстром темпе, напомнившем мне представления в лондонском «Олимпия-холле». Но (если позволено будет сделать предостережение) следите, чтобы быстрота не стала самоцелью, а артисты не утратили очарования, превратившись в квалифицированных и умных автоматов. Последнее произошло в США и в Англии, в частности, в лондонском «Олимпия-холле», где в 1932 году мы работали под свист зрителей. Этот унизительный факт можно объяснить культом скорости.
Темп представления в Московском цирке превосходно сбалансирован — достаточно высокий, он сохраняет очарование подлинного искусства, чуждого торопливой поспешности. Не утратьте его.
Балетный танец — грациозный штрих, открывающий представление,— мне понравился гораздо больше старых механических парадов, хотя найдутся, полагаю, люди, которые считают, что танец—вне сферы цирка. (Большим мастером подобных постановок в Англии является Клем Ватсон, однако его постановки некоторые относят скорее к области ревю, мюзик-холльных жанров — но не цирка. Хотя разумеется, с тех пор как человек начал мыслить, всегда находятся люди, возражающие против нововведений).
Художественный уровень каждого номера программы высокий, и я был целиком поглощен представлением. Незабываемое впечатление оставляет молодость всего спектакля, его участников.
Позвольте мне сказать со всей откровенностью, что современная молодежь превосходит отцов смелостью своих дерзаний. Отметить это очень приятно.
Как счастливы те, кто являются членами социалистического общества,— те, кому гарантирована работа и чьей единственной заботой является совершенствование своего мастерства! Этому счастью нет цены. Вероятно, у вас это стало таким привычным, что вы уже не замечаете этого. Обеспеченный покой артистов — это великое дело. Ведь артисты в капиталистических странах тратят очень много времени в поисках «трудно уловимого» контракта.
Не судите строго эти короткие, наспех выраженные замечания. При всей их несвязности кое-что в них, надеюсь, может привлечь ваше внимание».
Джим БРЕНТ,
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1960 г.