В. Конопатов и П. Палич
Сначала я скажу несколько слов о Василии Конопатове, моем соученике по средней школе, а потом коснусь и П. Палича, рецензента газеты «Голос Риги».
Вася Конопатое просидел в семи классах около четырнадцати лет и в конце концов был исключен. Его выгнали не за какие-нибудь там шалости и безобразия, а за полное неумение писать школьные сочинения. В любом сочинении на любую тему Конопатое писал такое, что учитель русского языка Николай Кузьмич после прочтения очередного васькиного опуса воздевал руки к небу и умолял, чтобы его тут же перевели на пенсию. Это не означало, что Николай Кузьмич был плохим преподавателем. Совсем нет. Николай Кузьмич мог выучить писать морского льва или нечеловекообразную обезьяну, но с Васькой ничего не получалось.
У Васьки был недостаток, совсем крохотный. Он просто не понимал того, о чем писал. Правда, к чести его надо сказать, что он не собирался посвятить свою жизнь изящной литературе. Он не хотел быть поэтом, киносценаристом и тем более рецензентом.
Простившись со школой, Вася Конопатое поступил в контору по перевозке мебели, где и работает по настоящее время. Иногда он кое-что пописывает. Но не для того, чтобы его сочинения стали достоянием печати. Вряд ли литературу пополнит такое, скажем, его произведение:
Я вспомнил своего школьного товарища, когда прочитал в 307 номере газеты «Голос Риги» рецензию П. Палича «Новая программа в Рижском цирке» под лихим подзаголовком «Что у него в кармане?».
Вышеупомянутая рецензия была написана с блестящим отсутствием логики, полным неуважением к артистам цирка и очаровательной безграмотностью.
Читая отдельные абзацы этой рецензии, было невозможно понять, о чем хочет сказать автор. А если мы и понимали, что он хотел сказать, то нам непонятно было, зачем он это сказал.
Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров.
Автору понравились прыгуны артисты Рыжевские. Тут мы его вкусы разделяем. Действительно, прыгуны хорошие, ничего не скажешь. Но они, Рыжевские, как-то привыкли к тому, что их фамилия Чижевские. Очевидно, Паличу больше понравилась первая фамилия. Ему кажется, что Рыжевские — как-то звучнее. И редакция поместила фотографию этих самых Рыжевских-Чижевских.
Разглядывая фотографию, мы с удивлением убедились, что прыгуны Рыжевские почему-то ходят по канату. Зачем их туда занесло, — честно говоря, нам было непонятно. Присмотревшись, мы убедились, что это совсем не прыгуны и не Рыжевские, и не Чижевские, а просто канатоходцы Соколовы.
Автор Палич в своем опусе «с легкостью в мыслях необыкновенной» изобрел новый в цирковом, искусстве жанр «силовую гимнастику», за что его горячо должны поблагодарить артисты цирка. Далее он мимоходом лишил партнера воздушную гимнастку Н. Благодарскую. Зачем ему это понадобилось, осталось неизвестным. Добро бы эта рецензия была написана 8 марта Под заголовком «Женщины цирка». Тогда можно забыть о партнерах мужчинах. Но ведь рецензия-то от 30 декабря 1959 года.
Заранее просим прощения, что в примере с артистами Чижевскими мы придрались к букве. Действительно, разве в буквах дело! Конечно, ничего страшного нет в том, что артистка Дзера Туганова названа Верой. Нас удивило другое — в рецензии о Тугановой и Денисове написано буквально следующее: «Оба наездника отличаются грацией, высокой культурой дрессировки». Приятно, что П. Палич первым в истории мирового цирка отметил, что на манеже встречаются дрессированные люди! Честь и хвала ему за это невероятное открытие.
Фотография «Веры» (она же Дзера) Тугановой помещена в рецензии. «Вера», она же Дзера, сидит на лошади... Под фотографией подпись: «Лошадь Веры Тугановой благодарит зрителей за аплодисменты». Ох, умела бы лошадь читать! Не поблагодарила бы она П. Палича и редакцию газеты «Голос Риги», за подобную рецензию.
Не хочется перечислять все несуразности, встречающиеся в рецензии. Может быть, не стоило бы таким жестоким тоном говорить с П. Паличем. Но мы, любящие и уважающие советский цирк (а нас миллионы) не желаем мириться с неуважением к этому искусству.
В журнал «Советский цирк» пришло два письма, в которых есть строки, посвященные игривому перу товарища П. Палича. Вот как квалифицирует его рецензию один из старейших мастеров цирка А. Ширай: «Прекрасный образец безграмотности и невежественности. Написать, что у Козловского великолепное колоратурное сопрано, — не поместят. А вот про цирк можно». И еще конец другого письма — письма артиста С. К. Бензара: «Мы не можем мириться с тем, чтобы рецензии на наши программы писались людьми безграмотными, не сведущими в цирковом искусстве. А редакторов газет, в которых помещаются рецензии, мы просим, чтобы они относились к ним со всей серьезностью».
Мы присоединяемся к этой просьбе.
Дорогой товарищ редактор газеты «Голос Риги»! Не поручайте П. Паличу писать рецензии о цирке. Это не его дело. Но нам кажется (простите это критическое замечание), что Ваше прямое дело — читать то, что пишут в вверенной Вам газете. Умоляем Вас доверять рецензирование людям, любящим цирк и разбирающимся в нем.
Ваше право не соглашаться с нашим предложением. Ну что ж, тогда у нас к Вам есть просьба: примите в сотрудники Ваську Конопатова. Он устал от переноски «роялев» и «пианин». Пусть Василий Конопатое пишет рецензии на спектакли и отзывы, о книгах.
Хуже чем у П. Палича получиться не сможет!
Ф. ЛИПСКЕРОВ
Журнал "Советский цирк" Март.1960 г.