На фестивале цирков в Варшаве
Артисты советского цирка должны были выступить 11 декабря 1956 г. Фестиваль цирков начался раньше — 1 декабря, и до нас уже выступили многие талантливые исполнители из различных стран. В этом фестивале участвовали представители циркового искусства Болгарии, Венгрии, ГДР, Китая, Польши, Румынии, Швеции, Франции, ФРГ, и мы с волнением готовились к показу программы. Мы знали, что вести об успехе советского цирка на гастролях в других странах, опередив нас, прибыли в Варшаву до нашего приезда. Хотелось не обмануть этого интереса и достойно представить свою Родину.
В нашу группу входили В. Филатов, О. Попов, группа под руководством Плинера, Лисин и Синьковская, Николаевы, Н. Логачева, И. Хромов, Лоловневы, Хвощевский и Будницкий, Н. Ермаков, Демкины.
Фестиваль цирков проходил в огромном спортивном зале «Гвардия-Холле». Он был не очень удобен. Манеж находился несколько в стороне, и от него до форганга было около 20 метров. Выход на манеж и уход с него при таком расстоянии вызывал затяжные паузы между номерами. Огромное помещение, скупо освещенное, вносило настроение сумрачности. Если добавить, что оркестр, сопровождавший цирковые номера, исполнял для всех одну и ту же музыку, — станет понятным наше огорчение. Мы не ожидали такого. Ведь все цирковые программы у нас строятся не как механическое соединение отдельных, хотя и сильных номеров, а как единое, цельное по замыслу представление со своим ритмом, представление, обогащенное интересным оформлением, музыкой, со своей световой партитурой. Нам хотелось бодрости, стремительности, света, праздничности! Нужно было принимать решение и осуществить его оперативно, чтобы с первой минуты, с момента появления на манеже советских артистов, зритель попадал в новый, необычный для него мир, приподнимающий его, торжественно-радостный.
К нам приехал дирижер И. Додюк. Он подготовил оркестр, собранный в Варшаве. В ночь с 10 на 11 декабря весь коллектив был занят переделкой манежа. Нам удалось приблизить манеж к форгангу на 3 метра. Это было уже хорошо. Наладить освещение нам помогли польские друзья — кинематографисты, появившиеся неожиданно. Они хотели производить съемку. Во время съемки в цирке много света, так как режиссеры и операторы приезжают со студийными прожекторами. Но съемка мешает зрителю. Свет то включается, то выключается и не тогда, когда это нужно по ходу представления, а когда это кажется интересным режиссеру. Мы предложили свой вариант: снимать нас не 11 декабря, а 12, но осветительную аппаратуру дать на премьеру. Для операторов это будет своеобразной репетицией. Товарищи согласились, и у нас в день премьеры был свет.
Для зрителей и для жюри, очень авторитетного, в которое входили известные специалисты из разных стран, все это было неожиданно и ново.
Премьера. Грянула увертюра. Полный яркий свет, на котором выделялось прекрасное оформление (художник — А. Судакевич): ковер, дорожка, форганг и замечательные костюмы — сразу создали атмосферу торжества. С первого номера и до финала представление шло под непрерывный гул аплодисментов.
Надо отдать должное всему коллективу, выступавшему с большим подъемом под управлением «маршала манежа», как его прозвали в Польше, А. Буше.
Только один номер в нашей программе — номер Половневых — пользовался лонжей. Нас это нисколько не смущало, так как не снижало высокого мастерства исполнителей. Но здесь, на фестивале цирков, в несколько необычных условиях, состязания, Ю. Половнев решил выступить без лонжи. С этой просьбой он обратился к руководству коллектива. И хотя мы были уверены в успехе выступления, все же вечером, когда артисты вышли на манеж, весь коллектив волновался, видимо, больше самого Ю. Половнева. Своим исполнением головоломных трюков на першах без лонжи Ю. Половнев и его партнеры подтвердили высокий класс советских артистов.
В особенном ударе были В. Филатов, выступавший без поводков и хлыста, и О. Попов, поражавший зрителей своей ловкостью, находчивостью и уменьем.
Фестиваль цирков в Варшаве содействовал сближению артистов разных стран, послужил делу дружбы и культурного содружества между народами. Встречи в Варшаве до сих пор сохраняются в памяти всех участников фестиваля.
А. АРНОЛЬД
Журнал «Советский цирк» август 1959