Больше внимания работе режиссеров
Иногда я, режиссер, спрашиваю себя: а вообще нужен ли режиссер в цирке? Работа в нашем художественном отделе напоминает неблагодарный сизифов труд. Многие актеры годами не видят режиссеров — людей, все более теряющих авторитет и почти не пользующихся влиянием в нашем цирке.
...Хотя формирование программ давно нужно поставить на творческую основу, отдел формирования у нас разобщен с художественным отделом. Это порождает безответственность и бесконтрольность в работе обоих отделов, приводит к таким безобразным случаям, когда в одном цирке (Львов) в программе заняты семнадцать номеров и аттракционов, а в другом (Калинин) едва шесть!
Пора всех режиссеров прикрепить к циркам, чтобы каждый из нас имел совершенно конкретный участок работы и отвечал за него. Пока мы не ликвидируем существующую обезличку, нас справедливо будут обвинять в том, что режиссеры совершают случайные и бесплодные набеги на цирки. У нас никто не спрашивает отчетов о работе, как это было, например, с режиссером А. Шираем, вернувшимся из двухгодичной зарубежной командировки. Мы разобщены и не знаем, что делают наши коллеги по отделу — другие режиссеры. Принимая ответственные решения, мнения режиссеров зачастую даже не спрашивают (например, при формировании программ для зарубежных гастролей).
Когда вся страна праздновала 150-летие со дня рождения Гоголя, мы предложили осуществить в одном из цирков пантомиму «Ночь под рождество» по специально для этого случая написанному сценарию Н. Эрдмана, но, хотя мы много говорим о пантомимах, никто к нашему предложению серьезно не прислушался.
Я предлагаю создать в каждом цирке творческие секции режиссеров, художников, композиторов, артистов. Нужна художественная режиссерская коллегия!
Мы, режиссеры, обращаемся к этому авторитетному собранию с просьбой: используйте нас. Тогда наши режиссеры будут, как это и подобает, ведущими творческими работниками советского цирка.
Н. ЗИНОВЬЕВ,
Режиссер
Журнал «Советский цирк» июнь 1959