В цирках Японии
Старшее поколение мастеров нашего цирка хорошо помнит многочисленных иностранных гастролеров, выступавших у нас в те годы, когда советский цирк только становился на ноги. Среди мастеров иностранных цирков были и японские артисты.
Это были преимущественно первокласные акробаты и эквилибристы: труппа Яма-до-Сан, Якибоно, Шиномито и другие. Они пользовались у нас вполне заслуженным успехом. Японские артисты оригинально строили свои номера и умели исключительно легко и четко выполнять сложные трюки и комбинации. В некоторых жанрах они занимали ведущее положение, и до сих пор в цирковой терминологии сохранились названия трюков или жанров: «японский кульбит», «японская лестница» и другие.
Нам удалось познакомиться с программами цирка Арита и цирка Сибата.
Оба цирка примерно одинаковой конструкции. Это летние здания типа шапито, несколько отличающиеся по своей форме от тех, которые применяются в европейских странах. Вся конструкция японских цирков-шапито крепится на длинных бамбуковых переплетах. К этим же бамбукам прикрепляется вся подвесная аппаратура воздушных номеров. Во время представления наверху находится специальный униформист, который, переходя по бамбукам с одного места на другое по всему переплету купола, опускает в нужный момент необходимую аппаратуру (лесенки, бамбук, трапеции, лопинг и т. д.). По окончании номера униформист подтягивает использованную аппаратуру наверх и там ее «прячет», а подвешенную снизу опускает на манеж, откуда ее уносят за кулисы. Все это униформист проделывает быстро, четко, но все время рискуя сорваться.
Фото: антиподист
Такой принцип уборки подвесной аппаратуры сам по себе оригинален и создает известные удобства для работы воздушных номеров. Удобно это и для зрителей, перед которыми не висят весь вечер всевозможные цирковые атрибуты, обычно загромождающие купол.
Внутри цирка зрители располагаются амфитеатром. Сзади манежа — сцена, по бокам установлена аппаратура аттракционов: с одной стороны клетка для работы с хищниками, с другой — металлический шар для мотоаттракциона.
В японских цирках, как правило, не применяются стальные тросы для крепления и установки аппаратуры. Вместо тросов используются веревки. Веревочные лестницы тоже не применяются; вместо них униформисты цепляют за аппарат длинные бамбуковые шесты с крючками на концах. Артист взбирается по бамбуку на аппарат, после чего бамбук убирается.
В программе каждого цирка более двадцати номеров, которые, чередуясь, демонстрируются на манеже, на сцене и по бокам сцены. Номера в обоих цирках почти одинаковые по жанрам. Большая часть артистов — девушки.
Артисты в японских цирках выступают в четырех-шести номерах, а перед началом представления продают зрителям программки.
Хотя чередование номеров, выступающих на манеже и на сцене, исключает паузы, все же в цирках есть «коверные» клоуны. Их репертуар состоял из «допотопных» клоунад с пощечинами, пинками. Одеты клоуны неряшливо, загримированы небрежно и оставляют неприятное впечатление. Программы в обоих цирках начинались парадным выходом всей труппы. Одни артисты выходили, другие выезжали на лошадях, слонах, верблюдах. Оформление и артистические костюмы не отличались свежестью и, видимо, имели значительный срок службы.
Балансеры на амортизирующем бамбуке
Как в цирке Арита, так и в цирке Сибата мы видели способных молодых артистов. Но им недостает опытных педагогов и режиссеров. Японские артисты трудолюбивы, однако вряд ли возможна успешная творческая работа, когда артист выступает ежедневно в двух-трех представлениях, участвуя в нескольких номерах. Некоторые номера заслуживают одобрения. Это прежде всего великолепная велосипедистка в цирке Арита, выступавшая с отцом и сестрой.
Она виртуозно владеет ездой на различных велосипедах; искусно имитирует «не умеющую» ездить; уверенно исполняет пируэты на маленьком столике, сидя на высоком одноколесном велосипеде; с абсолютной легкостью прыгает она через скакалку на одноколесном велосипеде и ездит на нем, не прикасаясь к седлу, стоя на педалях. Всю работу, преимущественно на одноколесном велосипеде, она проводила в хорошем темпе, кроме того, показала себя очень хорошим эксцентриком. В финале номера, разъезжая по сцене, она поднимала предметы одежды, лежащие в центре сцены, и, на ходу одеваясь, превращалась в комический персонаж, обыгрывая во время работы свой костюм и типаж. И все это делала двенадцатилетняя девочка!
Там же мы видели семидесятичетырехлетнего артиста, который исполнял номер на перекрестном канате под куполом цирка. Он стоял на канате на голове, придерживаясь за канат руками. На поднятые вверх ноги была надета кукла в кимоно, которую при выходе скрывал халат артиста. Ноги артиста были просунуты в рукава кимоно, и создавалось впечатление, что на канате стоит человек с поднятыми вверх «руками», жонглирует веером и проделывает ряд интересных и оригинальных комических трюков. Престарелый артист проделывал все это с завидной легкостью. В финале он фиксировал на канате стойку на голове без помощи рук.
Оригинальный номер показала девушка-антиподистка. Все комбинации и трюки она исполняла с одним зонтиком, ловко открывая и закрывая зонт ногами.
Интересен был номер с шимпанзе; обезьяна играла на цимбалах, била в барабан, ездила на двухколесном велосипеде, ходила по канату на передних лапах. В конце номера ей подавали высокие ходули.
74-летний артист на перекрестном канате
Воздушный полет
Обезьяна самостоятельно и быстро взбиралась на них, передними лапами бралась за верхние концы ходулей и, цепляясь двумя пальцами задних лап, ходила на ходулях по сцене. Все трюки она проделывала без помощи дрессировщика, который подходил к своей питомице только для того, чтобы подать или убрать реквизит.
Смелую езду на мотоцикле в металлическом шаре показал молодой артист цирка Арита. Он ездил по стенкам шара в различных положениях: не держась за руль, сидя боком, поставив ноги на руль, стоя на педалях с завязанными глазами. После серии этих трюков, выполненной четко и быстро, он исполнил полную «мертвую петлю» на мотоцикле. Этот трюк оставляет сильное впечатление.
В цирке Сибата одиннадцать гимнастов исполняли воздушный полет. В номере было два ловитора и два мостика, так что встречные полеты проходили с двух мостиков к двум ловиторам одновременно. Дистанция полета была значительно больше, чем обычно в полетах; все трюки исполнялись «в ход», то есть артисты отрывались от трапеции несколько преждевременно. С профессиональной точки зрения исполнение трюков «в ход» считается неправильным. Но при таком исполнении трюков японские артисты создавали впечатление долго летящего в воздухе гимнаста. Некоторые трюки исполнялись с первого «кача» — прямо с мостика к ловитору. В этом случае эффект полета снижался. В финале гимнасты исполняли пассаж (встречный перелет) одновременно с двух мостиков, причем у ловиторов и вольтижеров были завязаны глаза.
Остальные номера в этих цирках не отличались оригинальностью и новизной. Слабая дрессировка лошадей и хищников, однообразная эквилибристика на проволоке, першах, лестницах, посредственные комбинации на трапеции. В различных номерах часто повторялись одни и те же трюки и комбинации. Многие номера включают трюки из разных жанров. Так, например, в жонглерских номерах используется вольностоящая лестница, а эквилибристы на вольностоящих лестницах щедро используют трюки жонглирования. Кроме того, в этой же программе половина участников использует вольностоящие лесенки в финале программы, проходя на них по сцене. Практикуется и одновременная работа в манеже двух различных номеров.
В цирке Сибата двое артистов исполняли номер с першем на плече. На перше верхний исполнял стойки на руках на одном, двух и трех стульях поочередно, а в это время на манеже рядом с артистом, державшим перш, на столах два артиста исполняли те же стойки на таком же количестве стульев.
Две девушки на двух трапециях одновременно исполняли одни и те же трюки, а в финале проделывали подъем и спуск по наклонной проволоке. Затем следовал номер, в котором три девушки на трех проволоках также одновременно исполняли идентичные трюки.
Подобный принцип работы рассеивает внимание зрителя и вряд ли приемлем в цирке, где дублирование номеров не позволяет создать интересное целостное представление.
В программе японских цирков все артистки участвуют в танцевальных номерах. Это преимущественно национальные танцы, которые исполняются на сцене, когда на манеже устанавливается реквизит для очередного номера.
Программы японских цирков страдают некоторым однообразием. Они формируются преимущественно из номеров акробатических, гимнастических, дрессировки и эквилибристики. Нет номеров музыкальных, групповых прыжков, жокеев, номеров с подкидными досками и плечевой акробатикой.
Японский цирк находится в состоянии упадка. Не удивительно, что многие замечательные мастера японского цирка покинули свою страну и выступают в зарубежных программах.
Зиновий ГУРЕВИЧ
Журнал «Советский цирк» август 1960 г