Грачевы — жонглеры на мачтах и свободном канате
Недавно, просматривая рецензии бразильских газет, посвященные гастролям артистов советского цирка в Южной Америке, я прочел: «Грачевы делают невозможное» (газета «О Глобо» — Рио-де-Жанейро), «Грачевы — жонглеры на мачтах и свободном канате. Булавы летают в воздухе, кажется, что артисты имеют тысячу рук» («Трибуна» — Сан-Паулу)...
И я вспомнил другую поездку. Это было осенью 1958 года. Позади два месяца гастролей в Югославии. Наши артисты выступали с большим успехом, и мы в хорошем настроении возвращались в Москву. Моими соседями по купе оказались Василий Грачев, Михаил Чернов и Евгений Акифьев. Дорога особенно располагает к разговорам. Говорим о многом, но больше всего, конечно, о цирке. Меня заинтересовали биографии моих спутников. В 1947 году в детской группе циркового училища занимались два мальчика — Миша Чернов и Игорь Акифьев. Первому хотелось стать жонглером на лошади, а второму — акробатом-прыгуном. Игорь был влюблен в акробатику и с восторгом рассказывал о ней своему брату Евгению. Решив стать акробатом, Женя поступил на основное отделение циркового училища и уговорил своего «коллегу» по футболу Васю Грачева сделать то же.
В первые годы будущие артисты осваивают основы циркового искусства: акробатику, гимнастику, эквилибристику, жонглирование. Женю Акифьева и Васю Грачева особенно влекло жонглирования. После занятий оба приятеля стали самостоятельно репетировать довольно сложный для начинающих жонглеров трюк — перекидку восьми булав. За этим занятием их застал преподаватель Николай Эрнестович Бауман. Он предложил создать оригинальный номер для трех исполнителей, включив в число участников Мишу Чернова. Так началась подготовка номера «Жонглеры на мачтах», так началась дружба трех будущих артистов...
Перед моими глазами возникает залитый огнями цирк.
Под звуки ритмичной мелодии на манеж выбегают трое юношей с булавами в руках, и находящийся в середине Миша Чернов с разбега делает переднее сальто. Зрители едва успевают следить за мельканием девяти булав, причудливо переплетающихся в воздухе. Уже первая комбинация вызывает дружные аплодисменты.
Затем Акифьев и Грачев быстро взбираются на тонкие трехметровые мачты. Закрепив одну ногу в петле, а другой, упираясь в мачту, они вытягивают корпус параллельно арене, лицом вниз, и перекидываются шестью булавами. А Чернов, стоя одной ногой на провисающем между мачтами канате-кордеволане, жонглирует тремя булавами. Через несколько мгновений все трое, не меняя своих положений, жонглируют девятью булавами.
В следующей комбинации «верхние», по-прежнему держа корпус параллельно арене, поворачиваются лицом вверх и ведут сложную перекидку между собой, а «нижний» вращается на кордеволане. В финале все трое уже на манеже жонглируют двенадцатью булавами, которые постепенно, одна за другой, переходят в руки Чернова.
На мачтах в таком положении еще никто не жонглировал — это ново, оригинально и сложно. Но особенности номера этим не исчерпываются. Если композиция групповых номеров строится на чередовании трюков отдельных солистов, то у Грачевых все рассчитано на троих. Если в групповых перекидках обычно на долю каждого партнера приходится не более трех булав, то у Грачевых — четыре и пять. Особенное и в сложности узоров, вычерчиваемых булавами в воздухе.
В цирке было и есть немало отличных жонглеров. Они покоряют высокой техникой, отточенностью трюков и комбинаций, быстрым темпом работы. Однако сольные номера высокого класса встречаются чаще, чем групповые. В групповых номерах каждый участник должен не только быть первоклассным артистом, но и обладать, как говорят в цирке, «чувством партнера». Только тогда мастерство каждого, сливаясь в единое целое, создает тот ансамбль, который захватывает зрителя.
Пока мы беседуем, я перебираю в памяти зарубежные групповые номера жонглеров и не могу вспомнить ни одного, который состоял бы из партнеров, не связанных семейными узами. Обращаю внимание моих спутников на это обстоятельство. Чернов говорит:
—Это не удивительно. Кто же «там» захочет несколько лет учить партнеров, помогать им совершенствоваться, не будучи уверен в постоянном составе номера!..
—Встречаются номера, — добавляет Акифьев, — в которых партнеры не являются родственниками, но настоящего ансамбля все равно нет. Каждый репетирует, оттачивая только сольные трюки, чтобы не оказаться на простое в случае ухода партнеров.
— Но ведь вы тоже не братья,— замечаю я.
— Как сказать, — отвечает Грачев.
— Наша дружба выдержала десятилетнее испытание, мы не мыслим работы друг без друга. Это помогает нам не только сохранять номер, но и непрестанно его совершенствовать...
Да, дружба — прекрасная основа для всех начинаний и свершений.
А. ИВАНОВСКИЙ
Журнал «Советский цирк» декабрь.1960 г