Рядом с Московским цирком
Нынешним летом любителям цирка — москвичам и гостям столицы особенно повезло. Не успел закрыться сезон в Московском цирке, как тут же по соседству, на Цветном бульваре, вновь загремела бравурная музыка и начались большие представления, которые ежедневно смотрело около десяти тысяч человек.
Не будем дольше оставлять в неведении читателя: арену заменил экран кинотеатра «Мири», где с успехом демонстрируется новый цветной панорамный фильм «Цирковое представление», выпущенный Центральной студией документальных фильмов.
Авторы картины режиссер Л. Кристи, операторы И. Гутман и В. Воронцов создали впечатляющую киноленту о любимом народном искусстве. Мы вновь встречаемся и с маститыми мастерами арены Тамарой и Александром Буслаевыми, демонстрирующими аттракцион «Львы на лошадях», и с акробатами-виртуозами Половневыми, и с молодым поколением артистов — замечательной гимнасткой Валентиной Сурковой, музыкальными эксцентриками — До-Ре-Ми и многими другими.
Все в фильме сделано почти как на представлении в цирке. Один номер сменяется другим, выдержан хороший темп, паузы умело заполняют любимцы публики Олег Попов, клоуны Никулин и Шуйдин. Великолепно смотрятся их остроумные, забавные антре.
Но мы не ставим себе целью разбирать подробно искусство участников фильма и номера, показанные ими. Об этом уже много писалось. Несколько слов о самой картине.
Общему мажорному тону фильма во многом способствуют краски и отлично снятые кадры. Широко используя возможности панорамных съемок, операторы нашли много «выигрышных» точек, чтобы показать красоту и блеск циркового представления. Отдельные кадры: воздушный полет, конная джигитовка и некоторые другие, по своей композиции напоминают законченные многокрасочные большие полотна художников.
Но иногда, к сожалению, это превращается в самоцель. Спору нет: оригинально смотрятся сквозь огромную сетку силуэты летающих тел гимнастов, заманчив бой лучей цветных прожекторов, привлекают внимание необычные ракурсы,— но порой теряется человек, пропадает сам номер.
И, видимо, по тем же примерно «законам кинематографичности» некоторым номерам отведено в фильме непомерно много места (например, джигитовке), а другим чуть-чуть, как это сделано с гимнасткой на ренском колесе В. Балакиной. Но ведь и у цирка есть свои законы! Здесь, думается, речь идет о соблюдении чувства меры, о правильном творческом сочетании своеобразия кино и цирка.
Хочется высказать несколько замечаний, вернее, пожеланий авторам этой, повторяем, в целом интересной и нужной картины. Не следует ограничиваться показом самого представления и публики, статично сидящей в зале. Фильм выиграл бы, если б объектив киноаппарата проник за кулисы манежа, на репетицию... Непонятно, почему кинозрители должны оставаться в неведении о выступающих артистах. Фамилии их мелькнули общим списком в самом начале, в заглавных титрах, и их, конечно, никто не запомнил. Здесь на помощь мог прийти дикторский голос за кадром, объявляющий номера, или лаконичные надписи.
И последнее: у нас в стране еще не так много панорамных кинотеатров, а хотелось бы, чтобы такие фильмы делались и для обычного кино, становясь достоянием самых широких слоев населения, которое всегда радо встрече с ярким, праздничным искусством цирка.
Л. Лосев, Журнал «Советский цирк» октябрь.1960