Разговор о музыкальной эксцентрике
ГЛАВНОЕ – ЭТО ИСПОЛНИТЕЛИ
Обычно все музыкальные номера, исполняемые в цирке, принято называть музыкальной эксцентрикой. Конечно, в каждом музыкальном цирковом номере есть элементы эксцентрики, но все же это слишком обобщенное определение, так как музыкальные номера по своему характеру отличаются друг от друга.
Музыкальная эксцентрика — это цирковой жанр, основанный на необычном использовании музыкальных инструментов или использовании необычных музыкальных инструментов (пилы, струны с бычьим пузырем, дров, сковородки и т. д.), неожиданности поступков исполнителя, его действий и трюковых положений, использовании элементов акробатики и клоунады.
Характер музыкального номера определяет его точное, а не обобщенное название. Одни номера основаны на исполнении музыкальных произведений на различных инструментах в различном их сочетании. Таким является музыкальный номер артистов Морозовских. В других случаях музыкальное исполнение сочетается с клоунадой, разговорными репризами. Это музыкальная клоунада (например, артисты Ширман, Лавровы). Есть номера, основу которых составляет эксцентрика, а музыка является как бы фоном —
это музыкальная эксцентрика (например, артисты Ирманов, Смирнов и Перепонов). Есть номера, в которых музыкальное исполнение связано с акробатикой, — это музыкально-акробатические номера.
Такое различие вполне закономерно и необходимо при смене программ. Номера должны быть различны и по репертуару, и по составу инструментов, и по трюкам.
Вполне понятно стремление исполнителей внести в номер элементы эксцентрики. В цирке все должно быть по-цирковому, и цирковой музыкальный номер не может быть иным. Поэтому использование элементов клоунады, буффонадных приемов, акробатики — всего того, что родственно цирку, — составляет основу композиции номера, но каждый раз это должно быть органически оправданно.
Нужно признать, что эксцентрика в музыкальных номерах у нас еще не получила должного развития. В некоторых номерах есть удачные эксцентрические элементы. Например, оригинально придуман трюк «музыкальный пинг-понг» в номере артистов Морозовских: удары ракетки по мячу вызывают звучание, позволяющее исполнять несложное произведение. Хорошо сделана в номере артистов Макеевых финальная сценка «Объяснение в любви» (исполнение на музыкальных пуговицах). Эксцентричный характер этой оценки подчеркнут трансформацией артистов в комические персонажи и удачно подобранной мелодией.
Однако это лишь элементы, а не целостная сюжетная линия музыкальной эксцентрики в масштабе номера. У нас еще мало номеров, в которых эксцентрика превалирует. Основным продолжает оставаться музыка.
Жанр музыкальной эксцентрики имеет свою специфику. Здесь необходимы способности именно к этому амплуа. Поэтому развитие эксцентрики в музыкальных номерах прежде всего зависит от исполнителей.
Большую роль в подготовке кадров должны сыграть Государственное училище циркового искусства и Центральная студия циркового искусства, где возможен отбор и специализация.
Немалая роль в создании и развитии жанра музыкальной эксцентрики принадлежит режиссерам. Очень хотелось, чтобы наши режиссеры активнее вторгались в этот жанр.
Среди артистов, исполнителей музыкальных цирковых номеров, особенно представителей старшего поколения, существует боязнь отойти от привычных форм и схем построения номера, складывавшихся в цирке годами. Конечно, устаревшие формы к композиции номеров не могут способствовать развитию жанра, и поиски новых форм необходимы. Но не следует признавать устаревшими все прежние приемы и формы. Некоторые из них представляют интерес и теперь.
Много лет в наших цирках с большим успехом выступали известные создатели оригинальной формы музыкальной эксцентрики и оригинальных музыкальных инструментов — еБим-Бомэ (заслуженный артист РСФСР И. Радунский с партнерами). Остроумное обыгрывание разнообразных эксцентрических музыкальных инструментов, юмористические куплеты, сатирические репризы — все это было органически связано. Номер был популярен и породил последователей. Преклонный возраст исполнителей, повторение старого репертуара и старых приемов привели к тому, что номер заштамповался, потерял остроту.
А ведь оригинальная форма подачи злободневного репертуара в этом номере в сочетании с музыкальной эксцентрикой, при наличии молодых исполнителей, могла бы, по нашему мнению, представлять интерес.
У нас отдается предпочтение джазовым инструментам. Не следует забывать и специфические, эксцентрические музыкальные инструменты, которые сами по себе дают возможность оригинального исполнения, тогда как джазовые инструменты в этом смысле ограничивают исполнителя.
Музыкальные эксцентрики старого цирка создали немало интересных, разнообразных, эксцентрически я музыкальных инструментов и остроумно их использовали. А разве созданное ими предел? Хорошие традиции жанра могут и должны быть сохранены и использованы.
Задача развития жанра музыкальной эксцентрики в советском цирке должна привлечь внимание артистов-исполнителей, композиторов, режиссеров. Но главным остается вопрос об исполнителях. Решение этого вопроса — важная творческая задача.
3. ГУРЕВИЧ
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959