Советским клоунам не до смеха! Вл. Горохов.
Клоунам смешно. Ю. Никулин, В. Серебряков, О. Попов и М. Шуйдин прочли статью
В одном из декабрьских номеров английской газеты «Обсервер» появилась статья Джорджа Шермана с юмористическим заглавием «Советским клоунам не до смеха». Автор этой статьи заинтересовался Всесоюзным совещанием по вопросам клоунады, которое состоялось недавно в Москве, а также выступлениями «Советской культуры», посвященными этому событию.
Г-н Шерман вышел на публику и продемонстрировал несколько трюков отнюдь не безобидного свойства. Уже сам заголовок статьи выдает его стремление навести тень на плетень, представить белое черным. «Четыре дня 500 клоунов, собравшихся со всех концов страны, — сообщает г-н Шерман, — обсуждали за закрытыми дверями (разрядка наша.— В.Г.), как улучшить самих себя». Что за фантазия! Г-н Шерман ломится в открытую дверь, пытаясь представить советских клоунов как группу заговорщиков. И без того известно, что члены этой таинственной корпорации ведут затворнический образ жизни, а если и появляются вечерами на манежах более сотни цирков, то надевают маски, парики и необычные костюмы, дабы не быть узнанными.
Г-н Шерман сделал необыкновенное открытие: «Советские клоуны в беде. Оказывается, их социалистический реализм недостаточно социалистический. Они чересчур много внимания уделяют развлекательности и недостаточно содержанию».
Что ж, фокус задуман не плохо. Но, во-первых, подобные трюки лучше приберечь для финала номера: надо подготовить зрителей, убедить их в правдоподобии такой манипуляции. И, во-вторых (это закон цирка!), никогда не следует показывать трюк, шитый белыми нитками, иначе публика разгадает секрет и осмеет исполнителя.
Советские клоуны в беде? Наверное, поэтому тысячи лондонцев стояли о очереди, чтобы попасть на представление с участием Олега Попова: наверно, поэтому советские клоуны награждаются высшими орденами и почетными званиями нашей страны; наверно, поэтому и было созвано в Москве первое в мире столь представительное творческое совещание клоунов?
«Оказывается, их социалистический реализм недостаточно социалистический». В простоте душевной г-н Шерман совершил манипуляцию с абсолютно незнакомым ему предметом и потому попал в смешное положение. У нас каждый школьник знает, что социалистический реализм — метод искусства, объективно вызванный к жизни, а не декретированный Союзом писателей или Союзом композиторов; мы гордимся достижениями в строительстве новой культуры, гордимся и успехами клоунов-публицистов, сатириков манежа.
Когда англичане, прильнув к экранам телевизоров, смотрели представление Московского цирка и рукоплескали Олегу Полозу, задумывались ли Вы, г-н Шерман, над тем, в чем причина столь ошеломляющего, сенсационного успеха?
Советские клоуны тем и сильны, что, используя наиболее ценные традиции старой клоунады, идут дальше — утверждают на манеже образ жизнерадостного, находчивого, смелого человека, а не маниакально депрессивного Коко, еще и по сей день уныло слоняющегося по манежам Запада. Английская печать называла Олега Попова «солнечным». Это качество и есть каша, социалистическая позиция в цирке, качество, выражающее мироощущение строителя нового — самого гуманного и светлого общества.
Г-н Шерман находит такую позицию «недостаточно социалистической». Не знаем, не знаем...
Он далее пишет, что клоуны «чересчур много внимания уделяют развлекательности и недостаточно содержанию». А вот профессор Ю. Дмитриев, выступивший на совещании с основным докладом и опубликовавший в «Советской культуре» статью по этому вопросу, говорил о другом: «Во многих сценках клоуны излишне много морализируют, доказывают, давно доказанные вещи, сценки эти недейственны и потому неинтересны». Излишне, г-н Шерман! Речь идет о более яркой форме, о специфически цирковых выразительных средствах для передачи большого содержания, а не о голом развлекательстве. Неужели не ясно?
Совещание для того и было созвано, чтобы помочь цирковым артистам в их творчестве, в поисках органичной слитности художественных приемов и гражданственного, публицистического содержания.
На совещании подверглись критике некоторые клоуны, которые не обладают достаточным мастерством и, быть может, талантом. Но зачем же г-ну Шерману понадобилось высасывать из пальца несуществующую на самом деле проблему?
«Советским клоунам не до смеха», — мы с особой остротой воспринимаем комизм этого утверждения, видя, какие очереди выстраиваются у цирковых подъездов, слыша, как от души хохочут на представлениях зрители нашей страны, читая в прессе, с каким энтузиазмом принимают советских мастеров арены за рубежом.
Жаль, что г-н Шерман сорвался, пытаясь показать нам свои трюки. Это, безусловно, способный фокусник от журналистики. Мы будем рады вновь встретиться с ним — но не в газете, а в цирке.
Вл. Горохов. Газета «Советская культура» № 6 (1031) от 14 января 1960 г.
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г