Красота молчания
Гремит бравурный марш, и на залитую ослепительным светом юпитеров цирковую арену стремительно выбегают двое артистов... Исполняется номер, называющийся «акробатический этюд». Изящный, грациозный поклон... И вот уже, поднятый мощными руками партнера, один из артистов жмет стойку на голове «нижнего», в свою очередь с усердием пытающегося сохранить ускользающее равновесие... Один трюк следует за другим. Но вот номер окончен, артисты раскланиваются, и... сразу же исчезает атмосфера цирка и перед нами посредине большой, светлой комнаты стоит одетый в черное трико высокий, смущенно улыбающийся юноша. Но куда же делся второй партнер!! Что это, иллюзионный аттракцион!! Спешим оговориться. Мы присутствуем на очередном занятии самодеятельной студии «Мим», созданной около трех лет назад при Ленинградском Доме культуры работников промкооперации. по инициативе Рудольфа Евгеньевича Славского.
Идет урок актерского мастерства. Только что в сложном по исполнению этюде «Акробаты» заставил нас поверить в своего воображаемого партнера способный студиец Борис Агешим. Ведь пантомима — искусство воображения, а мимика, точность и выразительность жестов студийца столь убеждающе, что мы невольно забыли о его «единственном числе» и весело смеялись над забавными трюками эксцентрической «пары»...
Впрочем, руководитель студии Р. Е. Славский недоволен исполнением некоторых деталей этюда и просит повторить их еще раз. «Больше внимания к «партнеру», — советует он студийцу...
Красотой молчания назвал искусство пантомимы некоронованный король мимов Чарли Чаплин. Эти слова Чаплина необыкновенно верно передают незабываемое впечатление от встречи с этим «молчаливым» и вместе с тем столь выразительным и красноречивым видом искусства, к сожалению, не получившим еще у нас заслуженной оценки и распространения. Отсутствие должного внимания к мимическому театру отрицательно сказывается на подготовке к работе профессиональных актеров, в частности внешняя техника молодых актеров зачастую оставляет желать много лучшего. Опыт древних и современных мимов, артистов театра масок недостаточно используется учебными заведениями, готовящими актеров. У нас не всегда помнят слова К. С. Станиславского о том, что мимика — важнейший элемент актерского искусства, о том, что мимика неотделима от всего строя мыслей, действий и чувств человека и является органическим выражением его внутренней жизни... Еще в большей степени эти недостатки относятся к актерам самодеятельного театра. Поэтому думается, что организованная Р. Е. Славским первая и пока единственная самодеятельная студия «Мим» в Ленинграде явление не только интересное, но и полезное.
— Еще в 30-е годы, будучи студентом техникума циркового искусства, — рассказывает Р. Е. Славский, — я серьезно увлекся творчеством Чаплина, увлекся мимическими этюдами. Мы делали целые мимические сценки и настойчиво тренировали себя в сложном искусстве игры с несуществующими предметами. Театр пантомимы, к сожалению, у нас мало известен широкому зрителю, и только в 1957 году, после фестиваля в Москве, на котором был проведен международный конкурс искусства пантомимы, во многих городах Советского Союза возникли студии и кружки, начавшие работу по освоению этого жанра искусства. Окрепло и мое решение передать молодежи накопившийся опыт. Так была создана и наша студия...
Старожилы студии сейчас с улыбкой вспоминают о своих первых, робких шагах. Нелегко было усвоить и выполнить специфические, своеобразные правила и требования мимов, точно и выразительно передавать форму, объем и даже вес несуществующих предметов, координировать в зависимости от весовой нагрузки мышечное напряжение и, конечно, самое сложное — «работать», верить, видеть, общаться со своими воображаемыми партнерами.
Занятия в студии начинаются с проверки домашних заданий и тренировочных упражнений с несуществующими предметами. Здесь каждый студиец должен не только «сдать» приготовленный дома этюд, но и принять активное участие в обсуждении этюда товарища... Кропотливо, настойчиво добиваясь тщательной отделки деталей, заставляя по многу раз повторять один и тот же неудавшимся жест, сцену, то и дело меняя исполнителей, указывая на их ошибки, вместе со студийцами руководитель студии ищет наилучшее решение того или иного мимического образа. Уроками по актерскому мастерству не ограничивается мимическое образование студийцев. Искусство мима пластично по своей природе, поэтому для развития чувства ритма, умения правильно двигаться проводятся занятия по ритмике и сценическому движению. Члены студии изучают историю пантомимы, систему К. С. Станиславского. Много уделяют внимания и развитию фантазии, наблюдательности, музыкальной выразительности, умению выбрать из множества впечатлении самые яркие, характерные... Порой занятия оканчиваются просмотром кинопленок из личной фильмотеки Р. Е. Славского о выдающихся мимах современности Чарли Чаплине, Марселе Марсо, а то и кинодемонстрацией творчества самих студийцев, предварительно заснятых на кинопланку... Многочисленные упражнения, упорный тренаж, требовательность и опыт руководителя студии постепенно стали приносить успехи. Начав когда-то с эскизов и этюдов, студийцы ставят сейчас уже законченные сцены, часто выступают в концертах, встречая самый теплый прием у зрителя. Скоро на экраны страны выйдет фильм «Невские мелодии», где по ходу действия в трудной и интересной по технике исполнения пантомиме «Жизнь человеческая» выступят участники студии Борис Агешин и Нонна Самарина. Кстати, Борис Агешин недавно успешно сдал конкурсные экзамены и принят в профессиональную студию эстрадного искусства. Это уже второй воспитанник студни, принятый на профессиональную сцену. Ранее в число студентов Училища циркового искусства был зачислен студиец, бывший слесарь Геннадий Кузин. В этом немалая заслуга руководителя студии Р. Е. Спасского. Недавно в студии было получено письмо от Г. Кузина, в котором он благодарит Р. Е. Славского за «понимание в области пантомимы, так как в цирке это самое главное».

Канат
В этот вечер мы увидели еще несколько пантомимических сцен и этюдов. «К сыну за помощью» — так называется пантомимическая сцена, рассказывающая языком жеста и мимики о страданиях старой женщины, вынужденной обратиться за помощью к забывшему свой долг сыну и его пустой, легкомысленной супруге... Эту сцену с большим чувством исполняют М. Люфанова, Б. Агешин и Н. Самарина. Выступает студиец Анатолий Елизарьев, мы сразу переносимся за океан на одну из шумных улиц большого американского города. Тщетно маленький чистильщик сапог — негритенок предлагает свои услуги прохожим. Люди проходят мимо... Негритенок мечтает о сытом обеде, о работе... Но внезапно, споткнувшись о свой тяжелый ящик с сапожными щетками, он с грустью убеждается в печальной действительности. «Мальчик из Бостона» — так назвал этот этюд А. Елизарьев. Острую наблюдательность и хороший юмор продемонстрировали в сатирических этюдах «Кто как сидит». «Покупка электробритвы», «В меховом магазине» члены студии Наташа Девяткина и Зина Савостьянова. Тут и секретарша, у которой «к одним улыбка у рта, к другим отношение плевое», и хулиган, слезливо умоляющий работников милиции о прощении, самодовольный бюрократ и т. д.

Мимическая сценка «В стереокино».
Исполняют З. Севастьянова, Ю. Топорков, Б. Агешин, А. Елизарьев
У студии большие творческие планы. Создание театра пантомимы — вот мечта студийцев. Студия ищет, всячески пропагандирует нелегкое искусство мимов, живет деятельной и интересной жизнью. Среди студийцев люди самых различных профессий — рабочие, служащие, инженеры, студенты, школьники… Всех их объединяет серьезное, творческое отношение к своему любимому делу, желание донести до зрителя очарование и красоту искусства пантомимы. Хочется, чтобы нужное и полезное дело, начатое студией, привлекло к себе большее внимание. Ведь в таких странах, как Польша или Чехословакия, вряд ли сыщется студенческий или рабочий клуб, где бы не было студии мимов.
Создание самодеятельных студий «Мим» при дворцах культуры, несомненно, принесло бы сбою пользу. В этой связи следует приветствовать инициативу рижского профессионального мима Яниса Пиглиса, обещавшего во время недавней встречи со студийцами организовать студию «Мим» в Риге.
В марте этого года в Москве в Центральном Доме работников искусств с успехом прошли выступления студии «Мим», руководимой Р. Е. Славским. Было бы хорошо, если бы студия наладила деловой контакт с Училищем циркового искусства и эстрадной студией.
Вопрос о возрождении пантомимических номеров важный и требует своего разрешения.
Владимир ЧУДНОВ
Фото С. МИШИНА
Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.