Наша газета. Ноябрь 1959 год
НА ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ
Члены Художественного совета: писатели, композиторы, художники, режиссеры, артисты и работники аппарата Союзгосцирка 28 сентября т. г. на очередном заседании обсудили доклад начальника репертуарно-художественного отдела А. Царицына «План художественно-творческих мероприятий на 1960 год».
Основными задачами художественно-творческой деятельности Союзгосцирка являются: повышение идейно-художественного уровня репертуара и приближение его к актуальным темам современности; создание новых оригинальных номеров и аттракционов; повышение исполнительского мастерства артистов цирка: расширение деятельности цирков в постановке массовых представлений на стадионах, в парках, в водных бассейнах и т. п.
Практические мероприятия, направленные на осуществление этих задач, представленные в плане, были, к сожалению, мало конкретизированы. У присутствующих на заседании Художественного совета не сложилось впечатления о принципах и характере новых программ: балетно-циркового ансамбля «Зимняя фантазия», спортивно-циркового ансамбля «На голубой арене», массового представления на стадионе имени В. И. Ленина в Лужниках. Неясное впечатление оставляет и раздел: «Подготовка новых номеров и аттракционов».
Из предусмотренных планом 50 новых номеров более половины не имеют разработанных сценариев и технических расчетов, мало среди них и подлинно оригинальных цирковых произведений. Два из четырех аттракционов: «Электронные помощники» и «Воздушный полет с применением электромагнитов», построенных на использовании достижений современной науки и техники, вызывают большое сомнение и могут рассматриваться только кан экспериментальные работы.
План подвергся всестороннему обсуждению, в результате которого было сделано много критических замечаний, практических советов и конкретных предложений. В частности, было рекомендовано: проведение совещания режиссеров по вопросам цирковой режиссуры, проведение совещания по конному жанру; организация конкурса на лучшие сценарии новых номеров, клоунад и антре; организация смотра новых номеров. Кроме того, репер-туарно-художественному отделу рекомендовано пересмотреть и уточнить план художественно-творческих мероприятий.
В связи с проведением в конце ноября с. г. совещания по разговорному жанру был заслушан и обсужден доклад доктора искусствоведения Ю. А. Дмитриева «Клоунада на арене советского цирка».
Доклад был одобрен. Были решены организационные вопросы, связанные с проведением Первого всесоюзного совещания по разговорному жанру.
А. В.
АРТИСТЫ У СТРОИТЕЛЕЙ
АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА
«ЛЕНИН»
12 сентября 1959 года для строителей атомного ледокола «Ленин» во Дворце культуры им. Горького был устроен большой концерт, в котором приняли участие лучшие артистические силы Ленинграда.
Директор судостроительного Адмиралтейского завода тов. Б. Е. Клопотов от имени строителей атомного ледокола «Ленин» вручил Э. Кио и его сыну, выступившим в концерте, памятный подарок — значок в честь создателей атомного ледокола «Ленин».
А. ЛЕВИН
СОВЕТСКИЕ АРТИСТЫ ЦИРКА В ИТАЛИИ
В настоящее время в Италии впервые гастролирует большая группа артистов советского цирка. Советские артисты посетят Рим, Милая и другие города и дадут в общей сложности 60 представлений. В составе этой группы — народные артисты РСФСР В. Г. Дуров и М. Румянцев (Карандаш), заслуженные артисты РСФСР воздушные гимнасты Е. Синьковская и В. Лисин, канатоходцы под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Волжанского, заслуженный артист РСФСР эквилибрист М. Егоров, заслуженная артистка Армянской ССР жонглер Н. Ширай, туркменские джигиты под руководством заслуженного артиста Туркменской ССР Ходжабаева, гимнасты Сирицкие, акробаты-эксцентрики Аверьяновы, эквилибристы Веньяминовы, группа акробатов-прыгунов под руководством И. Федосова, клоуны В. Мозель и А. Савич и ряд других артистов. В поездке также принимает участие режиссер программы Н. Зиновьев и дирижер Г. Осипов. Программа оформлена художником Большого театра В. К. Клементьевым. Ее ведет один из старейших мастеров советского цирка заслуженный артист РСФСР А. Буше.
ОБ ЭТОМ СТОИТ ПОДУМАТЬ
Каждый раз, когда в цирк приезжают участники новой программы, можно видеть такую картину: артисты усиленно репетируют перед премьерой, а их жены без дела сидят на местах и часами ведут между собой праздные разговоры. Без дела слоняются они также и в последующие дни — во время репетиций и представлений.
Все это происходит потому, что из поля зрения общественных организаций цирков за последнее время выпал такой важный участок работы, как идейно-воспитательная работа среди женщин.
Между тем при правильной организации этой работы жены артистов могли бы многое сделать для цирка. Они могли бы возглавить работу с детьми, следить за тем, чтобы ребята организованно готовили уроки и аккуратно посещали школу. Женщины могли бы также следить за культурно-санитарным состоянием цирковых помещений и проверять, в каких квартирных условиях приходится жить приехавшим в город артистам и их семьям.
Есть еще много других важных участков работы в цирке, руководство которыми можно будет смело возложить на женщин.
Настало время наконец вплотную подумать о том, чтобы по-настоящему привлечь к общественной работе в цирке жен артистов.
А. СОСИНА
В Московском, Ленинградском, Харьковском, Минском, Ташкентском, Тбилисском, Ростовском, Новосибирском и других цирках страны с большим подъемом обсуждаются итоги поездки Никить Сергеевича Хрущева в США. Работники советского цирка единодушно одобряют миссию мира.
На фото: участники программы Ленинградского государственного цирка слушают сообщение о пребывании Н. С. Хрущева в США.
НА ПРАКТИКЕ
В прошлые годы студенты ГУЦИ проходили практику, как правило, в стационарных цирках. В этом году во время летних каникул мы поехали работать в передвижные цирки. Благодаря этому практика принесла студентам большую пользу. Находясь постоянно с коллективом артистов и переезжая с ним из одного города в другой, студенты вплотную познакомились с жизнью передвижного 4цирка, с конструкцией шапито, с техникой его сборки и разборки, увидели, как упорно работают над собой, над созданием новых номеров артисты — наши старшие товарищи.
В нашем номере «Акробаты-прыгуны» — 9 исполнителей. Из них три девушки. Работать в таком составе было довольно трудно. Однажды заболели двое верхних. В другой раз вышла временно из строя девушка. Но благодаря взаимной выручке студентов не было ни одного представления, в программу которого не был бы включен наш номер.
Во время практики многим студентам приходилось репетировать и выступать в двух номерах. Кроме того, по просьбе дирекции цирка некоторые наши студенты спешно приготовили новые номера, чтобы восполнить отсутствующие в цирковой программе.
Наша практика проходила под руководством режиссера-педагога ГУЦИ Н. Л. Степанова. Большую помощь в ее успешном проведении оказали многие старые артисты. Так, благодаря внимательному отношению В. Асмуса студенты Ю. Воронин и Т. Морозова быстро вошли в руководимый им номер «Велофигуристы». Вскоре им было поручено исполнять сложные трюки. Много ценных советов студентам дали также директор цирка Б. Н. Барашкин, инспектор манежа О. Б. Зайцев и дирижер оркестра Ю. М. Галеницкий,
Студент - выпускник ГУЦИ
В. СОЛОХИН
В СТАНИЦАХ И НА ХУТОРАХ
Труженики полей Багаевского района Ростовской области в эти дни отдают свои силы великому делу борьбы за осуществление планов первого года семилетки. Самоотверженно и напряженно работая, люди хотят культурно и весело отдохнуть.
Приятную возможность культурного отдыха трудящимся станиц и хуторов района недавно предоставил коллектив № 3 ростовской группы «Цирк на сцене», давшим концерты в станицах Багаевской и Манычской, в хуторах Красном, Елкине и Карповке.
Выступления артистов всюду проходили с неизменным успехом.
На наш взгляд, этому способствовал удачный выбор программы. В ней были представлены немногочисленные, но характерные жанры циркового искусства, в которых демонстрируются сила и ловкость, упорство и воля, народный юмор — то, что находит отклик у зрителей всех возрастов.
В программе этих концертов участвовали: артистка Е. Языкова (пластический этюд и музыкальная эксцентрика), эквилибристка Т. Воробьева, артистка оригинального жанра К. Шумилова, сатирик Г. Данилецкий, солист и аккомпаниатор на баяне Покутнев и акробаты-эксцентрики Г. Григорас и В. Дубовой.
Возможно, что тонкие знатоки циркового искусства нашли бы в выступлении артистов шероховатости и недоработки. Но справедливости ради нельзя все же не отметить их огромного творческого подъема, их желания поближе познакомить колхозников с цирком. Большое, полезное дело выполняют скромные труженики цирка, неся свое увлекательное и жизнерадостное искусство сельским зрителям.
г. Ростов Н. КОРОБИЦЫН
ЦИРКОВАЯ КАВАЛЬКАДА В КРАСНОЯРСКЕ
В Красноярске в День советской молодежи была проведена цирковая кавалькада (режиссер А. Пономарев).
Более 50 тысяч красноярцев горячо приветствовали артистов цирка, проехавших по городу на красочно оформленных машинах. Во время кавалькады машины останавливались на улицах и площадях города, и артисты давали представления.
Особенно ярким и красочным выглядело выступление артистов узбекского циркового коллектива, находившегося на гастролях в Красноярском цирке.
Много смеха и радости доставили красноярцам клоуны во главе с заслуженным артистом Узбекской ССР А. Юсуповым. Большой интерес у жителей города вызвали также тигры укротителя А. Капитанова.
За участие в праздновании Дня советской молодежи и организации цирковой кавалькады Октябрьский райисполком г. Красноярска выразил благодарность руководству Красноярского цирка и Узбекскому цирковому коллективу. Октябрьский РК ВЛКСМ наградил Узбекский цирковой коллектив и десять артистов-комсомольцев «Похвальным листом».
И. ТАШКЕНБАЕВ
г. Красноярск
УВЕКОВЕЧИТЬ ДОСТОЙНЫЕ ИМЕНА
Среди выдающихся деятелей русского и советского цирка достойное место занимали Анатолий Леонидович Дуров и Виталий Ефимович Лазаренко.
Имена А. Л. Дурова и В. Е. Лазаренко достойны увековечения.
Об этих замечательных артистах написано мало. Необходимо создать книгу об их деятельности и жизненном пути.
Думается также, что присвоение имени А. Л. Дурова Московскому государственному цирку, а имени В. Е. Лазаренко — Государственному училищу циркового искусства, было бы с большим удовлетворением воспринято нашей общественностью.
3. ГУРЕВИЧ
СТРАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ
Сейчас в цирке ведется борьба с простоями, с различного рода непроизводительными затратами. Однако подчас эта борьба затрудняется из-за непродуманной системы оплаты.
Спрашивается, как можно бороться с простоями, когда артисты, имеющие персональные ставки, во время простоя получают 88 рублей в день, а накануне премьеры, во время репетиционного периода, требующего от них большого напряжения, — всего 50 руб.
Необходимо пересмотреть систему оплаты, чтобы у нас в цирке было как можно меньше простоев.
М. Р.
В обновленном здании
Все лето Рижский цирк был в строительных лесах. Зимний сезон начался а обновленном здании. Гранитной крошкой покрыт фасад. В правом крыле оборудовано дополнительное фойе площадью около 120 кв. метров. К услугам зрителей также новая большая курительная комната. Переоборудованы душевые для артистов. Капитально отремонтирован зрительный зал. Для работников бухгалтерии создано удобное помещение со своим отдельным ходом. Значительно усилено освещение зала, улучшена система центрального отопления. В зверинце и конюшне сделана вытяжная вентиляция. Помещение цирка блещет чистотой» порядком.
Хочется от души поблагодарить рабочих и инженепов Строительного управления Министерства культуры Латвийской ССР за хорошее качество работ, говорит директор цирка М. Шват. Зрители и артисты довольны.
А. БАСМАНОВ
г. Рига
КРУЖОК ЦИРКОВОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Что теперь делать, после 35 лет работы на манеже? Получать пенсию, перебирать в памяти все, что прожито, и показывать знакомым старые фотографии, афиши и вырезки из газет? — думал, уходя на пенсию, артист цирка В. М. Клодо. — Нет, только не это!
Клодо знал, что певцы, балерины и драматические актеры, покинув сцену, продолжают работать в качестве преподавателей в школах и кружках художественной самодеятельности. Поэтому он решил также передать свои знания молодежи. В. М. Клодо задумал организовать кружок цирковой художественной самодеятельности на одном из промышленных предприятий Ростова-на-Дону. На крупнейшем заводе города — Ростсельмаше — охотно приняли его предложение.
В марте возле Дворца культуры Ростсельмаша появилось объявление о наборе в кружок цирковой самодеятельности,
В первые же дни было подано 42 заявления о приеме. Вместе с молодыми ростсельмашевцами в кружок записались также школьники — дети рабочих и служащих завода.
Сначала занятия шли в помещении. Но как только начало пригревать яркое весеннее солнышко, участники кружка стали заниматься на открытом воздухе.
За эстрадой летнего кинотеатра, в заводском парке, они сделали своими силами импровизированный манеж. Укрепили над ним металлическую перекладину с «ловиторкой», трапецией и кольцами.
Чтобы лучше передать свой опыт молодежи, В. М. Клодо начал занятия с общефизической подготовки каждого участника кружка. И только после этого он помог своим ученикам избрать тот цирковой жанр, в котором они могли бы лучше проявить себя.
В настоящее время в кружке подготавливается 12 номеров — жонглеры на свободной проволоке, партерные акробаты, буффонадная клоунада, пластический этюд, эквилибр на столе и другие номера.
Нарезчица кузнечного цеха Тоня Стрельцова и контролер цеха «Копнитель» Инна Пискля настойчиво репетируют воздушный номер. Ученик 10-го класса средней школы Джафар Гасанов показал себя неутомимым энтузиастом иллюзионного жанра. Он умеет уже показывать больше десятка фокусов.
Десятилетние Таня Русанова и Ира Келькешьян успешно освоили многие упражнения партерной акробатики. Сейчас они занимаются на туго натянутой проволоке.
Многие участники кружка уже выступают на концертах заводской самодеятельности. Их выступления тепло встречаются рабочими и служащими завода.
К сожалению, развитие цирковой художественной самодеятельности в таком большом городе, как Ростов-на-Дону, ограничивается пока рамками ростсельмашевского коллектива. В городе имеется немало юношей и девушек, мечтающих овладеть любимым цирковым искусством. Многие из них самостоятельно, как говорится, на свой риск и страх готовят цирковые номера. Настало время оказать им профессиональную помощь.
Жаль, что многие цирковые артисты, уходя на пенсию, не думают о том, что их знания, их силы еще очень нужны, и не передают их молодежи, как В. М. Клодо.
В Ростове при Дворце культуры «Энергетик» уже создан народный театр, объединяющий любителей оперы, оперетты, драматического искусства. Думается, что было бы полезно организовать также народный цирк, который мог бы объединить всех ростовчан — любителей циркового искусства.
О. ДАВЫДОВА
г. Ростов
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959