Виктор Плинер и его ученики
Когда смотришь номер «Икарийские игры» под руководством Виктора Плинера, то прежде всего поражаешься его удивительной, буквально брызжущей, заражающей жизнерадостности. Кажется, нет ни одного зрителя в зале, который бы не почувствовал себя увлеченным, не ощутил в эти минуты чудесного действия «эликсира» бодрости.
А между тем ведь икарийские игры едва ли не один из самых старинных жанров циркового искусства. Да и со своей стороны В. Плинер вряд ли внес в него что-то принципиально новое, оригинальное, поражающее воображение публики. Секрет успеха артистов, как мне кажется, прежде всего, объясняется особым «настроением» номера, яркой, по-настоящему впечатляющей подачей каждого трюка. Мы видим на манеже не просто работу, построенную на высоком профессиональном умении (что характерно для многих других цирковых номеров), а как бы веселую, захватывающую игру, в которой с равным интересом участвуют и сам В. Плинер и все его партнеры независимо от возраста и мастерства.
Вот уже почти 30 лет, как В. Плинер выступает на манеже. Человек, по-настоящему влюбленный в профессию циркового акробата, он неспособен терпеть ремесленничество, равнодушие. Только тот артист истинный, кто сам испытывает радость от своего выступления на манеже и радость от подготовки к этому выступлению. Поэтому и репетиция тоже ни в коем случае не должна походить на трудную, утомительную тренировку. Не только исполнение на представлении при публике, но и весь процесс освоения трюка должен выглядеть интересно, увлекательно.
Мне довелось видеть в Московском цирке несколько репетиций Плинера и его партнеров. И всякий раз меня поражал поистине неиссякаемый запас энергии исполнителей. Каждый из них без всякого принуждения и напоминания сам стремился к максимальной активности. И роль руководителя чаще всего сводилась к тому, чтобы охладить, сдержать пыл своих воспитанников.
Помнится, однажды кто-то из мальчуганов-вольтижеров дважды подряд ошибся. Но тщетно было бы в этот момент ожидать от Плинера выражения неудовольствия или хотя бы нетерпения. Спокойно, мягко и притом точно объяснил он мальчику причины его ошибки, но не стал повторять трюк (это было сделано для того, чтобы дать возможность юному артисту «остыть», не потерять уверенность в своих силах).
И еще одна характерная черта — репетиция всегда ведется так, чтобы не только не переутомить ее участников, но, наоборот, чтобы у всех непременно осталось желание еще потренироваться.
Какими же «секретами» производства владеет Плинер, или, иначе говоря, что помогает ему воспитывать блестящих мастеров арены? Это, прежде всего, конечно, то, что он сам является одновременно блестящим знатоком акробатики, одаренным цирковым артистом и любящим свое дело педагогом-воспитателем.
Номер Плинера помимо своего особого творческого облика примечателен еще и тем, что он на протяжении многих лет является своеобразной школой циркового искусства. Школой, «выпустившей» десятки людей, которые затем все до одного нашли свое призвание в жизни — не только в цирке. И здесь хочется подчеркнуть главную особенность школы Плинера. В ней воспитываются не просто превосходные артисты-акробаты, но люди, достойные высокого звания граждан своей великой страны. Вот почему и физическому и духовному развитию юных артистов уделяется в школе равное внимание.
Как известно, частые переезды создают дополнительные трудности для занятий, и, естественно, Плинер с особым вниманием следит за учебой юных участников своего номера. Не будет преувеличением сравнить его с заботливым и строгим отцом. Он бывает на родительских собраниях, беседует с педагогами, проверяет уроки, дневники, следит за поведением, за тем, кто что читает, как отдыхает. Нередко вся группа, как одна семья, проводит досуг вместе. Не следует думать, что все здесь идет гладко. (Впрочем, кто из отцов или матерей может этим похвалиться?) Так, недавно один из воспитанников скрыл дневник с неприятной двойкой. Проступок, конечно, вскоре стал известен. Посоветовавшись с учителем, Плинер нашел репетитора.
А вот случай куда более серьезный. Володя Поляков, способный акробат, был приглашен для съемок в кино. Когда он вернулся обратно в группу, его словно подменили. Слава киноартиста вскружила голову парню. Он зазнался, вел себя со старшими непочтительно, не выполнял указаний, всячески подчеркивал свое превосходство перед остальными ребятами. Уговоры, беседы не помогали — Поляков видел в этом лишь особое «[внимание» к своей особе. И тогда Плинер решился на крайнюю меру. Зазнавшегося парня отчислили из группы. Эта суровая, но необходимая мера оказала отрезвляющее влияние на Володю. Очутившись вне воспитавшего его коллектива, потеряв любимую работу, он вскоре написал письмо, в котором признался в своей ошибке, просил его простить, вновь вернуть в родной коллектив. Читая это искреннее раскаяние, невольно веришь, что Поляков лишь оступился, что он вернет доверие и завоюет право вновь быть учеником Плинера.

На репетиции В. Плинер производит киносъемку работы своих воспитанников
Ну, а физическое развитие, воспитание воли, совершенствование мастерства — какими путями здесь идет Плинер? Пожалуй, лучше всего по этому поводу предоставить слово ему самому.
— Для меня, — рассказывает ветеран цирка, — каждый юный новичок группы — это что-то вроде неоформленного кома глины, из которого я должен лепить человека, артиста-акробата. Как на первый взгляд ни покажется странным, но при определении пригодности мальчика я не обращаю внимания на его физические данные. Пусть он будет слаб. Лишь бы только в его глазах, улыбке я увидел какую-то теплоту, искорку. Мне этого вполне достаточно.
Наше знакомство обычно начинается с того, что малыш постепенно приучается к «воздуху». При этом главное внимание обращается на его фигуру, вернее, на недостатки в ней. У одних плохо развит брюшной пресс, у других — руки, у третьих — нет прыгучести и так далее.
Для устранения каждого такого недостатка имеется специальный, проверенный на опыте комплекс упражнений. Проходит несколько месяцев, и дело обязательно идет на лад. Хилый, подчас робкий мальчуган довольно быстро превращается в ловкого, крепкого, уверенного в себе вольтижера.
Кстати, о робости. Мне кажется, это не врожденное качество, а в силу разных обстоятельств «благоприобретенное». Во всяком случае, в своей практике я не помню, чтобы кто-нибудь из ребят в нашей группе проявлял излишнюю нервозность.

Пассаж
На мой взгляд, нельзя допускать даже малейшей ущемленности психики юного новичка. В любого случае, всегда он должен быть абсолютно уверен в своей полной безопасности. И поэтому, прежде чем приступить к репетиции нового трюка, я всегда беру на себя обязанность пассировщика, не допуская получения какой-либо травмы. Вот почему уже много лет в нашей группе никто из исполнителей не был травмирован.
Когда подросток начинает понимать, что ему ничто не грозит, он, естественно, становится и смелым и уверенным. Эти качества обычно быстро перерастают в горячую заинтересованность, желание делать все лучше, четче, увереннее. Когда наконец наступает такой момент — а он непременно наступает! — когда подросток начинает уже по-настоящему любить свою роль вольтижера, можно считать его достойным участником коллектива.
И последнее. В нашей работе абсолютно исключается элемент риска, даже намек на него. Вот одна из причин, почему я и мои партнеры чувствуем себя на манеже так хорошо, легко, свободно, так быстро устанавливаем контакт со зрителем.
Школа Плинера — так можно назвать этот один из старейших номеров Союзгосцирка. И «выпускников» этой школы сегодня можно встретить во многих городах Советского Союза. Среди них есть и педагоги, и домашние хозяйки, и тренеры, и цирковые артисты — люди разных возрастов, характеров, привычек. Но всегда, везде это люди хорошо физически развитые, волевые, любознательные, живые.
В конце прошлого века писатель Д. Григорович написал свою известную повесть «Гуттаперчевый мальчик». Нельзя без содрогания читать эту страшную историю из жизни дореволюционного цирка — историю мальчика Пети, подвергавшегося неслыханным издевательствам и надругательствам со стороны его «хозяина» — звероподобного акробата Ваккера. Историю, завершившуюся трагическим концом — гибелью на манеже несчастного «артиста». И, глядя сегодня на всегда веселых, жизнерадостных ребят из группы Плинера, можно сказать — это счастливое поколение юных артистов цирка.
А. Басманов
Журнал "Советский цирк" Май.1960 г.