Новаторство и традиция. С. Эльдаров, директор Московской группы «Цирк на сцене»
Успех советского цирка — прямое следствие роста общей культуры представлений. Советские писатели, художники, композиторы, режиссеры придали искусству цирка новое качество.
Думается, что коверный вправе отказаться от традиционной роли в представлении, если он нашел свое, подлинно новаторское, талантливое решение задачи заполнения пауз. Олег Попов делает это по-своему. Он великолепный мастер маленькой клоунады, и никто не может упрекнуть его за отказ от традиции. Но значит ли это, что все коверные должны разыгрывать такие клоунады? Если у коверного нет необходимых актерских данных и клоунады его мало интересны, — пусть он лучше остается в рамках безмолвного пародирования.
Мы напрасно отказались от некоторых испытанных форм цирковой клоунады, очень разнообразящих представление. Жаль, что почти исчезли выступления клоунов с мелкими дрессированными животными — собачками, обезьянами, попугаями.
Совершенно отсутствует в нашем цирке подлинная музыкальная эксцентриада, имевшая в прошлом таких замечательных представителей, как Бим-Бом. Когда артисту покупают, чуть ли не целый музыкальный магазин, и вся работа эксцентрика состоит только в том, чтобы с грехом пополам сыграть нехитрую мелодию, — тут не поможет ни режиссер, ни художник. Сам по себе такой номер, лишенный остроты содержания и легкости исполнения, чужд цирку.
От традиций цирка стоит отказываться только во имя полноценного художественного новаторства.
С. Эльдаров, директор Московской группы «Цирк на сцене»
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г