Cтрельба из лука
Над московским стадионом «Авангард» весело полощутся разноцветные флаги. Сотни зрителей, заполнивших трибуны, с большим интересом смотрят соревнования по необычному для них виду спорта — стрельбе из лука, которые проводятся по программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Действительно, это очень увлекательное зрелище! На зеленом ковре стадиона, где стоят ряды соломенных щитов с яркими концентрическими кругами мишеней, выступают монгольские лучники в красочных национальных костюмах, демонстрируют свое мастерство спортсмены и спортсменки Польши, Чехословакии и Финляндии, Несмотря на резкий, порывистый ветер, стрелки показывают очень высокие результаты. «Болельщики» живо реагируют на каждый удачный выстрел, горячо переживают промахи, азартно подбадривают своих фаворитов. А я слежу за свистящим полетом стрел и с легкой грустью вспоминаю об одном замысле более чем двадцатилетней давности, замысле, который так и остался неосуществленным.
...Тетива спущена. Стрела с тяжелым шаром из ниток на конце взлетает под слабо освещенный купол цирка, плавно поворачивается в воздухе и, набирая скорость, устремляется вниз. Внимание! Теперь нужно поймать шар острием копья, которое я балансирую на лбу... Кажется, что шар летит прямо на острие... Но, увы, это только кажется! Он стремительно проносится мимо, больно обжигает плечо и глухо шлепается на манеж.
Немного передохнув, уже не помню в который раз, снова ставлю копье на лоб, натягиваю лук и осторожно спускаю тетиву. Белое пятнышко, на миг замершее под куполом, все увеличиваясь, пикирует на меня... Чувствую легкий толчок, словно невидимая рука надавила на древко копья... Ура!!! Шар прочно сидит на поблескивающем лезвии, а над ним, как победный флажок, возвышается пестрое оперение стрелы.
— Молодец! — слышится хриплый голос с галерки. Это ночной сторож Семипалатинского цирка, свидетель бесчисленных промахов, приветствует первый успех. Снимаю копье, извлекаю из нитяного шара глубоко вонзившееся острее и, горя нетерпением снова пережить волнующее мгновение, лихорадочно готовлюсь к новой попытке, Но шар опять летит мимо. Еще хорошо, что в последнюю секунду успеваю увернуться от удара—все-таки одной ссадиной меньше.
Зато следующий выстрел удачен. Правда, в момент удара копье резко наклоняется вперед, я стремглав бегу за ним и восстанавливаю равновесие почти у самого барьера. Но стоит подумать, может быть, такой вариант будет еще эффектнее.
Теперь надо закрепить успех. Делаю еще несколько попыток, но только на восьмой или на девятый раз добиваюсь удачи. Впрочем, теперь это не страшно: важно, что трюк, внушавший наибольшие опасения, реален.
На сегодня хватит, пора отдыхать!
Я иду по тихим улочкам спящего города, и в моем возбужденном воображении роятся пестрые картины веселых мальчишеских игр с луком и стрелами, оживают фигуры метких стрелков из увлекательных романов В. Скотта, А. Конан-Дойля, Р. Стивенсона, мелькают бронзовые лица индейских охотников, мужественных былинных богатырей, обаятельные образы смелых борцов за свободу — Вильгельма Телля и Робин Гуда... Может быть, именно эти яркие впечатления детства и породили желание создать романтический номер, построенный на стрельбе из лука.
Вначале замысел неясен и расплывчат. Может быть, «просто» метко стрелять из лука? Очевидно, зрителям будет интересно следить за самим процессом — полетом стрелы к цели, а не только видеть результат стрельбы, как у стрелков из огнестрельного оружия. Но если даже я и научусь очень метко стрелять, в номере, построенном на чистой стрельбе из лука, конечно, не будет той динамики и точности, которой добиваются цирковые снайперы, применяя многозарядные винтовки и оптические прицелы. Рассчитывать на то, что буду, подобно Вильгельму Теллю, сбивать яблоко с головы партнера или расщеплять стрелой тростинку, как Робин Гуд, не приходится!
Очевидно, надо идти к созданию образа меткого стрелка другим путем, используя свои возможности и навыки, Год назад я окончил цирковой техникум по классу жонглирования, значит, мне нужно скроить номер на сочетании стрельбы с жонглированием, акробатикой и даже какими-то элементами иллюзии. Надо только найти интересные комбинированные трюки для номера. Но какие?
Снова перечитываю любимые романы, роюсь в специальной литературе по истории оружия, внимательно рассматриваю иллюстрации в книгах и руководствах по стрельбе из лука. Образов для героя задуманного номера сколько угодно! Лук и стрелы — одно из древнейших изобретений человечества — даже после появления огнестрельного оружия долго применялись наряду с ним. (Еще в прошлом веке в составе русских войск, сражавшихся с Наполеоном, были отряды башкирских лучников!) Это грозное оружие было широко распространено у всех народов мира, да и сейчас еще в ходу у многих народов Азии, Африки и Америки. Выбирай любой образ!
А вот трюки для номера придется придумывать самому. Только после нескольких недель раздумий, бесконечных набросков и эскизов начинает что-то вырисовываться. Найдены первые комбинации, более или менее удачные.
Теперь надо готовить реквизит. В продаже нет ни луков, ни стрел. По чертежу, найденному в одной из книг, столяр выстрогал мне прямой ясеневый лук, сделал десяток не очень одинаковых стрел, древко для колья и ложе для арбалета. Знакомый слесарь сделал наконечник для копья. Наконечниками и оперением стрел пришлось заняться самому. Наконец реквизит готов. Хотя он и не блещет красотой, но с ним уже можно репетировать. Только где?
,В условиях эстрады (а я работаю на эстраде) это очень сложно: каждый день я выступаю на разных сценах, зачастую в маленьких и низких помещениях, а для репетиций такого номера нужны и простор и высота. Поэтому я с радостью принимаю предложение иллюзиониста Д, Лонго поехать вместе с ним в цирки Средней Азии.
Теперь каждый вечер, по окончании представления, я раскладываю на барьере свой реквизит и при тусклом свете дежурной лампочки упражняюсь в стрельбе из лука и арбалета...
И вот сегодня в первый раз удалая трюк, который внушал наибольшие опасения! Правда, попа точное попадание — случайность, но со временем случайностью станет промах.
Через месяц я возвращаюсь в Москву и опять начинаю работать на эстраде. Заниматься стрельбой негде. Лежат лук и стрелы, в сарае ржавеют привезенные из Бухары кольчуга и щит, все реже открывается папка с набросками. В суматохе постоянных разъездов и житейских дел постепенно тускнеет эта идея, уступая место другим замыслам, тесно связанным с эстрадой.
Прошло несколько лет. В 1940 году Управление госцирками объявило первый конкурс на сценарии новых цирковых номеров и аттракционов. Узнав о конкурсе, посылаю туда рисунки и либретто номера «Стрельба из лука», объединив отдельные трюки сюжетом по мотивам русских народных сказок. Сценарий получает премию. Его передают для осуществления артистам-стрелкам Ринглер (Гончаренкр). Через некоторое время я, встретив их, узнал, что все рисунки и сценарий пропали во время пожара в цирке. Тем и закончилась история неосуществленного замысла.
Стрельба из лука, уже давно культивируемая за рубежом и включенная теперь в программу Олимпийских игр, получает все большее распространение и популярность и в нашей стране. В ряде спортивных обществ есть секции стрельбы из лука, регулярна проводятся соревнования, выпускается специальная литература, фабрики спортивного инвентаря изготовляют качественные луки и стрелы.
Полагаю, что артист, задумавший создать номер, построенный на стрельбе из лука, нашел бы поддержку и компетентную консультацию со стороны спортивных организаций. Думается, что и Союзгосцирк, заинтересованный в обогащении жанрового разнообразия советского циркового искусства, придет на помощь артисту.
Конечно, идея нового циркового номера, как бы заманчива и интересна она ни была,— это только полдела. Нужно, чтобы она всецело захватила исполнителя, заставила его по-настоящему «заболеть» номером, вложить в него массу времени и энергии, пойти на известный риск, всегда неизбежный при создании нового.
В надежде на то, что среди студентов циркового училища, молодых артистов или спортсменов могут найтись такие энтузиасты, и написана эта статья.
Вл. НИКОЛАЕВ
Журнал «Советский цирк» декабрь.1960 г