Летний мюзик-холл в Москве
Летний мюзик-холл!» Яркая афиша привлекает внимание и возбуждает интерес. У нас уже давно нет мюзик-холла. А ведь он был, и были в нем неплохие спектакли: «Как 14-ая дивизия в рай шла», «Артисты варьете», «С неба свалились», «Условно убитый» и многие другие. В мюзик-холле расцветал талант Л. Утесова, в мюзик-холле играли М. Миронова, Б. Тенин, В. Лепко, С. Мартинсон.
Отсутствие интересной драматургии, слепое подражание Западу и уход из театра интересных артистов — привели к закрытию мюзик-холла. А театр, в котором артисты цирка, эстрады, музыкальной комедии и драмы могли бы объединяться в ярком зрелище,— нужен, и зритель его ждет.
Поэтому естественно волнение, с которым ожидали премьеру.
Великолепное начало. Л. Миров и М. Новицкий неожиданно возникают на высокой стене, расположенной за зрителями Зеленого театра, и оттуда с присущим им юмором командуют парадом артистов мюзик-холла. Загораются звезды, взлетает в небо ракета, появляются в танце герлс. Да, да, герлс! 24 девушки — юные, красивые, в великолепных, со вкусом сделанных костюмах художника Б. Кноблока. На них приятно смотреть.
Это пролог — начало мюзик-холльного представления. А далее идет неплохой, но в целом довольно обычный концерт с более и менее остроумными интермедиями Мирова и Новицкого, с хорошо поставленными балетмейстером Н. Холфиным танцами герлс, с джаз-оркестром Э. Рознера, аккомпанирующим артистам, с чтением стихов и исполнением песен.
Мюзик-холл — это прежде всего интересный и необычный монтаж аттракционов, вкрапленных в сюжет. Никакого сюжета нет, драматургии спектакля нет. Эстрадные и цирковые номера идут сами по себе, Миров и Новицкий конферируют и разыгрывают фон интермедии тоже сами по себе. Исключение составляет хореографически-пантомимическая сценка «Шахматы».
Возрождению замечательного жанра искусства положено хорошее начало, многое уже найдено, но недостатки драматургии и не всегда точный подбор номеров, к сожалению, ломают характер представления.
Л. Миров и М. Новицкий — талантливые артисты, и им под силу сюжетный спектакль. Постановщики премьеры летнего мюзик-холла Н.Конников и Л. Миров — изобретательные и остроумные режиссеры, и они могли бы плодотворно потрудиться над созданием такого спектакля.
Несколько слов о номерах программы.. Превосходно работает на постаменте эквилибрист на одной руке Л. Осинский, отлично поддерживающий честь цирка.
Представленный конный номер — высшая школа верховой езды разочаровывает. Спортсменка, вероятно, не худо действует на учебном манеже конно-спортивной школы, но на сцене выглядит не артистично, не интересно.
Конечно, имеет успех у зрителей талантливый исполнитель популярных песен — Марк Бернес, неплохо поет и В. Беседин, хорошо звучит женский вокальный квартет джаз-оркестра Рознера. Интересен балетный номер артистов Большого театра СССР в постановке В. Варковицкого, напоминающий о героизме советских воинов. Имеет успех и исполнительница пародий — Кира Смирнова, хотя исполняемый ею номер не отличается тонкостью и является перепевом бесчисленных эстрадных пародий.
Программа первого мюзик-холльного спектакля «Когда загораются звезды» зрителю нравится. Он с удовольствием смотрит великолепную танцевальную картинку с песней «Дождь идет», блестяще оформленную Б.Кноблоком в лучших традициях мюзик-холла, он аплодирует забавному танцу рыболовов, хореографической картинке водного спорта, с удовольствием принимает диалоги Мирова и Новицкого, волнуется, слушая задушевное исполнение песен М. Бернесом.
И это хорошо. Это значит, что спектакль радует зрителя. За это следует поблагодарить постановщиков и участников концерта.
Но идея возрождения мюзик-холла, создания мюзик-холльного спектакля осуществлена еще не полностью, и это обидно.
Надо окончательно восстановить в правах жанр. Нужно создать сценарий сюжетного мюзик-холльного спектакля с интересными актерскими образами, с драматургическим действием, с комическими и драматическими персонажами, с эстрадными номерами и цирковыми аттракционами, органически входящими в ткань спектакля, развивающими сюжет, создать спектакль с песнями и танцами, опять-таки входящими в драматургию спектакля — веселого, увлекательного, насыщенного лирикой, сатирой и юмором.
Дорогие товарищи, создатели, открыватели летнего холла! Не останавливайтесь на сделанном. Зрители ждут вашего нового спектакля, и он должен быть еще ярче, еще интереснее.
Владимир ПОЛЯКОВ
Журнал «Советский цирк» 1960 г. сентябрь