Передвижные коллективы
«Цирк на сцене» призваны выступать перед жителями маленьких городов и деревень, где нет постоянных цирков.
К сожалению, в работе этих групп имеется много недостатков. Художественный отдел Союзгосцирка не уделяет должного внимания передвижным коллективам. Группы фактически предоставлены сами себе. Среди директоров имеются люди, незнакомые с ведением сложного циркового хозяйства. Почти во всех группах отсутствуют квалифицированные художественные руководители, нет тематических художественно-творческих планов. Уровень многих номеров оставляет желать много лучшего.
Условия работы артистов передвижных коллективов тяжелые. Многие заняты в 3—4 номерах. У большинства групп нет своей репетиционной базы. Маршруты бригад составляются непродуманно. Так, бригады ростовской группы «Цирк на сцене» были посланы для работы в Прибалтику. Между тем эти республики входят в зону ленинградской группы «Цирк на сцене». Бригады всегда находятся вдали от руководителей групп. Это приводит к бесконтрольности, к снижению исполнительского мастерства артистов.
Особенно неблагополучно с аттракционами «мотогонки по вертикальной стене». Внешний вид аттракционов и гонщиков непрезентабельный. Большинство из них работают на рынках. Некоторые в погоне за доходами ухитряются давать до 30 выступлений в день.
Мне кажется, Союзгосцирку необходимо отказаться от аттракционов «мотогонки» и передать их городским отделам культуры.
Группы «Цирк на сцене» нуждаются в кардинальной реорганизации. Их следует прикрепить к крупным стационарным циркам. Только в этом случае бригады «Цирк на сцене» будут иметь нормальные условия для работы и смогут успешно работать.
М. Матвеев
Журнал «Советский цирк» июль 1960 г