Блеск народных талантов
Свыше полутора лет длится смотр сельской художественной самодеятельности Российской Федерации.
Начатый еще в октябре 1963 года, сейчас он подходит к концу. В марте состоится заключительный показ. Последний концерт будет в Москве, в Кремлевском Дворце съездов. Между предыдущим и этим смотром прошло 10 лет. В чем его особенность? Не только в продолжительности, а главное — в разносторонности поставленных задач. Смотр проходит под знаком усиления всей культурно-просветительной работы на селе и привлечения широких масс общественности к клубам, Домам культуры, красным уголкам, библиотекам и коллективам художественной самодеятельности. Одной из задач смотра является эстетическое воспитание тружеников села. Только перечень всех видов и жанров искусства, представленных на этом смотре, свидетельствует о большом богатстве талантов в советской деревне.
Но начался смотр сельской художественной самодеятельности не с демонстрации талантов, а отчетами общественности. Такие советы призваны проявлять заботу о материально-технической базе сельских культурно-просветительных учреждений. Тысячи колхозов и совхозов выделяли на это средства. По предварительным данным за время смотра построено около трех тысяч клубов и библиотек, капитально отремонтировано более трех тысяч помещений. Куплено много музыкальных инструментов, культинвентаря, реквизита. Готовятся кадры руководителей-общественников для сельской художественной самодеятельности. Почти девять с половиной тысяч любителей искусства прошли специальные курсы и семинары.
За десять лет увеличилось число участников сельской художественной самодеятельности. В РСФСР сейчас более 100 тысяч коллективов, которые составляют 1 миллион 500 тысяч человек. Активное участие приняли в смотре члены союза композиторов, писателей и художников РСФСР, всероссийских театрального и хорового обществ. В состав жюри Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности вошли: композиторы Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Новиков, А. Пахмутова, А. Цфасман, писатель Н. Сотников и поэтесса Н. Белосинская, художники В. Серов, Н. Жуков, режиссеры И. Туманов, Г. Товстоногов, М. Царев, М. Местечкин, артисты Л. Утесов, М. Максакова, Н. Надеждина, А. Прокошина, И. Яунзем, Т. Устинова и многие другие видные деятели искусства. В период смотра значительно активизировалась шефская помощь города селу. Многие профессиональные коллективы и учреждения культуры, а также известные мастера искусств стали шефами сельских коллективов художественной самодеятельности. Калининский областной совет профсоюзов объявил конкурс на лучшую помощь сельскому клубу. В ходе смотра родились новые формы помощи художественной самодеятельности. Например — обучение игре на баяне по телевидению.
Повсюду уже прошли районные, областные, краевые, республиканские смотры народных талантов, В отличие от прошлых смотров, когда заключительные показы ограничивались областными, краевыми концертами и торжественным концертом в Москве, ныне проводились еще и заключительные зональные показы в шести городах: Ленинграде, Ростове-на-Дону, Куйбышеве, Свердловске, Новосибирске и Хабаровске. Всего в зональных смотрах приняли участие около шести тысяч человек. Каждый зональный показ был конкурсом для музыкальных и танцевальных коллективов, солистов, чтецов, самодеятельных поэтов, прозаиков и композиторов, исполнителей оригинальных жанров. После оценки Всероссийского смотра лучшие коллективы и солисты — победители конкурса награждались дипломами и грамотами. Здесь же определялись и кандидаты на заключительный концерт в Москву.
Вот как, например, проходил заключительный показ республиканского смотра сельской художественной самодеятельности в Калмыцкой АССР. Открылся он докладами-рапортами председателей районных оргкомитетов. Затем состоялись конкурсы по хореографии, хоровому пению, вокалу, инструментальной музыке, театральному искусству и художественному чтению, в которых приняло участие 650 человек — победителей районных смотров. Многие участники этого показа были награждены дипломами оргкомитета Всероссийского смотра, грамотами Министерства культуры, обкома ВЛКСМ и ценными подарками: баянами, магнитофонами, электропроигрывателями. Жюри присвоило звание лауреата танцевальному коллективу Яшкульского Дома культуры, танцору клуба совхоза «Приозерный» Юстинского района скотоводу Баде Лиджиеву, вокалисту клуба совхоза «Ленинский» Целинного района ветеринарному врачу Геннадию Шандонову, чтецу Приозерского районного Дома культуры учителю Валерию Пюрвееву. Нескольким коллективам и солистам были выданы дипломы первой и второй степени.
На проходящем смотре большим успехом пользовались агитационно-художественные бригады. Они показывали целые эстрадные программы, часто со сквозным сюжетом. Всеобщее одобрение получили агитбригады Владимирского Дома культуры Астраханской области и Дивеевского сельского Дома культуры Горьковской области. «Сегодня в номере» — так называлось эстрадное обозрение горьковчан. В нем рассказывалась печальная история брошенного в поле новенького трактора. Весело и остроумно была разыграна сценка «Клубные страдания» о культработниках, отставших от запросов молодежи. Форму популярных телевизионных передач «КВН» использовала в своей программе агитбригада Дубовского районного Дома культуры Волгоградской области. Агитбригада колхоза имени Кирова Баксановского района Кабардино-Балкарии показала колоритные сценки, основой которых послужил национальный песен но-танцевальный фольклор. Всем запомнилась остросатирическая сценка «Приезд агронома» из программы агитбригады Ребрихинского районного Дома культуры Алтайского края.
Все эти коллективы стали лауреатами Всероссийского смотра агитационно-художественных бригад. Почетное звание присуждено еще шести коллективам, а семь агитбригад стали дипломантами смотра. На примере агитбригад можно судить насколько высоко поднялось исполнительское мастерство сельской художественной самодеятельности. Некоторые коллективы ничем не уступали профессиональным артистам. А то, что агитбригады строили свою программу на местном материале только подчеркивало ее оригинальность и самобытность. Примечательно, что репертуар их создавался тоже самодеятельными авторами, композиторами, хореографами. Смотр народных талантов показал, как неисчерпаем источник духовных богатств в советской деревне. Об этом говорится в Программе КПСС: «В условиях перехода к коммунизму творческая деятельность во всех областях культуры становится особенно плодотворной и доступной для всех членов общества... Развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства».
Смотр художественного творчества тружеников полей явился яркой демонстрацией расцвета многонационального народного искусства и культуры в селах Российской Федерации.
А. БОГАЧЕВ, Ответственный секретарь секции пропаганды оргкомитета Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности
Журнал Советский цирк. Февраль 1965
оставить комментарий