Борис Шахет - мастер смелых зкспериментов
Нас познакомили двадцать три года назад в Омске. Борис Шахет был тяжело болен — с трудом передвигался на костылях.
Помню, в горкоме партии обсуждалась постановка общегородского новогоднего представления, все вырученные средства от которого должны были пойти в фонд обороны. Сценарий Бориса Шахета увлек всех — и мастеров Омского облдрам-театра, и вахтанговцев, находящихся в эвакуации, и цирковых мастеров, и, уж конечно, меня — тогда начинающего актера и режиссера областного театра кукол. Да и как было не увлечься! Стоя посреди кабинета, Шахет рисовал картины одну увлекательнее другой.
— Это будет настоящее массовое действо, — говорил он. — Перед зрителями пройдут и сцены нашествия Наполеона и эпизоды Великой Отечественной войны. Все — и народные танцы и картины жизни страны — раскроют силу и красоту русского человека.
Меня назначили ассистентом режиссера. Началась увлекательная работа. Все участники представления были влюблены в Бориса Александровича, который поражал нас своей эрудицией, неисчерпаемой фантазией, высокой театральной культурой. Шахет рассказывал мне о своем нелегком творческом пути. После демобилизации в 1923 году из Красной Армии, в которой служил с семнадцати лет, он — режиссер «Синей блузы», режиссер эстрады и цирка, балетмейстер, автор обозрений и сценариев представлений.
СЛЕВА НАПРАВО: ВИТАЛИЙ ЛАЗАРЕНКО (СЫН), ВЛАДИМИР ДУРОВ, БОРИС ШАХЕТ И ЮРИЙ ДУРОВ
Не забыть его постановок в Омском цирке. Не берусь утверждать, но, кажется, Шахет (заслуженный деятель искусств РСФСР М. Местечкин говорит, что это именно так) был родоначальником цирковых парадов-прологов. Отлично помню эти парады, В них часто кроме артистов цирка участвовали такие крупные мастера театра, как Р. Симонов, Ц. Мансурова, А. Горюнов, А. Абрикосов. Ко Дню Красной Армии был поставлен парад, в котором приняли участие красноармейцы Омского гарнизона — пехотинцы, кавалеристы, мотоциклисты. Парад впечатлял необычайно. Вскоре Шахет произвел очень смелый эксперимент — создал в цирке образ Ленина. Его роль исполнял заслуженный артист РСФСР П. Колесников. Когда вождь революции появился на броневике и обратился со своей знаменитой речью к народу, в глазах и артистов и зрителей стояли слезы. По силе эмоционального воздействия это невозможно ни с чем сравнить. Долго не прекращалась овация. В зале раздавались возгласы:
— Смерть фашизму!
— Все для фронта! — скандировали артисты и зрители.
Борис Александрович был известен и как постановщик массовых зрелищ. В 3О-е годы на сцене Большого театра он ставил спектакли смотров самодеятельности, в которых было занято до трехсот исполнителей. Особенно изобретателен он был в цирке. Ему удавалось все, начиная с отдельных номеров и кончая красочными массовыми аттракционами — такими, как «Слоны и танцовщицы», «Мексиканское ревю». Постановка «Мексиканского ревю» оказалась последней: Борис Александрович заболел накануне премьеры. Но всем существом своим он был в цирке. Несмотря на строжайшие запреты врачей, Шахет договорился с электриками цирка, и они включили радиотрансляцию, положив около громкоговорителя телефонную трубку. Лежа в постели, больной режиссер слушал, как идет представление...
Думается мне, что нынешние режиссеры советского цирка должны внимательно изучить творческое наследие этого замечательного мастера арены. И хочется верить, что кто-нибудь из них возьмет на себя труднейшую, но почетную задачу: к 50-летию Великого Октября поставить парад-пролог, в котором будет воссоздан образ Ленина.
А. АРОНОВ, режиссер
Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.
оставить комментарий