Цирковые плакаты
Ни одна программа в цирке не появляется без того, чтобы ее не сопровождали красочные плакаты. Расклеенные на улицах города, они привлекают внимание, рассказывая о новых представлениях.
Именно здесь, на улицах, и происходит первая встреча зрителей с артистами.
Конечно, задача плаката — вызвать желание познакомиться с новой программой, но главное — дать правильное представление о номере и артисте.
Плакат — один из самых массовых видов изобразительного искусства. Поэтому работа плакатиста, в частности в области плаката-афиши, ответственна, требует высокой культуры и художественного мастерства. К сожалению, часто наряду с интересными плакатами встречаются маловыразительные, без выдумки. Композиция их носит случайный характер, они грубы по цвету, текст не связан с рисунком. Зачастую автор плаката мельчит изображение натуралистически выписанными деталями.
Ведь искусство плаката имеет свои законы, и здесь не очень уместен подробный рассказ, иллюстративность, даже в хорошем смысле этого слова.
Задача плаката — в точно найденной обобщенной форме передать сущность номера или представления. Основную роль здесь играет ясная и простая композиция, четкий силуэт, яркий, насыщенный цвет, хорошо нарисованный и найденный характер шрифта.
В течение десяти лет работает художник М. А. Гордон в области циркового плаката. Лучшие его работы как раз и отличает умение точно передать эстетическую сущность номера.
Большинство плакатов М. Гордона просты по своему построению. Эта простота и ясность рождаются не сразу. Каждому плакату предшествует длительная работа, поиски, большое число эскизов.
Основную роль в работах М. Гордона играет удачно найденная композиция, органически связанная с самой сущностью циркового номера. Плакаты его лаконичны по цвету, их отличает выразительная цветовая палитра. В его плакатах особую роль играет фон, как правило, являющийся активным цветовым пятном. Большое значение художник уделяет также шрифту, который включается в образное решение.
Лучшие плакаты М. Гордона отличает лаконизм изобразительных приемов. Так, например, выразителен плакат с фигурой Кио, таинственно вырастающей на черном фоне. Художник нарисовал только лицо, белую манишку, кисти рук, блики на носках ботинок — но вы ощущаете всю фигуру Кио, возникающую из темноты так же загадочно, как загадочны его номера.
В том же плане решен и другой плакат к гастролям Кио. На белом фоне вздымается столб необычного тумана, который, как бы концентрируясь вверху, образует надпись — Кио. В нижней части листа — узкая красная полоска барьера, которая, как стрела, указывает на небольшого размера фигуру самого артиста — того, кто вызвал этот волшебный туман.
Лаконизм проявляется и когда Гордон оперирует линией. Так, в плакате, посвященном гастролям Ирины Бугримовой, тонкому, энергичному профилю артистки, нарисованному черным контуром на желтом фоне, вторит переданный чуть приглушенно профиль оскаленной морды льва. Этот контраст раскрывает идею подчинения хищника человеку.
В плакате, посвященном танцам на проволоке Веры Сербиной, основным изобразительным средством является цвет. Легкость тонов, отсутствие резких контуров, построенная по диагонали композиция, легкая надпись внизу сразу вводят зрителя в атмосферу танцевального номера над ареной цирка.
Некоторые плакаты М. А. Гордона подчеркнуто декоративны. Для передачи своеобразия Монгольского цирка Гордон в полной мере использовал яркий колорит цветовых пятен, свойственный народному искусству Монголии.
Шрифт в плакатах Гордона всегда активен. Иногда шрифт занимает ведущее место. В таких плакатах текст приобретает композиционное значение. Таковы, например, плакаты «Цирк зверей», где буквы как бы изображают решетку, за которой видна могучая фигура льва; «Гастроли Манжелли», где фамилия артиста выписана в форме извивающегося хлыста, и др.
Достоинство плакатов Гордона в их современности. По всем своим компонентам — композиции, цветовому решению, шрифту — это плакаты сегодняшнего дня.
М. А. Гордон — художник широкого диапазона. Он много работает в области книжной графики, политического плаката, удачно дебютировал в качестве театрального художника. Однако работу над цирковым плакатом он считает одной из главных в своем творчестве.
смотреть цирковые плакаты
М. Г. Прибульская, Ленинград
Журнал «Советский цирк» октябрь.1960 г