Монгольский государственный цирк - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Монгольский государственный цирк

 

 

Заслуженный артист МНР ДанзарКак только в Улан-Баторе наступает вечер, и зажигаются огни, все виды транспорта движутся в направле­нии цирка.

Часто у цирка не хватает места для транспорта, на котором приехали зрители: здесь и автомашины всевозможных марок, и автобусы, привезшие рабочих с комбина­та или железной дороги, и грузовики.

Очереди у касс, двери гостеприимно раскрыты, из цирка слышна веселая музыка.

Представление начинается! Красивый парад, флаги мира, цветы...

Вот высоко взлетают на батуде ловкие тела прыгунов, вот зрители стараются раз­гадать фокусы улыбающегося манипуля­тора Цендаюш, вот пять девушек под ру­ководством Дарижав строят высокие, кра­сивые пирамиды на пьедестале, наездники и наездницы удивляют даже опытных, по­нимающих толк в скачках зрителей не­виданными для них трюками — сальто на лошади, сальто с лошади! Девушки ездят стоя на спине лошади и даже делают ак­робатику на полном карьере!

Вот фигуры людей почти под куполом цирка! Это жонглеры на высоких ходулях показывают новые трюки жонгляжа с ог­ромными булавами, мячами и летающими «бабочками»...

А как любят цирк дети и школьники Улан-Батора! Подойдите к цирку в празд­ник днем — вы увидите сотни детишек, с нетерпением ожидающих открытия вол­шебных дверей цирка, за которыми они увидят столько чудес! Вырастающие весе­лые куклы-великаны, китайские драконы, танцующие «матрешки», веселые обезьян­ки-наездники и медведи-акробаты! Яки, играющие с мячами и шарами. Олень, беру­щий высокие препятствия! Зайчик-бара­банщик! С таким же восторгом смотрят цирковую программу и дедушки и бабуш­ки,  пришедшие  в  цирк  с  внучатами...

История возникновения профессиональ­ного монгольского цирка следующая. В 1934 году в Улан-Батор приехала груп­па советских цирковых артистов и про­демонстрировала свое искусство. Совет­ский цирк имел очень большой успех, и правительство МНР постановило создать свой цирк. В Советский Союз, в Москов­скую цирковую школу, были командиро­ваны три ревсомольца — Раднабазар, Гомбо и Нацак. Они с успехом окончили уче­бу и, возвратясь в Улан-Батор, начали создавать свой цирк.

Большую дружескую помощь им ока­зали советские артисты. В МНР была ко­мандирована группа цирковых режиссе­ров и тренеров — С. Маслюков, В. Захарьин, А. Чивов, С. Гальперин, А. .Волошин. Была создана цирковая студия, в которую привлекли группу монгольской молодежи, в Улан-Баторе выстроили два цирка: в городе — зимний и в Надомском город­ке — летний.

За очень короткий срок была создана аппаратура, костюмы, реквизит, приобре­тены животные для номеров дрессуры. Очень напряженно шла работа над созда­нием кадров цирковых артистов.

Монгольская молодежь оказалась очень способной. И это понятно. Моло­дежь в Монголии закаляется физически с самого раннего возраста. В 5—6 лет мон­гольский мальчик и девочка — прекрас­ные наездники, отлично чувствующие се­бя в седле. С самого раннего возраста ре­бята увлекаются национальной борьбой и постоянно соревнуются друг с другом. Повсеместно в Монголии распространена стрельба из лука. Жизнь на свежем воз­духе, в постоянном движении, в работе создавала здоровую, сильную и смелую молодежь.

Душой подготовительной работы по созданию монгольского цирка были Рад-набазар, Гомбо и Нацак, которые своим примером показывали, что трудное искус­ство цирка вполне доступно для молодых учеников цирковой студии.

Заслуженный артист МНР РаднабазарРаднабазар был первым артистом, ко­торый овладел мастерством многих жанров циркового искусства.

Он был прекрасным акробатом, гим­настом,   манипулятором   и   артистом   разговорного жанра. Он также был очень хо­рошим организатором, ведущим за собой молодежь.

В 1941 году на празднике Надом в летнем цирке состоялось первое представ­ление молодого монгольского цирка, и прошло оно с огромным успехом.

Представления шли беспрерывно весь день и вечер. В пепвой программе высту­пали: акробаты Челха Джаб-Нимадаши — Даян-Ванган, эквилибристы с шестами Раднабазар — Нацак, жонглер Гомбо, гим­насты на турниках под руководством Норбо — Церен, акробатический этюд Ванчиж Сурен — Ирина, прыгуны под руководст­вом Вангаи, дрессированные собаки под руководством Майи, каучук — Церендулма и Цендаюш, эквилибр на стульях — Майя, эксцентрики Церендорж — Даян и другие артисты. В программе были пред­ставлены почти все «классические» жанры цирка, и профессиональное мастерство исполнителей было на высоте.

Монгольское правительство создало все условия, чтобы цирк мог работать творче­ски. Сразу же определились «любимцы» зрителей, и их популярность росла с каж­дой новой программой.

 

Среди первых артистов выявились под­линные  народные  таланты-самородки.

Кроме упомянутых первых артистов — Раднабазара, Гомбо и Нацака — большую популярность завоевал комик Данзан, проявивший незаурядные способности в цирковой буффонаде. Клоун в цирке всег­да центральная фигура. Зрители любят посмеяться, и выступления Данзана с его партнером Дамдин-Суреном проходили при самом шумном одобрении зала.

Монгольским клоунам повезло. Их пер­вым учителем был замечательный совет­ский артист-клоун С. Маслюков. У него они переняли мягкую манеру работы, без всяких грубостей и балаганщины. Данзан вскоре выработался в замечательного ма­стера пародии, шутки, короткой репризы. Он работает в каком-то ему одному прису­щем стиле, в котором много чисто народ­ного юмора. Он создает свои репризы, при­думывает реквизит, он большой мастер экспромта, прекрасно исполняет роли в пантомимах.

Положительная сторона мастерства почти всех артистов монгольского цирка — их универсализм. Они не замыкаются в рамки одной какой-нибудь специальности, и это позволяет им легче справляться с трудностями при создании новых номеров и программ.

Условия работы монгольского цирка, особенно в первые годы, были сложными потому, что в МНР был только один цирк в Улан-Баторе и одна цирковая группа, а сезон в цирке продолжался 10 месяцев ежегодно — с октября по август. За это время нужно было сделать несколько но­вых программ с одним и тем же составом исполнителей. Ведь зритель хочет видеть новое и новое.

Монгольский цирк живет напряженной творческой жизнью.

Зимний сезон открывается обычно в октябре, дальше идет подготовка програм­мы к Новому году, новая программа де­монстрируется между январем и маем, потом 1 Мая, потом праздник Надом, к которому всегда готовятся особенно тща­тельно, так как на этом празднике цирк обычно «отчитывается» в проделанной ра­боте. На Надоме всегда много приезжих гостей из-за границы. После Надома ар­тисты цирка едут на летние гастроли по МНР. Короткий отпуск — и опять откры­тие очередного зимнего сезона.

Во время летних гастролей, для того чтобы обслужить самые дальние населен­ные пункты, артисты цирка проделывают путь в несколько тысяч километров, часто в очень сложных условиях.

Гастроли артистов монгольского цирка в первые годы его существования можно без большого преувеличения назвать ге­роическими. Дороги тогда еще только строились. Удобных автобусов еще не бы­ло. Железной дороги тоже. Бескрайние равнины, высокие горы, множество быст­рых рек, капризный климат и необходи­мость выступать на совершенно открытых площадках создавали большие трудности. Часто приходилось передвигаться верхом или перетаскивать грузовики через раз­лившиеся реки... Приходилось мокнуть под дождем или целые дни проводить на горячем солнце, в степи, в которой не бы­ло ни единого деревца... К тому же нужно побывать в Монголии, чтобы узнать, как там иногда дует ветер! В степи можно очутиться среди двух-трех десятков бе­шено вращающихся смерчей из песка и мелких камней. Можно остаться на не­сколько дней без воды!..

Жонглер Дарам СидИ вот в таких условиях артисты цирка покрывали тысячи километров и несли свое искусство народу. Зато с каждой поездкой увеличивается их профессио­нальный опыт. Они могут установить ап­паратуру в любом месте, в любых усло­виях и работать без всяких лонж и се­ток. Монгольский цирк проводит большую и нужную работу, знакомя трудящихся самых отдаленных уголков обширной стра­ны с искусством цирка. Особенно тесная дружба существует у артистов с бойцами Народной Армии, где они всегда желан­ные гости.

Среди артистов монгольского цирка есть вне всякого сомнения мастера между­народного класса. Нельзя не восхищать­ся мастерством заслуженного артиста МНР Нацака и артиста Доржа, исполняющих трудный номер — «Перш на одинарном канате», артистами Бадарч и Сандак — акробаты на шаре, артистами Дамдин-Сурен и Ханд Сурен, исполняющими акро­батику на свободно висящей проволоке, артисткой Дорж-палам («каучук»), заслуженной артисткой МНР Церендулмои Минжин  и  Мачик  Сурун.  Артистка  Церендулма держит на лбу шест с двумя партнершами, держит перш в зубах — трю­ки,  выдающиеся  и  для  мужчины.

Очень хорошо работает в жанре сило­вого жонглера артист Дамдин, прекрасный атлет, неоднократный чемпион МНР в национальной борьбе. Оригинальный но­мер «Жонглеры на ходулях» сделали ар­тисты Сертиф и Дарам Сид.

Огромный успех за границей имела за­служенная артистка МНР Эрдиэ Цецега и Челхаджаб в  номере   «Охотник  и  птица».

В цирке имеется большая группа дрес­сированных животных. С первых же дней были организованы группы лошадей и со­бак, а потом постепенно группа животных начала расширяться. Артист Раднабазар демонстрировал первую группу дрессиро­ванных медведей и волков. Сейчас имеют­ся дрессированные верблюды, яки, олени, лисицы, еноты, обезьяны, маленькие ло­шадки пони и другие.

Артист-дрессировщик Церендорж соз­дал аттракцион с дрессированными льва­ми. Это первый в МНР номер с хищника­ми. Львов монгольскому цирку подарило наше Всесоюзное объединение цирков. Ар­тист Церендорж проходил стажировку у советских дрессировщиков — народных ар­тистов Бориса Эдера и Ирины Бугримовой. Первый показ на Надомском празднике в 1958 году прошел очень успешно.

Культивирует цирк и монгольскую на­циональную борьбу. Зимой, когда сорев­нование нельзя проводить на открытом воздухе, борьба устраивается в цирке. На­родную борьбу зрители чрезвычайно лю­бят, хорошо знают правила борьбы и даже участвуют в судействе.

Правила монгольской борьбы своеоб­разны. Чемпионат нельзя растянуть, как у нас, на несколько недель. Он проводится в течение одного дня. В тот же вечер вы­является победитель чемпионата. В мон­гольской борьбе не бывает длительных схваток, нет в ней и разделения на весо­вые категории. Главное в ней техника, знание приемов и ловкость.

В коллективе цирка все умеют бороть­ся, есть несколько выдающихся монголь­ских борцов. Артист Дамдин — неодно­кратный победитель первенства МНР. 

Артист Дорж занимал много раз призовые места. Борьба в цирке привлекает лучших борцов Улан-Батора. Их особенно много среди военных. В день борьбы командо­вание отпускает их в цирк.

Большой успех имеют также конно­спортивные игры и игры разных народно­стей, в которых часто принимают участие и зрители.

Сейчас коллектив работает над новыми номерами. Велофигуристы репетируют номер «Хоккей на одноколесных велосипе­дах», где ведущую роль играет клоун Бадарчи. Дрессировщик Сандак готовит кон­ные номера — «высшую школу верховой езды» и «па-де-труа». Делается новый но­мер «Снайперы из луков», гимнасты репе­тируют новый номер «Тройной пропел­лер». Группа из пяти девушек работает над номером группового «каучука» на специальном пьедестале, изменяющем свою форму в процессе работы.

Восстанавливается номер акробатов, прыгунов и жонглеров на верблюдах. Про­водятся первые экспериментальные опыты с тройным турником на амортизаторах вместо железных перекладин. Репети­руется номер на комбинированных разно­высоких брусьях, модернизированных для манежа. Готовится также номер «воздуш­ного полета» для открытия большого но­вого цирка...

Коллектив цирка создавал и создает не только новые цирковые номера, он ставит пантомимы, тематические пред­ставления, детские постановки. По приме­ру советского цирка ставятся специальные парады, посвященные народным праздни­кам.

В годы войны с фашизмом коллектив поставил пантомиму Афиногенова «Трое наших». Были также поставлены панто­мимы: «Весенний цветок» — китайская сказка, «Сон охотника» — детская панто­мима, «В доме отдыха» — музыкальная пантомима, «12 месяцев» — чехословац­кая сказка и другие.

Коллектив имеет своих режиссеров из артистов первого набора. Это заслужен­ный артист МНР Дамдин-Сурен, Нацак, Нима Даши, Дарижав, Цендаюш, Ичин-Норво, Жимитдорж.

При цирке создан Художественный совет, который обсуждает все мероприятия цирка в области репертуара.

Цирк имеет свой оркестр. Именно в цирке был создан первый в МНР оркестр европейских инструментов.

В цирке, между прочим, начинали свою карьеру артисты, сейчас известные далеко за пределами МНР, — например: ведущая артистка театра оперы и балета Цохцулма — народная артистка МНР; композитор Мурдорж — ныне заслужен­ный деятель искусств МНР; Гончик Са-мулай — композитор и дирижер театра оперы и балета; главный художник те­атра оперы и балета Намхай; поэтесса Майя и другие.

При цирке открыта цирковая школа имени Раднабазара, которая готовит смену старым кадрам. Кроме, так сказать, про­фессиональной учебы коллектив артистов цирка уделяет много внимания поднятию общей культуры, политграмоте и общеоб­разовательным предметам.

В МНР это очень хорошо поставлено. Артисты всех театров и ансамблей, цирка и кино собираются в определенные дни и занимаются под руководством лучших преподавателей и лекторов. Они распреде­лены на группы по своему общеобразовательному цензу. Занятия обязательны для всех артистов. Каждый год проводят­ся занятия и в университете марксизма-ленинизма. Дети, работающие в цирке, обязательно проходят курс учебы в шко­ле.

Еще нужно сказать о большой шеф­ской работе коллектива. Это то новое, что родилось в советском цирке и перешло в цирки демократических стран. Нигде в мире артисты не отдают без всякого воз­награждения свое мастерство и внимание, как это делают артисты демократических стран, труженикам подшефных заводов, колхозов, воинских частей и т. д.

Монгольские артисты уже давно прово­дят шефские представления, выезжают на шефские спектакли далеко от своего го­рода, помогают в самодеятельном искус-стае, крепят дружбу с рабочими и ара­тами.

В тесной связи с народом, его жизнью и мечтами растет искусство монгольско­го цирка.

 

А. ШИРАЙ

Журнал «Советский цирк» октябрь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования