ВОПРОСЫ КЛОУНСКИХ КАДРОВ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ВОПРОСЫ КЛОУНСКИХ КАДРОВ

 

В советском цирке есть одаренные и квалифицированные клоуны. Назову некоторых из них: Карандаш, Олег Попов, Акрам Юсупов, Юрий Дуров, Константин Берман, Борис Вяткин, Алексей Шлиске­вич, Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Роман Ширман, Василий Байдин, Эдуард Середа и другие. Есть, кроме того, клоу­ны, так сказать, средней квалификации и есть совсем слабые.

Но дело не в перечислении фамилий, а в том, чтобы слабых клоунов заменить сильными, бесталанных — талантли­выми.

Откуда могут прийти эти талантливые клоуны?

Думаю, что художественному отделу следует внимательно присматриваться к артистам, ныне работающим в разных жанрах, к тем из них, кто имеет необхо­димые комедийные данные, интерес к клоунаде и, наконец, высокую культу­ру, рекомендуя им переходить в жанр клоунады.

Несколько замечаний о подготовке кло­унов — деле, которое пока нельзя при­знать удовлетворительным. Актеры дра­мы, кино, оперы, оперетты, балета прохо­дят курс обучения в высших учебных за­ведениях, учась от четырех и до пяти лет.

Они получают большие знания и выходят подлинно культурными людьми. К их обу­чению привлекаются лучшие специали­сты. Общение со студенческой средой так­же способствует развитию кругозора буду­щих артистов.

В цирковом училище клоунов учат в течение двух лет. Их идейное и обще­эстетическое образование по сравнению с вузовским очень снижено. Уровень спе­циальной подготовки так же недостато­чен. Любой специалист скажет, что за два года нельзя подготовить клоуна, дав ему необходимые артистические навыки в раз­ных цирковых специальностях. Из стен училища нередко выходят малообразо­ванные дилетанты, с которыми в цирках не знают, что делать.

Вот почему, мне кажется, следует решить вопрос подготовки клоунов в высшем учебном заведении, точнее — в Мос­ковском государственном институте теат­рального искусства, конечно, связав тео­ретическую подготовку с практикой, при­гласив в институт в качестве преподава­телей специалистов  из  цирка.

Недостаточно хорошо поставленное обу­чение клоунов в известной мере привело к ограничению клоунских специально­стей. Сейчас, кроме клоунов — буфф и коверных клоунов, другие клоунские спе­циальности почти не представлены. Нет, например, клоунов-акробатов.

Своеобразное направление в цирке соз­дал артист И. Радунский и его партнеры Ф. Кортези, М. Станевский и Н. Вильтзак. Они избрали себе псевдоним Бим-Бом. Сейчас, кроме Валетова и Толкачева, в названном жанре никто не выступает. Это жаль, так как направле­ние, в котором выступали Бим-Бом, дает большие возможности для соединения му­зыки, эксцентрики и сатиры.

Настоящим клоуном в воздушном по­лете был Донато, и его традиция, увы, не подхвачена.

В цирках выступает только одна боль­шая группа клоунов — это «Семеро ве­селых». Но это не творческое объедине­ние, а случайное собрание клоунов.

Мне представляется, что следует поза­ботиться о подлинно групповом клоунском номере; может быть, переформиро­вать тех же «Веселых», придав группе по­стоянного режиссера, создав настоящий клоунский коллектив.

 

Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования