Разговор о музыкальной эксцентрике - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Разговор о музыкальной эксцентрике    

 

 

ГЛАВНОЕ – ЭТО ИСПОЛНИТЕЛИ

 

Обычно все музыкальные номера, исполняемые в цирке, принято на­зывать музыкальной эксцентри­кой. Конечно, в каждом музыкаль­ном цирковом номере есть элементы экс­центрики, но все же это слишком обоб­щенное определение, так как музыкаль­ные номера по своему характеру отлича­ются друг от друга.

Музыкальная эксцентрика — это цир­ковой жанр, основанный на необычном использовании музыкальных инструмен­тов или использовании необычных музы­кальных инструментов (пилы, струны с бычьим пузырем, дров, сковородки и т. д.), неожиданности поступков исполни­теля, его действий и трюковых положе­ний, использовании элементов акробатики и клоунады.

Характер музыкального номера определяет его точное, а не обобщенное назва­ние. Одни номера основаны на исполне­нии музыкальных произведений на раз­личных инструментах в различном их со­четании. Таким является музыкальный номер артистов Морозовских. В других случаях музыкальное исполнение соче­тается с клоунадой, разговорными репри­зами. Это музыкальная клоунада (напри­мер, артисты Ширман, Лавровы). Есть но­мера, основу которых составляет эксцент­рика, а музыка является как бы фоном —

это музыкальная эксцентрика (например, артисты Ирманов, Смирнов и Перепонов). Есть номера, в которых музыкальное ис­полнение связано с акробатикой, — это музыкально-акробатические номера.

Такое различие вполне закономерно и необходимо при смене программ. Номера должны быть различны и по репертуару, и по составу инструментов, и по трюкам.

Вполне понятно стремление исполни­телей внести в номер элементы эксцент­рики. В цирке все должно быть по-цирко­вому, и цирковой музыкальный номер не может быть иным. Поэтому использова­ние элементов клоунады, буффонадных приемов, акробатики — всего того, что родственно цирку, — составляет основу композиции номера, но каждый раз это должно  быть органически оправданно.

Нужно признать, что эксцентрика в музыкальных номерах у нас еще не получила должного развития. В некоторых номерах есть удачные эксцентрические элементы. Например, оригинально приду­ман трюк «музыкальный пинг-понг» в но­мере артистов Морозовских: удары ракет­ки по мячу вызывают звучание, позволя­ющее исполнять несложное произведение. Хорошо сделана в номере артистов Маке­евых финальная сценка «Объяснение в любви» (исполнение на музыкальных пу­говицах).  Эксцентричный    характер этой оценки подчеркнут трансформацией артис­тов в комические персонажи и удачно по­добранной мелодией.

 

Однако это лишь элементы, а не целост­ная сюжетная линия музыкальной экс­центрики в масштабе номера. У нас еще мало номеров, в которых эксцентрика пре­валирует. Основным продолжает оставать­ся музыка.

Жанр музыкальной эксцентрики имеет свою специфику. Здесь необходимы спо­собности именно к этому амплуа. Поэто­му развитие эксцентрики в музыкальных номерах прежде всего зависит от испол­нителей.

Большую роль в подготовке кадров должны сыграть Государственное учили­ще циркового искусства и Центральная студия циркового искусства, где возмо­жен отбор и специализация.

Немалая роль в создании и развитии жанра музыкальной эксцентрики принад­лежит режиссерам. Очень хотелось, что­бы наши режиссеры активнее вторгались в этот жанр.

Среди артистов, исполнителей музы­кальных цирковых номеров, особенно представителей старшего поколения, су­ществует боязнь отойти от привычных форм и схем построения номера, склады­вавшихся в цирке годами. Конечно, уста­ревшие формы к композиции номеров не могут способствовать развитию жанра, и поиски новых форм необходимы. Но не следует признавать устаревшими все прежние приемы и формы. Некоторые из них представляют интерес и теперь.

Много лет в наших цирках с большим успехом выступали известные создатели оригинальной формы музыкальной экс­центрики и оригинальных музыкальных инструментов — еБим-Бомэ (заслуженный артист РСФСР И. Радунский с партнера­ми). Остроумное обыгрывание разнообраз­ных эксцентрических музыкальных инстру­ментов, юмористические куплеты, сатири­ческие репризы — все это было органически связано. Номер был популярен и породил последователей. Преклонный возраст ис­полнителей, повторение старого реперту­ара и старых приемов привели к тому, что номер заштамповался, потерял остроту.

А ведь оригинальная форма подачи злободневного репертуара в этом номере в сочетании с музыкальной эксцентрикой, при наличии молодых исполнителей, мог­ла бы, по нашему мнению, представлять интерес.

У нас отдается предпочтение джазо­вым инструментам. Не следует забывать и специфические, эксцентрические музы­кальные инструменты, которые сами по себе дают возможность оригинального исполнения, тогда как джазовые инстру­менты в этом смысле ограничивают испол­нителя.

Музыкальные эксцентрики старого цирка создали немало интересных, раз­нообразных, эксцентрически я музыкаль­ных инструментов и остроумно их исполь­зовали. А разве созданное ими предел? Хорошие традиции жанра могут и долж­ны быть сохранены и использованы.

Задача развития жанра музыкальной эксцентрики в советском цирке должна привлечь внимание артистов-исполните­лей, композиторов, режиссеров. Но глав­ным остается вопрос об исполнителях. Решение этого вопроса — важная творче­ская задача.

 

3. ГУРЕВИЧ

Журнал «Советский цирк» октябрь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования