Цирк Гаджикурбанова
Кто не знает прославленного канатоходца заслуженного артиста РСФСР и народного артиста Дагестанской АССР Яраги Гаджикурбанова! Но не каждому известно, что у Гаджикурбанова есть собственный цирк. Да-да, собственный цирк. Представьте себе, дорогой читатель, я тоже удивился, узнав об этом. В наше время иметь собственный цирк? — думал я. Ведь давным-давно миновали годы нэпа, когда существовали цирковые предприниматели. Или может быть, Гаджикурбанов — неразоблаченный частник, маскирующийся под видом руководителя циркового коллектива, как это порой бывало на периферии в начале 30-х годов? Нет. Гаджикурбанов вовсе не скрывает, что у него имеется собственный цирк. Он рассказывает о нем с большой гордостью всем своим знакомым и друзьям.
Не буду больше играть на вашем любопытстве, дорогой читатель, и сообщу вам наконец о том, что я узнал о цирке Гаджикурбанова, когда недавно побывал у него дома.
Что представляет собой цирк Гаджикурбанова, мне стало приблизительно ясно, когда я переступил порог его квартиры и очутился в большой светлой комнате. Вдоль ее стен на стульях, табуретках и чемоданах сидели несколько пожилых женщин и около двух десятков ребят школьного и дошкольного возраста. Все они неистово хлопали в ладоши, а некоторые из малышей даже стучали ногами:
—Давай, Алмазик, начинай!
Из соседней комнаты вышла девочка лет десяти с такими же черными, как у Яраги Гаджикурбанова, глазами. Сделав общий поклон, она, точно бывалый инспектор манежа, звонко и протяжно выкрикнула:
—Начинаем большое цирковое представление. Первым номером
выступает всемирно известная воздушная гимнастка Айшат Гаджикурбанова.
Оркестранты — они же зрители — грянули на чемоданах и стульях марш, и на середине комнаты, грациозно раскланиваясь, появилась тринадцатилетняя девочка в белом тренировочном трико, очень похожая на свою сестру — инспектора манежа.
Минута — и вот она уже на веревке, протянутой между двумя кроватями. Артистка балансирует на веревке, держит на лбу вместо перша половую щетку и выполняет вис на подколенках вниз головой. Спрыгнув на пол, она делает комплимент, и по комнате прокатываются аплодисменты зрителей. Но это показалось недостаточным «всемирно известной воздушной гимнастке».
—Ребята! Разве так хлопают? — говорит она обиженно. — Хлопайте, как в настоящем цирке, а то я не буду в следующий раз выступать.
Зрители начинают аплодировать громче, и артистка, счастливо улыбаясь, покидает манеж.
Инспектор объявляет следующий номер:
—Акробатический этюд в исполнении заслуженных артисток нашего цирка сестер Алмаз и Зулейки Гаджикурбановых.
Но вместо заслуженных артисток — десятилетней Алмаз и семилетней Зулейки — первой на манеж неожиданно выбегает их пятилетняя сестра Патимат.
— Объявляйте мой номер, — говорит она сестрам, — я сейчас буду делать стойку.
— Зачем ты нам мешаешь? Твой же номер следующий, — пытаются урезонить нарушительницу порядка Алмаз и Зулейка.
— Нет, мой номер следующий, — заявляет пятнадцатилетняя Эльмира Гаджикурбанова, — я свою очередь не уступлю.
Но Патимат продолжает упорствовать: