Лирические миниатюры Ван Тен-Тау. А. Вадимов
В апреле текущего года в Москве был проведен семинар творческих работников коллективов московской группы «Цирк на сцене». Из восьми иллюзионных номеров, показанных на семинаре, нам хочется особо отметить номер Ван Тен-тау.
Шестнадцатилетним юношей Ван Тен-тау случайно познакомился с акробатами бр. Бартенс (Антонов и Бартенев), которые и были его первыми учителями, О них артист с большой теплотой отзывается до сих пор. В течение ряда лет он работал акробатом, сначала в труппе Мартини, а потом Лю Кум-хай. Позже Ван Тен-тау вместе с братом создал номер «Китайские жонглеры». С 1950 года он выступает в интересно построенном номере «Китайские миниатюры». Правильнее было бы назвать его «Китайские лирические иллюзии».
Мы расскажем лишь о трех миниатюрах: «Оживающая картина», «Попугайчики на китайских рисунках» и «Цветок — осень — зима — весна».
Итак, «Оживающая картина». На стекле в раме, которую держит партнерша, артист несколькими скупыми мазками рисует китайский пейзаж: берег моря, горы, пагоду, одиноко стоящее дерево. Затем вырезает из картона силуэт джонки (китайская лодочка с парусом) и ставит его к стеклу. Отойдя в сторону, артист, взмахивая веером, провожает взглядом джонку, и она начинает тихо скользить по воде, увлекаемая надувшимся парусом, а из-за гор медленно выплывает луна и, поднимаясь вверх, освещает эту картину. Джонка скрывается. В номере с попугайчиками артистом решена очень интересная задача превращения нарисованного в живое. На черной лакированной ширмочке, стоящей на столике, нарисован куст цветущей вишни с сидящими на нем двумя попугайчиками. Это изящная китайская живопись с перламутровой инкрустацией. Артист медленно проводит рукой по ширмочке, показывая, что все это только хорошо сделанный рисунок. Слышится веселое щебетание, и иллюзионист, протянув руку к одному из нарисованных попугайчиков, снимает его с ветки. На ширмочке остается одна птица, а снятый с ветки попугайчик оказывается живым — весело щебеча, он прыгает на руке артиста, Артист берет черный лакированный веер с нарисованной на нем веткой цветущей вишни и, подойдя к ширмочке, прикрывает на мгновение штрихованного попугайчика, и рисунок с ширмочки переходит на веер. Сделав взмах веером по направлению удивленно смотрящей партнерши, артист заставляет нарисованного попугайчика исчезнуть с веера. На руке партнерши тотчас же появляется живая птица.
Третья лирическая миниатюра. Партнерша слегка вздрагивает от холода. Да, холодно. Чтобы ее обогреть, артист сжигает смятый лист бумаги, и партнерша опускается на пол, держа над огнем руки. С грустью смотрит артистка на куст с цветами лотоса. Один из лепестков вздрагивает и, оторвавшись, медленно кружась, падает на пол. Вслед за ним второй, третий. Куст обнажен. Артист взмахивает веером и вызывает снежный буран. Снег падает на пол, устилая его белым покровом. Грустно смотрит на все это женщина, и артист, проследив за ее взглядом, смотрит на голый куст. Несколько пассов—и бутоны медленно развертываются. Опять расцветает лотос. Снова тепло. Партнерша, встав с пола, зачарованно смотрит на волшебный цветок.
Мы не упомянули еще о десяти номерах, входящих в программу, но и эти три — интереснейшая находка артиста.
Работа Ван Тен-тау примечательна и тем, что он сам изобретает их, ни у кого не заимствуя и никого не копируя. Он сам готовит себе реквизит, ставит и оформляет номер, сам проводит режиссерскую работу.
Нельзя не сказать и о партнерше Ван Тен-тау. Хочется отметить ее умение «подыгрывать». Она органически вошла в номер. Ей присущи изящество, выразительность и пластичность. Движения, позировки (в лучшем значении этого слова) рассчитаны, хорошо сделаны и служат отличным аккомпанементом номеру. Это настоящая артистка иллюзионного жанра.
Приятно отметить, что Ван Тен-тау не остановился на достигнутом. Он занят мыслями о большой новой программе, в которую войдут номера исключительно его собственного изобретения. Наметки уже есть, и артист много экспериментирует.
«Я перестал ездить, — говорит Вэн Тен-тау. — Я теперь всюду хожу пешком. А когда хожу, я много думаю»...
Хочется закончить этот очерк о скромном труженике обращением к нашим иллюзионистам всех масштабов и рангов: «Ходите больше пешком, товарищи! Больше думайте над своей работой! Создавайте свои собственные номера! Создавайте новое!»
А. ВАДИМОВ
Журнал «Советский цирк» август 1960 г