О чем звенят клинки
В знаменательные февральские дни мне вспоминается постановка пантомимы «О чем звенят клинки», осуществленная Саратовским госцирком в 1949 году, в дни празднования 31-й годовщины Советской Армии.
Автор пантомимы лауреат Сталинской премии драматург Ю. Чепурин положил в основу сценария тему участия донских, кубанских и терских казаков в Великой Отечественной войне.
Участники пантомимы – генерал (арт. А. Иванов), казак (арт. М. Туганов)
Удачно решенное тематическое представление объединило разные формы циркового искусства. Большая роль в нем была отведена конно-спортивному аттракциону заслуженного артиста РСФСР М. Н. Туганова — «Казаки».
Пантомима шла в одном большом отделении и состояла из 14 эпизодов, рисующих патриотический героизм наших солдат и офицеров в дни Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, трудовые подвиги рабочих, крестьян и интеллигенции, ковавших победу над врагом.
Постановщики пантомимы М. Туганов и А. Вольный приложили немало творческих усилий для создания динамического спектакля, развертывающегося на основных четырех площадках.
Первая площадка была над артистическим выходом, вторая и третья — над боковыми входами для зрителей и четвертая — на ареце цирка.
Быстрой сменой картин постановщики и исполнители держали зрителя от начала и до конца в состоянии напряжения, переключая его внимание то на драматические, то на комедийные эпизоды пантомимы.
Вспоминаются наиболее интересные, впечатляющие картины.
Участник Отечественной войны казак (артист М. Н. Туганов) получает боевое задание от генерала, командующего дивизией (артист А. А. Иванов). При выполнении задания казак и его лошадь ранены фашистским снайпером. Ему грозит плен. Казак не может дотянуться до стремени раненной в ногу лошади.
Умное животное само подходит к своему хозяину, и он, делая последние усилия, взбирается на хромающую лошадь, которая спасает его.
Остро, буффонадными приемами решена была сценка грабежа фашистским отрядом колхозного села. Этот эпизод вызывал несмолкающий смех. В нем звучала издевка над врагом, попадающим в нелепые положения, над алчностью и тупостью фашистских вояк.
Эта сцена была превосходно сыграна артистами Б. Вяткиным, И. Антоновым, В. Бартеневым, И. Южиным.
Многие артисты конно-спортивного аттракциона «Казаки», пережившие трудную войну, защищавшие независимость Родины на полях сражений, внесли в спектакль глубокую искренность исполнения, наполнили его атмосферой подлинной героики.
Зрители тепло встречали отдельные номера, органично включенные по ходу действия в пантомиму: джигитовку, высшую школу верховой езды, прыжки на лошадях через охваченные огнем барьеры.
Артисты Туганов и Дельвари поражали зрителя четким рисунком конной работы. Стойка на руках на галопирующей лошади, берущей препятствия, сложная вольтижировка — сольная и групповая — и другие трюки вызывали бурное одобрение.
Пантомима «О чем звенят клинки» была близка и понятна народу, не забывшему отраженных в ней событий, — и в этом была убедительная политическая сила.
Моя небольшая заметка — не только воспоминание о постановке интересной конно-спортивной пантомимы: хочется еще раз выразить сожаление, что мало пантомим создается нашими талантливыми режиссерами и артистами цирков.
А. ИВАНОВ
Журнал «Советский цирк» февраль.1959