Тревожась о конном цирке
Современный цирк вырос в значительной мере на основе школ верховой езды. Еще в XIX столетии большинство показываемых в цирке номеров было так или иначе связано с лошадьми. Конные номера - самых разнообразных жанров всегда были украшением цирковых программ, привлекали к цирку не только знатоков, но и широкие круги любителей.
Тем более обидно и неверно, что в наше время кони все реже появляются на аренах. Говорят, это происходит потому, что лошадь почти исчезла из нашего быта. Но это не совсем так. Правда, лошадей в народном хозяйстве сильно потеснили тракторы и автомобили. Но есть еще целый ряд областей народного хозяйства, где они долго будут приносить пользу людям, сохраняя свое положение верного друга человека.
А главное, о чем не следует забывать, это то, что лошадь — красивейшее и благороднейшее животное. Нет ничего красивее лошади на цирковом манеже! Как эффэктны и впечатляющи конные номера! Кто из видевших может забыть «Почту», когда наездник управляет большой группой коней. Полны изящества и грации номера гротеска на лошади. Силой и мужеством наполнены выступления парфорс-наездников. Ловкостью и легкостью отличаются номера жокееd-акробатов. Смелостью и четкостью поражают джигиты. А сколько благородной пластики и чарующего ритма в «Высшей школе верховой езды» или «Дрессировке лошадей на свободе»?
Почему же мы теперь фактически вычеркиваем все это из циркового репертуара? Почему никто и нигде организованно не готовит цирковых наездников и дрессировщиков? Почему количество конных номеров крайне ограниченно и они часто похожи один на другой?
Конный цирк остро нуждается во внимании.
Вот почему с глубоким удовлетворением я узнал, что намечено собрать второе совещание по вопросам конного цирка. Это, безусловно, нужно, даже необходимо, так как назрело очень много вопросов, «старые требуют немедленного разрешения.
С огорчением вспоминается первое совещание по конному цирку, состоявшееся в 1953 году. С тех пор прошло семь лет. Срок немалый, а что мы сделали за этот период? Почти ничего. Те ценные предложения, которые были высказаны, одобрены и приняты, практически так и не претворены в жизнь. Мы не проявили должного внимания и интереса к конному цирку.
Достижений в этой области у нас нет, зато недостатков немало, и, к сожалению, очень серьезных. Они-то и привели к упадку конного цирка. Приходится отметить, что за последние годы на аренах нашего цирка почти не появляются новые номера. этого жанра. Из года в год зритель видит одно и. то же. Но дело не только в том, что не растет количество номеров. Во много раз хуже то, что и те номера, которые имеются, не могут удовлетворить зрителя по своим художественным качествам.
Многие конные коллективы годами совершенно не обновляют (программы. Не только сама работа, но даже оформление этих номеров страдает нагоняющим тоску однообразием.
В появившихся же сравнительно недавно номерах бывает .наоборот. Красивые костюмы, блестящая сбруя, помпезная музыка, а работы фактически нет никакой, Еще большая беда заключается в том, что эти горе-наездники, в особенности «наездницы» и «дрессировщицы», работая на приготовленных чужими руками, чужим трудом лошадях, воображают себя не только артистами, но и мастерами.
Конное табло Д. Кострюкова
Они хотят удивить нашего неизмеримо выросшего зрителя показным внешним эффектом и дешевой мишурой. Это глубокое и грустное заблуждение.
В первую очередь нужно добиваться отличной, оригинальной и безукоризненно четкой работы, интересного композиционного построения номера. Кроме того, необходимы хорошее владение шамбарьером, хорошая школьная посадка, умеренные движения, грациозные манеры и умение достойно, в то же время скромно, подлинно артистично держать себя в манеже. А потом уже можно думать об оформлении и заботиться о хороших нарядах.
Это о людях, работающих в жанрах конного цирка.
А что можно оказать о конском поголовье? И тут печальная картина — конный состав у нас очень слабый. Лошади, приобретаемые на конных заводах, нередко бывают не только с изъяном, но просто выбракованные, зачастую с очень плохими экстерьерными данными. Они совершенно не имеют вида в манеже.
«Па-де-труа» в исполнении М. Черной (Слева), В. Васильевой (верхняя) и В. Щетининой (руководитель номера)
И это в то время, когда в нашей стране выращены новые замечательные породы лошадей, которые мы должны показывать зрителям как гордость отечественного конезаводства! Вместо этого мы показываем каких-то старых кляч. Имею в виду поголовье бывших конюшен Н. А. Никитина, М. Д. Анисимова, И. А. Лерри.
Кстати, хочу сказать несколько слов о таких маститых дрессировщиках, как Никитин и Анисимов. Очень далекий от мысли обидеть их и с надеждой, что они правильно поймут меня, не могу не спросить: какое же наследство вы, дорогие друзья, оставили советскому цирку? Даже уходя на пенсию, вы почему-то не подготовили ни одного квалифицированного дрессировщика из молодежи, не воспитали достойную себе замену.
Таким образом, и в отношении кадров исполнителей и качества работы и в отношении конского поголовья мы не видим никакого улучшения.
В чем же причины такого печального состояния конного цирка?
Причин немало. И, прежде всего, мне хотелось бы сказать о той вине, которая ложится на самих нас, мастеров конного цирка. Мы работаем разобщенно, творчески не связаны друг с другом, заняты только благополучием собственного номера. Кустарщина, замкнутость, цеховщина, к сожалению, присущие нашей работе, являются серьезнейшим препятствием, сильно мешающим развитию конного цирка.
У нас вместо творческого соревнования подчас существует какая-то нездоровая конкуренция, желание спрятать от всех свой опыт, не поделиться им ни с кем из товарищей. Такая практика мстит за себя, и, прежде всего тем, кто ее придерживается.
Ведь при подлинном соревновании артист старается быть лучшим из лучших, а при таком положении получается, что артист старается быть лучшим из худших. Это приводит к тому, что руководители конных номеров теряют чувство критического отношения к своей работе, снижают требования к себе и к своим партнерам. К сожалению, и со стороны работников аппарата Союзгосцирка не чувствуется подлинной заинтересованности в развитии конного цирка.
В сущности, мы работаем бесконтрольно. К нам не предъявляют серьезных творческих требований, не ставят конкретных задач по улучшению программ. Очевидно, те товарищи, которым поручено руководить нами, плохо знают свое дело, слабо разбираются в конном цирке.
Отсутствие настоящей требовательности, критического отношения к существующему и практической помощи со стороны руководства, абсолютное отсутствие опытной режиссуры по конному цирку — вот, по-моему, главные причины застоя, а значит, и отставания, а развитии той части нашего цирка, в которую входят жанры, связанные с работой на лошадях.
Только полным равнодушием к делу можно объяснить то, что до сих пор у нас нет конной студии, где можно было бы готовить новые квалифицированные кадры наездников-жокеев, гротеск-наездниц, джигитов, исполнителей высшей школы верховой езды, дрессировщиков и дрессировщиц, берейтеров и других специалистов. Именно создание такой студии, где вся репетиционная работа проводилась бы в нормальных условиях, централизованно, под творческим контролем опытной режиссуры, позволило бы покончить с кустарной подготовкой номеров. Наличие конной студии дало бы возможность сократить сроки выпуска номеров и повысить их художественную ценность. А мы не только не имеем такой студии, но даже не имеем специального конного отделения в цирковом училище. Спрашивается, откуда же и за счет кого можно пополнять кадры?
Джигитовка (фрагмент номера под руководством М. Коченова)
Когда обращаешься с этим вопросом в отдел кедров или в художественный отдел, то неизменно слышишь ответ: «Ищите и приглашайте людей сами». Как будто бы мы, артисты, являемся частными предпринимателями, владельцами своих номеров. Конечно, работники этих отделов могут в свою очередь опросить нас, откуда им брать кадры для конных номеров, если их нигде не подготавливают?
Вопрос этот очень трудный. Но при настоящем интересе к конному цирку даже в существующих условиях, когда еще нет специальной конной студии, можно практически, хотя бы частично решить этот вопрос. Ведь имеются конно-спортивные общества и клубы, откуда и нужно приглашать, разумеется, тщательно отбирая, в какой-то мере уже подготовленных людей.
Высшая школа верховой езды под руководством заслуженного деятеля Туркменской ССР А. Калганова
Теперь несколько слов о конском поголовье. Давно уже «омское поголовье в цирке пополняется по старой пословице: «На тебе, боже, что мне не гаже». Причиной тому служит отсутствие деловой связи аппарата Союзгосцирка с Министерством сельского хозяйства и с конными заводами. Причем лошади для цирка на заводах отбираются почему-то даже без представителя Союзгосцирка.
Деляческий, бесперспективный подход к конному цирку приводит к тому, что на пополнение поголовья отпускается слишком мало средств. Поэтому наше конское поголовье и представляет собой очень печальную картину.
Большой ущерб нашей работе наносят и те условия, в которых мы работаем. Во многих цирках нет самого необходимого — хороших помещений для лошадей. Как правило, помещения эти малы, неудобны, не приспособлены для нормального содержания коней. Спрашивается, куда смотрят строители цирков и те, кто им это строительство поручает?
Да и со стороны многих директоров цирков мы встречаем холодное, равнодушное отношение к конникам. Исключением из этого правила являются директор Харьковского цирка Ф. Д. Яшинов, старый цирковой деятель, который исключительно хорошо, тепло и внимательно принимает конные номера и проявляет заботу о них, а также директор Омского цирка М. 3. Раскин.
В большинстве других цирков все время наталкиваешься на халатность и безответственность: то дирекция не позаботится о снабжении кормами, и животные стоят без овса и сена, то дирекция не хочет оказать содействие в размещении лошадей. Получается, что, приехав на место, думаешь не о творческой работе, а о том, как накормить лошадей, куда их девать.
Не могу не сказать заодно и о первых рядах мест для зрителей в некоторых цирках. Считаю безобразием, когда первые ряды ставят почти впритирку к барьеру. Увеличивая за счет этого сборы, мы недопустимо забываем о зрителях, которые после конных и звериных номеров уходят недовольными, обиженными и возмущенными, так как опилки летят из-под копыт лошадей в лицо и на платье. Такое положение в Львовском, Рижском и других цирках.
Все перечисленные недостатки являются, повторяю, следствием того, что в аппарате Союзгосцирка нет настоящих специалистов, которые бы глубоко разбирались в вопросах конного цирка. И не только бы разбирались, а болели за его судьбу.
Если бы такие глубоко знающие дело товарищи появились в Союзгосцирке, то, прежде всего, исчезла бы та атмосфера оскорбительной недоверчивости, которая существует у работников аппарата то отношению к руководителям конных номеров. Им почему-то все время кажется, что мы хитрим, обманываем, что-то выгадываем. Как будто у нас могут быть какие-то другие интересы, кроме тех, которые направлены на улучшение нашей работы. Ведь мы, артисты, кровно заинтересованы в том, чтобы поднять конный цирк на должную высоту, чтобы он снова занял подобающее место в ряду других жанров советского циркового искусства.
Вот почему считаю своим долгом внести некоторые конкретные предложения.
В первую очередь надо просить руководство Союзгосцирка создать в аппарате специальный сектор конного цирка и поручить руководство этим сектором опытному, квалифицированному специалисту.
Организовать учебно-тренировочную базу для создания новых номеров. Практически для этого надо построить под Москвой деревянный рабочий цирк, действующий круглый год. А три нем иметь конюшни, общежитие, столовую, шорную мастерскую. Укомплектовать педагогический состав этой учебно-подготовительной базы-студии мастерами конного цирка и квалифицированными режиссерами.
Договориться с Министерствам сельского хозяйства, а затем непосредственно с конными заводами о снабжении цирка первоклассными, высококачественными лошадьми.
Хотим быть наездниками!
«Свечка». Исполняет В. Денисов
Наладить широкий практический обмен опытом (между коллективами конных номеров как в Советском Союзе, так и с их зарубежными коллегами по профессии, в первую очередь с теми, кто живет и трудится в странах народной демократии.
Установить постоянный творческий контроль со стороны руководства и режиссуры Союзгосцирка за работой и ростом мастерства участников конных номеров.
Думается, что, если эти предложения будут приняты и претворены в жизнь, конный цирк займет достойное место в ряду других жанров советского циркового искусстве.
М. ТУГАНОВ,
народный артист РСФСР
Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.