В цирках Японии - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В цирках Японии

 

 

Старшее поколение мастеров  нашего цирка    хорошо    помнит    многочисленных    иностранных    гастролеров, выступавших у нас в те годы, когда советский цирк только становился на ноги. Среди  мастеров  иностранных  цирков   были и японские артисты.

Это были преимущественно первокласные акробаты и эквилибристы: труппа Яма-до-Сан, Якибоно, Шиномито и другие. Они пользовались у нас вполне заслуженным успехом. Японские артисты оригинально строили свои номера и умели исключитель­но легко и четко выполнять сложные трю­ки и комбинации. В некоторых жанрах они занимали ведущее положение, и до сих пор в цирковой терминологии сохранились на­звания трюков или жанров: «японский куль­бит», «японская лестница» и другие.

Нам удалось познакомиться с програм­мами цирка Арита и цирка Сибата.

Оба цирка примерно оди­наковой конструкции. Это лет­ние здания типа шапито, не­сколько отличающиеся по сво­ей форме от тех, которые применяются в европейских стра­нах. Вся конструкция японских цирков-шапито крепится на длинных бамбуковых перепле­тах. К этим же бамбукам при­крепляется вся подвесная ап­паратура воздушных номеров. Во время представления на­верху находится специальный униформист, который, переходя по бамбукам с одного места на другое по всему переплету купола, опускает в нужный мо­мент необходимую аппаратуру (лесенки, бамбук, трапеции, лопинг и т. д.). По окончании номера униформист подтяги­вает использованную аппара­туру наверх и там ее «прячет», а подвешенную снизу опускает на манеж, откуда ее уносят за кулисы. Все это униформист проделывает быстро, четко, но все время    рискуя    сорваться.

 

Фото: антиподист

 

Такой принцип уборки подвесной аппа­ратуры сам по себе оригинален и создает известные удобства для работы воздушных номеров. Удобно это и для зрителей, перед которыми не висят весь вечер всевозможные цирковые атрибуты, обычно загромождаю­щие купол.

Внутри цирка зрители располагаются амфитеатром. Сзади манежа — сцена, по бокам установлена аппаратура аттракцио­нов: с одной стороны клетка для работы с хищниками, с другой — металлический шар для мотоаттракциона.

В японских цирках, как правило, не применяются стальные тросы для крепле­ния и установки аппаратуры. Вместо тросов используются веревки. Веревочные лестни­цы тоже не применяются; вместо них уни­формисты цепляют за аппарат длинные бамбуковые шесты с крючками на концах. Артист взбирается по бамбуку на аппарат, после чего бамбук убирается.

В программе каждого цирка более два­дцати номеров, которые, чередуясь, демон­стрируются на манеже, на сцене и по бо­кам сцены. Номера в обоих цирках почти одинаковые по жанрам. Большая часть ар­тистов — девушки.

Артисты в японских цирках выступают в четырех-шести номерах, а перед началом представления продают зрителям про­граммки.

Хотя чередование номеров, выступаю­щих на манеже и на сцене, исключает пау­зы, все же в цирках есть «коверные» клоу­ны. Их репертуар состоял из «допотопных» клоунад с пощечинами, пинками. Одеты клоуны неряшливо, загримированы небреж­но и оставляют неприятное впечатление. Программы в обоих цирках начинались парадным выходом всей труппы. Одни арти­сты выходили, другие выезжали на лоша­дях, слонах, верблюдах. Оформление и артистические костюмы не отличались све­жестью и, видимо, имели значительный срок службы.

 

Балансеры    на   амортизирующем   бамбуке

 

Как в цирке Арита, так и в цирке Си­бата мы видели способных молодых арти­стов. Но им недостает опытных педагогов и режиссеров. Японские артисты трудолю­бивы, однако вряд ли возможна успешная творческая работа, когда артист выступает ежедневно в двух-трех представлениях, участвуя в нескольких номерах. Некоторые номера заслуживают одобрения. Это преж­де всего великолепная велосипедистка в цирке Арита, выступавшая с отцом и се­строй.

Она виртуозно владеет ездой на различ­ных велосипедах; искусно имитирует «не умеющую» ездить; уверенно исполняет пи­руэты на маленьком столике, сидя на высо­ком одноколесном велосипеде; с абсолют­ной легкостью прыгает она через скакалку на одноколесном велосипеде и ездит на нем, не прикасаясь к седлу, стоя на педа­лях. Всю работу, преимущественно на одноколесном велосипеде, она проводила в хо­рошем темпе, кроме того, показала себя очень хорошим эксцентриком. В финале но­мера, разъезжая по сцене, она поднимала предметы одежды, лежащие в центре сце­ны, и, на ходу одеваясь, превращалась в комический персонаж, обыгрывая во время работы свой костюм и типаж. И все это де­лала двенадцатилетняя девочка!

Там же мы видели семидесятичетырех­летнего артиста, который исполнял номер на перекрестном канате под куполом цирка. Он стоял на канате на голове, придержи­ваясь за канат руками. На поднятые вверх ноги была надета кукла в кимоно, которую при выходе скрывал халат артиста. Ноги артиста были просунуты в рукава кимоно, и создавалось впечатление, что на канате стоит человек с поднятыми вверх «руками», жонглирует веером и проделывает ряд ин­тересных и оригинальных комических трю­ков. Престарелый артист проделывал все это с завидной легкостью. В финале он фикси­ровал на канате стойку на голове без по­мощи рук.

Оригинальный номер показала девушка-антиподистка. Все комбинации и трюки она исполняла с одним зонтиком, ловко откры­вая и закрывая зонт ногами.

Интересен был номер с шимпанзе; обезь­яна играла на цимбалах, била в барабан, ездила на двухколесном велосипеде, ходила по канату на передних лапах. В конце но­мера ей подавали высокие ходули.

 

74-летний артист на перекрестном канате 

Воздушный полет

 

Обезьяна самостоятельно и быстро взбиралась на них, передними лапами бралась за верхние концы ходулей и, цепляясь двумя пальцами задних лап, ходила на ходулях по сцене. Все трюки она проделывала без помощи дрессировщика, который подходил к своей питомице только для того, чтобы подать или убрать реквизит.

Смелую езду на мотоцикле в металли­ческом шаре показал молодой артист цирка Арита. Он ездил по стенкам шара в различ­ных положениях: не держась за руль, сидя боком, поставив ноги на руль, стоя на пе­далях с завязанными глазами. После серии этих трюков, выполненной четко и быстро, он исполнил полную «мертвую петлю» на мотоцикле. Этот трюк оставляет сильное впечатление.

В цирке Сибата одиннадцать гимнастов исполняли воздушный полет. В номере было два ловитора и два мостика, так что встреч­ные полеты проходили с двух мостиков к двум ловиторам одновременно. Дистанция полета была значительно больше, чем обыч­но в полетах; все трюки исполнялись «в ход», то есть артисты отрывались от тра­пеции несколько преждевременно. С про­фессиональной точки зрения исполнение трюков «в ход» считается неправильным. Но при таком исполнении трюков японские артисты создавали впечатление долго летя­щего в воздухе гимнаста. Некоторые трюки исполнялись с первого «кача» — прямо с мо­стика к ловитору. В этом случае эффект по­лета снижался. В финале гимнасты исполняли пассаж (встречный перелет) одно­временно с двух мостиков, причем у ловиторов и вольтижеров были завязаны глаза.

Остальные номера в этих цирках не от­личались оригинальностью и новизной. Сла­бая дрессировка лошадей и хищников, однообразная эквилибристика на проволоке, першах,  лестницах,  посредственные комбинации на трапеции. В различных номерах часто повторялись одни и те же трюки и комбинации. Многие номера включают трю­ки из разных жанров. Так, например, в жонглерских номерах используется вольностоящая лестница, а эквилибристы на вольностоящих лестницах щедро используют трюки жонглирования. Кроме того, в этой же программе половина участников исполь­зует вольностоящие лесенки в финале программы, проходя на них по сцене. Прак­тикуется и одновременная работа в манеже двух различных номеров.

В цирке Сибата двое артистов исполня­ли номер с першем на плече. На перше верхний исполнял стойки на руках на од­ном, двух и трех стульях поочередно, а в это время на манеже рядом с артистом, державшим перш, на столах два артиста исполняли те же стойки на таком же ко­личестве стульев.

Две девушки на двух трапециях одно­временно исполняли одни и те же трюки, а в финале проделывали подъем и спуск по наклонной проволоке. Затем следовал но­мер, в котором три девушки на трех прово­локах также одновременно исполняли иден­тичные трюки.

Подобный принцип работы рассеивает внимание зрителя и вряд ли приемлем в цирке, где дублирование номеров не по­зволяет создать интересное целостное пред­ставление.

В программе японских цирков все арти­стки участвуют в танцевальных номерах. Это преимущественно национальные танцы, которые исполняются на сцене, когда на манеже устанавливается реквизит для оче­редного номера.

Программы японских цирков страдают некоторым однообразием. Они формируют­ся преимущественно из номеров акробати­ческих, гимнастических, дрессировки и экви­либристики. Нет номеров музыкальных, групповых прыжков, жокеев, номеров с подкидными досками и плечевой акроба­тикой.

Японский цирк находится в состоянии упадка. Не удивительно, что многие заме­чательные мастера японского цирка покину­ли свою страну и выступают в зарубежных программах.

 

Зиновий ГУРЕВИЧ

Журнал «Советский цирк» август 1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования