Частный случай
В этот день, воскресный день, когда цирк одно за другим дает три представления и артистам не то что отлучиться из цирка — передохнуть, перекусить едва хватает времени, — в этот день к дрессировщику Мансурову пожаловал гость.
— Милости прошу, — сказал Мансуров.
Моложавый, статный, в костюме, затканном блестками, он сидел у себя в гардеробной перед гримировальным столиком. Лампа, горевшая над столиком, отражалась в блестках, и они сверкали, переливались.
— Милости прошу, Сергей Васильевич! — повторил Мансуров.
Поднявшись, он крепко пожал руку писателю Вахромееву. Встреча была не первой, и знакомство успело стать дружественным.
— Боюсь, нынче я пришел не слишком удачно, — вздохнул Вахромеев. — День-то какой у вас... Не до меня!
— Ничего, — успокоил Мансуров. — До антракта можем побеседовать, а по том посмотрите второе отделение, мой выход... Итак, о чем же будем беседовать? Чай, у вас уже полным-полна коробушка?
Вахромеев появился в цирке месяц назад. Объяснил, что хочет написать о цирковом искусстве, об артистах цирка. Дирекция пошла навстречу, снабдила пропуском, и с этого дня писатель стал частым собеседником артистов. Все интересовало его: творческая сторона работы, закулисный быт, репетиционные трудности...
— Полна ли коробушка? Да как вам сказать, Георгий Петрович. Время, разумеется, зря не терял. Занимательных историй услыхал немало. Лишний разубедился, как пестра, как причудлива жизнь циркового артиста. И все же истории эти... Каждая из них не выходит за пределы частного случая. Понимаете? Это всего лишь отдельные кирпичики. А ведь мне предстоит построить монолитное здание...
— Разве оно будет строиться вами не из кирпичиков? — прищурился Мансуров.
— Конечно! Конечно, вы правы, Георгий Петрович! — согласился Вахромеев. — Частным случаем пренебрегать нельзя. Расспрашивай, записывай, но помни — пока что в твои блокноты ложится сырье. Впереди самое трудное — переварить, обобщить!
Дальнейшему разговору помешал ассистент — губастый белобрысый парень. Войдя в гардеробную, он что-то шепотом стал рассказывать дрессировщику.
— Постой, постой! — перебил Мансуров. — Злится, говоришь?
— Ага!
— А как апельсин? На апельсин реагирует?
— Ни в какую. Отбросила... Мансуров поднялся, накинул поверх костюма одноцветный рабочий халат.
— Я сам погляжу, — кивнул он ассистенту. И обернулся к Вахромееву: — Обезьяна у меня. Собираюсь скоро ввести в аттракцион. Чего-то капризничать стала... Уж извините меня, Сергей Васильевич. Отложим беседу нашу до конца представления!
Писателю не оставалось другого, как отправиться в зрительный зал. В коридоре, снаружи огибавшем амфитеатр, конюхи прогуливали лошадей, и каждая была прекрасна: пышный султан на гордой голове, бархатистые бока, расчесанные в шахматку. Вдоль стен реквизит: сочные тона эмали, блеск никеля, головоломность очертаний. А у занавеса, из-за которого артисты выходят в зал,— человек во фраке, инспектор манежа. Он выпускал артистов, и каждый раз, как только приоткрывался занавес, в лицо ударяло полнозвучностью оркестра, слепящим жаром прожекторов.
Иначе было на конюшне, особенно в том дальнем отсеке, куда направился Мансуров в сопровождении ассистента. Цирковые шумы сюда проникали приглушенно. Неяркая лампочка освещала дверь с зарешеченным окошком.
— И чего еще ей надобно? — ворчал ассистент, отворяя дверь. — Уж, кажется, наилучшие созданы условия!
...Обезьяна — самка шимпанзе — занимала теплое и просторное помещение, меблированное кроваткой, столиком, креслицем. Из-под потолка свисали гимнастические кольца.
— В чем дело, Эмма? — спросил Мансуров. — Ты чем недовольна?
Обезьяна сидела в дальнем углу — рослая, с хорошо развитыми передними конечностями, с длинной шерстью на плечах и груди. Обычно гладкая шерсть сейчас топорщилась. И морда была насупленной. Маленькие безбровые глазки зло смотрели из-под низко нависшего лба.
— Так в чем же дело, Эмма?
На этот раз обезьяна отозвалась скрипучим вскриком. Затем начала раскачиваться — все учащеннее, раздраженнее.
— Успокойся, Эмма. Можно ли отказываться от такого вкусного сладкого апельсина?!
Повинуясь скрытому знаку, ассистент поднял плод, откатившийся к стене. Обезьяна заметила и зарычала вновь. Угрожающе обнажились клыки.
— Да ну тебя, — отмахнулся ассистент. — Подумаешь, графиня. — Жуй, когда дают!
У Мансурова он работал недавно, больших способностей не обнаруживал, и потому дрессировщик поручал ему лишь закулисную работу. Зеленый парень. Глаз да глаз за таким.
— Жуй, когда дают! — повторил ассистент.
Он хотел приблизиться к обезьяне, но Мансуров помешал: став рядом с парнем, удержал его за локоть и тут-то различил кисловатый запах пива. «Экий дурак! Я же предупреждал, что обезьяны малейшего алкогольного духа не терпят!» В то же мгновение обезьяна метнулась вперед. Она опрокинула бы парня, но Мансуров, кинувшись наперерез, успел его заслонить.
— Прочь, гадина! — закричал ассистент.
В ответ истошный рев. Волосатые падъяы вцепились в дрессировщика. Тщетно пытался он сорвать их со своих плеч.
— Прочь, гадина! Сейчас я тебя из шланга!
— Нельзя из шланга! Не смей! — хрипло проговорил Мансуров.
Наконец он изловчился. Оторвал одну лапу, другую. Отбросил обезьяну, и она, на миг оглушенная падением, метнулась в сторону. Забилась снова в угол. Спрятала морду. Смолкла. Тише, однако, не сделалось. Напротив, многими встревоженными голосами заполнился коридор. Привлеченные яростным звериным воем, со всех сторон сбегались артисты. За ними врач из медпункта. Минутой позже директор цирка.
— Голубчик! Что случилось?... Доктор! Что же вы медлите, доктор!
Мансуров стоял, тяжело прислонясь к дверному косяку. Кровь заливала шею, плечо. Опытным взглядом окинув ранение (ухо было надорвано, синели глубокие ссадины), врач наложил повязку. Затем обернулся к директору:
— Машину! Немедленно в больницу!
...Только там, в больничном вестибюле, когда санитарки приняли Мансурова и, с двух сторон поддерживаемый ими, скрылся он за белыми дверьми, — осознал директор весь размер случившегося несчастья.
— Господи боже ты мой! — трагически сказал он не то себе самому, не то сочувственно взиравшей на него гардеробщице. — Что же будет теперь? Какую рекламу развернули: аттракцион крупнейший, звери экзотические... Чем же теперь восполнить программу?..
Мансуров лежал на операционном столе. Хирург действовал сноровисто: противостолбнячный укол, несколько обезболивающих. Но, все равно, едва начал он накладывать швы, боль сделалась нестерпимой, обеими руками Мансуров схватился за края стола, пот лился обильными струйками, и одна из сестер осторожно вытерла дрессировщику лицо.
— Недолго осталось, — ободряюще сказал хирург. И верно, разогнулся вскоре. — А теперь домой. Спокойно лежать. Будем надеяться, что заживление пойдет нормально, и тогда дней через семь-восемь...
Спокойно лежать! Мансуров прикрыл глаза и увидел свой номер в гостинице: мягкая постель, удобный диван. И если плотно затворить дверь в тамбур,— снаружи, из коридора, ни малейшего шума.
— Самое главное — полный покой! — повторил хирург.
Но ведь вот что странно: стоило дрессировщику, мысленно обозревая свое жилье, добраться до дверей, ведущих из номера в коридор, как тотчас развернулась перед ним дорога в цирк. Вся развернулась: подъезд гостиницы, три квартала вперед по проспекту, площадь, в глубине которой здание цирка. А потом боковой служебный вход. Ворота конюшни. И сразу за ними — острый запах. Запах зверей, с которыми он привык делить жизнь, работу, успех... «Как-то Эмма? Успокоилась ли?»... Подумал об этом и тотчас услыхал — так отчетливо, будто и впрямь находился за кулисами,— нарастающий шум переполненного зала.
— Который час? — спросил Мансуров.
Хирург ответил, переглянувшись с сестрами.
— Помогите мне встать, — попросил Мансуров.
Свесил ноги. Стал на ноги. Они слушались плохо.
— Помогите мне выйти... Спасибо, товарищ доктор.
Директор руками всплеснул, увидя плотно перебинтованную голову:
— Сейчас, голубчик, сейчас! Сейчас отвезу в гостиницу!
— В цирк! — перебил Мансуров.
— В таком состоянии? Думать не смей!
— Антракт кончается... Скорее в цирк!
Решимость артиста, казалось, должна была обрадовать директора: программа спасена, все пойдет дальше своим нормальным ходом... Однако директор видел перед собой человека, только что сошедшего с операционного стола, и потому вскричал, отгоняя малодушное искушение:
— Не допущу! Я тебе не изверг, не эксплуататор! Уж как-нибудь выкру чусь сам!
— Скорее в цирк! — еще требовательнее в третий раз сказал Мансу ров...
Там, в цирке, действительно, самое время было кончать антракт: все чаще в зале вспыхивали хлопки. Обычно инспектор манежа не допускал малейшей задержки, а на этот раз медлил. И озирался обеспокоенно. И униформисты толпились без дела.
Подошел один из старых артистов:
— Сомневаешься?
— Так ведь обезьяна беспощадно его поцапала... Как тут ставить реквизит?
— Ставь! — уверенно сказал артист. В тот же момент за кулисы вбежал запыхавшийся директор. Он утвердительно кивнул инспектору, и разом все пришло в движение.
... Вахромеев сидел в одном из первых рядов партера. Любезно проводив его в зал, администратор справился:
— Когда же прочтем ваш новый труд?— Не скоро, — покачал головой писатель. — Вжиться в такой материал, как цирковой, — задача сложнейшая!
Об этом думалось ему и сейчас, в затянувшемся антракте. «Пожаловаться не могу: цирк встретил меня гостеприимно, артисты беседуют охотно... Но где же тот обобщенный образ, та сюжетная ситуация, которая, как увеличительное стекло, позволила бы раскрыть романтичность и героичность циркового искусства?» От раздумий отвлек последний звонок. Ярко зажглись прожекторы. Полог, закрывавший манеж, ушел под купол, открылись пальмы, на них говорливые попугаи, а внизу, под пальмами, длинноногие цапли. Волнисто изгибая шеи, всплескивая розоватыми крыльями, цапли пошли хороводом вокруг манежа.
— Георгий Мансуров! — громко объявил инспектор.
Теперь появился дрессировщик. Он был в чешуйчатом костюме, напоминавшем кольчугу. К такому костюму подошел бы сверкающий шлем. Но не шлем — черный бархатный капюшон плотно закрывал голову и плечи артиста.
— Спасибо, хоть такой убор отыскался в костюмерной! — шепнул директор инспектору манежа. — Не первый год тружусь я в цирковой системе. Однако случись со мной такое — ни за что не смог бы выступать!
Дрессировщик подал знак, и на манеж выбежали светло-кофейные антилопы. Тонконогие, тонкорогие, они одолевали препятствия грациозно летучими прыжками. За антилопами — зебры. Они косили пугливым глазом, чутко поводили острыми ушами. «Вальсе!» — приказал Мансуров, и зебры, разбившись на пары, закружили вокруг пальм. А затем, едва успели исчезнуть зебры, из бассейна вылез бегемот. Осторожно переставляя ноги-тумбы, он прошел по узкой доске над манежем, с такой же осторожностью спустился с нее, разинул пасть, похожую на огромный кошель, и тогда лишь захлопнул ее, когда в награду за искусный баланс получил от Мансурова хрустящую морковь.
— Нет, я бы лично не смог! — восторженно и сокрушенно повторил директор.
...Представление окончилось. «Слов нет, прекрасный аттракцион! — подумал Вахромеев. — Одного не пойму: зачем этот мрачный капюшон?» Воротясь за кулисы, Вахромеев поднялся на второй этаж, где находились артистические гардеробные. Сквозь приоткрытую дверь одной из них отчетливо доносился голос Мансурова:
— Хочешь дальше в цирке работать — вывод для себя определенный сделай. Цирк — искусство точное, строгое. А ты...
— Я ж предлагал из шланга... Вы ж сами воспротивились, — послышался в ответ сконфуженный голос ассистента.
— Из шланга?! Да как тебе вздуматься могло!.. Еще простудилась бы Эмма, схватила бы воспаление легких.
А ведь обещает артисткой стать! Вахромеев постучал:
— Не помешаю?
И замер на пороге, увидя перебинтованную голову:
— Что с вами, Георгий Петрович? Я и не подозревал... Что случилось?
Лицо дрессировщика было сейчас не только утомленным. Даже в сравнении с белоснежными бинтами оно поражало своей бледностью — совсем бумажное, без единой кровинки лицо. И все-таки Мансуров заставил себя улыбнуться:
— Случилось что? Да так! — и добавил, кинув на писателя чуть насмешливый взгляд: — Помните, зашел у нас нынче разговор о тех историях, что рассказывают вам артисты... Так вот, если прибегнуть к вашему определению, Сергей Васильевич... Впрочем, нет, ничего особенного со мной не случилось. Всего только случай один... Так сказать, частный случай!
Журнал Советский цирк. Март 1967 г.
оставить комментарий