Мария Рихтерова
Праздничная толпа заполнила поле пражского аэродрома. Скоростные машины вычерчивали в небе головоломные фигуры. Зрители восторженно аплодировали мастерству и смелости участников воздушного парада.
Но вот в резкий свист современных моторов вплелось знакомое «мирное» тарахтенье. Старый двукрылый учебный самолет... Как он попал на этот парад стремительных, ставших хозяевами неба, стальных птиц? Зрелище, казалось бы, не особенно увлекательное. И тем не менее от маленькой «летающей этажерки» невозможно было отвести взгляд.
Там, на высоте более ста метров от земли, на трапеции, прикрепленной к колесам неторопливой машины, демонстрировала фигуры «высшего циркового пилотажа» Мария Рихтерова — одна из лучших воздушных гимнасток мира.
В 1957 году М. Рихтерова выступала в программе Московского цирка «Арена дружбы». И как когда-то на аэродроме, зрители то восхищенно рукоплескали красоте и пластичности ее движений, то вместе с оркестром затихали в ожидании нового смелого трюка. А там наверху балансы, обрывы сменяли друг друга в ослепительном каскаде. Стремительным движением сильных красивых рук артистка поднималась над трапецией, и вот уже ноги свободны, — лежа на спине, Рихтерова балансирует на качающейся перекладине.
Легкость и изящество исполнения создают впечатление, что Рихтерова чувствует себя под залитым светом куполом очень удобно. А ведь она работает в воздухе без лонжи, без сетки.
На следующий день после премьеры мы беседовали с артисткой об опасности ее работы, о том, что вообще чувствует человек, вися вниз головой на такой высоте. Мария с легким акцентом говорит по-русски: «Знаете, никаких особых эмоций не возникает. Чувствую себя там вот как здесь, на стуле».
С 7 лет началась артистическая жизнь Марии Рихтеровой. Ее отец, цирковой жокей, 30 лет проживший в России, сам выбрал для дочери цирковую специальность. И хотя в детстве Мария была наездницей, работала с першем, основной ее привязанностью стала воздушная гимнастика да еще, пожалуй, ритмические танцы.
Когда темнеет покинутый артисткой купол, в цирке раздается перестук маленьких каблучков, нежный и четкий, словно звон кастаньет. На плоском деревянном настиле у края арены Мария Рихтерова танцует чечетку. И в плавных и медленных, быстрых и резких движениях возникает то ритм мексиканской пляски, то шум идущего поезда.
— А этому я уже нигде не училась. Мне просто нравились ритмические танцы, виденные не раз в кино. Идешь, бывало, после сеанса домой, а ноги сами повторяют полюбившиеся па. В конце концов начала танцевать, — скромно и просто рассказывает Мария.
Не только для достижения необычного эффекта выступает Мария Рихтерова в двух ролях. Это продиктовано еще и другими соображениями: в Чехословакии всего два зимних стационарных цирка, где можно работать в воздухе. Все остальное — небольшие варьете, где артистке приходится выступать только как танцовщице, потому что для воздушной гимнастики нужна, как известно, высота.
— И чем выше, тем лучше, — улыбается Мария, — Чудесно работается у вас, в Москве и Ленинграде. Высоко, свободно, а главное — публика здесь необыкновенно радушна, гостеприимна.
Артистка рассказывает о планах на будущее, о своей работе над подготовкой нового номера: «Но пока номер окончательно не готов, не стоит хвастать. Пусть лучше будет сюрпризом для зрителей...»
Мария Рихтерова вспоминала о поездках по нашей стране, о выступлениях перед рабочими на заводах, о встречах с друзьями-артистами, о Москве, ставшей еще прекраснее. С восхищением говорила она о тех необыкновенных изменениях, которые произошли за три года со времени ее первого приезда в Советский Союз.
За окном мягко светилась Москва, кружился пушистый густой снег, а мы говорили о сельскохозяйственной выставке и о Майе Плисецкой и «Лебедином озере», о простоте и гармонии ленинградских проспектов, о величии Сталинграда и о Праге — городе наших друзей.
Л. БАБУШКИН
Журнал «Советский цирк» март 1959