ВОПРОСЫ КЛОУНСКИХ КАДРОВ
В советском цирке есть одаренные и квалифицированные клоуны. Назову некоторых из них: Карандаш, Олег Попов, Акрам Юсупов, Юрий Дуров, Константин Берман, Борис Вяткин, Алексей Шлискевич, Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Роман Ширман, Василий Байдин, Эдуард Середа и другие. Есть, кроме того, клоуны, так сказать, средней квалификации и есть совсем слабые.
Но дело не в перечислении фамилий, а в том, чтобы слабых клоунов заменить сильными, бесталанных — талантливыми.
Откуда могут прийти эти талантливые клоуны?
Думаю, что художественному отделу следует внимательно присматриваться к артистам, ныне работающим в разных жанрах, к тем из них, кто имеет необходимые комедийные данные, интерес к клоунаде и, наконец, высокую культуру, рекомендуя им переходить в жанр клоунады.
Несколько замечаний о подготовке клоунов — деле, которое пока нельзя признать удовлетворительным. Актеры драмы, кино, оперы, оперетты, балета проходят курс обучения в высших учебных заведениях, учась от четырех и до пяти лет.
Они получают большие знания и выходят подлинно культурными людьми. К их обучению привлекаются лучшие специалисты. Общение со студенческой средой также способствует развитию кругозора будущих артистов.
В цирковом училище клоунов учат в течение двух лет. Их идейное и общеэстетическое образование по сравнению с вузовским очень снижено. Уровень специальной подготовки так же недостаточен. Любой специалист скажет, что за два года нельзя подготовить клоуна, дав ему необходимые артистические навыки в разных цирковых специальностях. Из стен училища нередко выходят малообразованные дилетанты, с которыми в цирках не знают, что делать.
Вот почему, мне кажется, следует решить вопрос подготовки клоунов в высшем учебном заведении, точнее — в Московском государственном институте театрального искусства, конечно, связав теоретическую подготовку с практикой, пригласив в институт в качестве преподавателей специалистов из цирка.
Недостаточно хорошо поставленное обучение клоунов в известной мере привело к ограничению клоунских специальностей. Сейчас, кроме клоунов — буфф и коверных клоунов, другие клоунские специальности почти не представлены. Нет, например, клоунов-акробатов.
Своеобразное направление в цирке создал артист И. Радунский и его партнеры Ф. Кортези, М. Станевский и Н. Вильтзак. Они избрали себе псевдоним Бим-Бом. Сейчас, кроме Валетова и Толкачева, в названном жанре никто не выступает. Это жаль, так как направление, в котором выступали Бим-Бом, дает большие возможности для соединения музыки, эксцентрики и сатиры.
Настоящим клоуном в воздушном полете был Донато, и его традиция, увы, не подхвачена.
В цирках выступает только одна большая группа клоунов — это «Семеро веселых». Но это не творческое объединение, а случайное собрание клоунов.
Мне представляется, что следует позаботиться о подлинно групповом клоунском номере; может быть, переформировать тех же «Веселых», придав группе постоянного режиссера, создав настоящий клоунский коллектив.
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г.