Читает Дмитрий Журавлев
Читает или рассказывает? Декламирует или живописует словом, рисуя яркие картины быта и нравов?
Произносит пламенные речи или задушевно беседует со слушателями? Размышляет вслух или увлекает нарастающим ритмом, стремительным потоком стихотворных строф? По-разному бывает у Журавлева. Удивительно красочны, разнообразны и выразительны его приемы пользования словом. Все зависит от содержания, характера и Стиля исполняемого произведения. Так, читая «Разговор с фининспектором...», «Юбилейное», «Хорошо!» и другие стихи Маяковского, он отчетливо выделяет присущую ему интонацию оратора, воинствующий голос агитатора, гражданина. Концертная эстрада как бы превращается в трибуну или в президиум собрания, а в «Египетских ночах» Пушкина Журавлев предстает перед нами в образе импровизатора-актера. То и дело меняется выражение лица, быстрая, нервная жестикуляция, жаркая речь мчится, несется... Как будто сам он здесь, сейчас, на эстраде сочинил всю эту причудливую повесть о заезжем артисте-итальянце, потрясшем свободным вдохновением чопорное, скучающее, расчетливое, скованное предрассудками и условностями общество светского Петербурга...
Мы видим Журавлева-мастера скульптурно вылепленного словесного портрета, чтеца и собеседника — в эпической прозе Л. Толстого, вдумчивого, задушевного рассказчика новелл Чехова, певца суровой, озаренной огнями гражданской войны революционной стихии «Думы про Опанаса» Багрицкого. Все преображения Журавлева всегда связаны с глубоким постижением замысла автора, с проникновением в текст, с умением вычитать и поведать не только то, что особенно привлекает внимание, лежит на поверхности, интригует, но и то неповторимое духовно, нравственно важное, что затаилось и не сразу может быть схвачено и понято, то, что в театре называют подводным течением роли, то, во имя чего создаются лучшие творения искусства. Казалось бы, кто не знает «Пиковую даму» или «Медного всадника» Пушкина, «Войну и мир» Толстого, «Степь» или «Даму с собачкой» Чехова, «Певцов» Тургенева? Они давно уже стали достоянием не только литературы, но и кино, телевидения, оперы, балета.
Заслуга Журавлева в том, что он своей трактовкой, своим взволнованным чтением как бы заново открывает нам огромный мир чувств, страстей и мыслей этих издавна знакомых произведений, уничтожает хрестоматийный глянец, рассеивает музейный холодок, делает их живыми, близкими, помогает найти в их авторах друзей, соратников, дорогих и нужных нашим современникам — советским людям. В майские дни 1940 года в Московском Доме актера проходила декада художественного чтения. Ежевечерне, при переполненном зале, выступали со своими лучшими работами Владимир Яхонтов, Сурен Кочарян, Антон Шварц, Дмитрий Журавлев и другие. Казалось, никогда еще с такой полнотой, силой и многогранностью не было представлено искусство «художников звучащего литературного слова», как назвал их в своей «Книге о чтецах» Н. Ю. Верховский. Журавлев читал «Кармен» Мериме. На эстраду вышел невысокий, темноволосый человек, с бледным подвижным лицом, в строгом черном костюме и остановился, весь как бы подобравшись, сжав руки, устремив пристальный взор вдаль, поверх голов слушателей, как будто там, в конце зала, увидел нечто примечательное. Перед зрителями развертывалась суровая, страстная, жестокая повесть Мериме.
Очень легко было прочитать ее, как мелодраму роковой любви. Игра Журавлева была исполнена благородства, мудрости и человечности. В новом свете представились герои драмы и мотивы преступления. Своей трактовкой он раскрыл и социальные и нравственные основы этой истории. В эту пору Журавлев был уже зрелым мастером. Этому предшествовал длительный творческий путь, вначале как актера театра имени Вахтангова, а с 1931 года — чтеца, который все больше внимания, времени и сил отдавал своему новому призванию и вскоре совсем оставил театр, перейдя на работу в эстраду.
К 100-летию со дня рождения А. П. Чехова, в январе 1960 года, журнал «Театр» дал подборку высказываний деятелей искусств под заголовком: «Чехов в нашей жизни». Дмитрий Журавлев отвечал: «В 1938 году я начал работать над одним из самых совершенных произведений Чехова — рассказом «Дама с собачкой». Эта работа продолжается уже более двадцати лет!..» И действительно, работа его над лучшими творениями Пушкина, Чехова, Толстого длится долго, постоянно шлифуется, проверяется восприятием слушателей. Десятилетиями читает он свои работы, и всегда звучат они свежо, увлекательно, интересно. Взыскательный художник слова находит все новые краски, оттенки, интонации. Вместе с другом и постоянным помощником режиссером Н. Я. Эфрон снова и снова выверяют каждую фразу, жест, стараясь донести до слушателя страсть, мысль, идею автора.
Так, в «Даме с собачкой» сперва более всего удавалось чтецу зримо, впечатляюще передать внешний строй рассказа— роскошную природу южного берега Крыма, плещущее море, прибывающие пароходы, оживленную разноликую толпу гуляющих на набережной. Рельефно, отчетливо вырисовываются на этом фоне и белый шпиц, сопровождающий даму, и как бы силуэты двоих: хрупкой, обаятельной блондинки в берете и элегантного, самоуверенного Гурова. Но постепенно бережно, тонко в работе чтеца выявляется главное, когда Гуров воэвращется в Москву, когда банальная, казалось бы, встреча становится событием, перевернувшим всю их жизнь, когда к ним обоим приходит настоящая, истинная любовь, а подобной любви нет места в обществе, расчетливом, лицемерном, скованном нормами лживой буржуазной морали. И главное в этой работе Журавлева — значительность и глубина, с которой ему удалось в немногих отпущенных Чеховым словах обличить пошлость повседневного существования Гурова, обнаружить лакейскую сущность натуры мужа Анны Сергеевны и показать светлое, облагораживающее влияние взаимной любви, показать, как изменились к лучшему дама с собачкой и Гуров, Во всех рассказах Чехова — «Шуточка», «Тоска», «Дом с мезонином» и других — Журавлев дает слушателям ощутить, как любил Чехов людей, как жалел их и как хотел для них осмысленной, прекрасной, деятельной, полноценной жизни. И оттого щемящая грусть его новелл — светла, озарена идеалом и надеждой, что придет время и преобразится жизнь человеческая — не будет больше пошлости, скуки, обмана, стяжательства, мещанства...
В наше время с особой силой воспринимается эта сторона творчества Чехова.
Однажды Журавлеву довелось, гастролируя на Урале, в колхозах Пермской области, прочесть «Шуточку» Чехова. «Утром, на улице, — вспоминает Журавлев, — ко мне подошла пожилая колхозница и очень просто и сердечно сказала: «Спасибо тебе за твою Наденьку. Так вот и вижу ее. И зачем же это он так сделал? Зачем посмеялся над ней?..». Да, жизнь посмеялась над наивными мечтами девушки, и все же не было во всем дальнейшем существовании Наденьки ничего драгоценнее, пленительнее этой «шуточки», этих поэтических мгновений, и Журавлев проникновенно, медленно произносит: «Для нее теперь это самое трогательное и прекрасное воспоминание».
В годы Великой Отечественной войны с особой силой зазвучала в творческой деятельности Журавлева патриотическая тема. Он открыл ее в классически строгих, чеканных строфах пушкинского «Медного всадника», по-особому принимавшегося в грозные месяцы блокады Ленинграда, в лермонтовском стихотворении «Бородино», в отрывках из «Войны и мира» Л. Толстого. В его композициях «Андрей Болконский» и «Петя Ростов» запечатлелось духовное богатство, мужество, беззаветная храбрость и любовь к родной отчизне русского человека. Читал Журавлев и современное. Поэму Николая Тихонова «Киров с нами», стихи о героическом Ленинграде, «Зою» Маргариты Алигер. Вскоре после войны он вынес на эстраду прославленную книгу «Про бойца» Твардовского — Василий Теркин. Здесь было раздолье присущему Журавлеву чувству юмора, жизнерадостности и ощущению сочной красочности народного языка. Наиболее удачной в его исполнении была глава «Переправа», которую он читал от лица Теркина, советского солдата — участника и очевидца событий... И в его изображении во весь могучий рост предстал перед нами богатырь, «русский чудо-человек»:
«Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле».
Ради прекрасной и удивительной, достойной жизни на земле, прославляя и утверждая эту жизнь, читает Журавлев. И какое бы произведение ни исполнял, он всегда показывает действительность не только такую, какая она есть, но и какою может быть, какою должна стать. Он всегда дает представление об идеале, мечте, надеждах человека. Он любуется чудесной природой, любовью, красотой, подвигом — всем, что есть хорошего, значительного, и говорит: жизнь должна всегда быть творческой, деятельной, красивой, увлекательной… А если она несовершенна, то нужно изменить эту жизнь... Содержанием одной из последних программ Журавлева стали рассказы И. Бабеля. В зале непрерывный смех. С блеском и неподражаемым юмором рисует мастер слова колоритные, жанровые сценки быта и нравов дореволюционной одесской бедноты. Очень смешно! Но вскоре становится грустно и бесконечно жаль, ибо подчас одаренные, интересные люди попусту растрачивали жизнь. Уродливая и нищая, жалкая и жестокая доля губила все лучшее, что было заложено в их сердцах.
Слушателям открывается трагикомический замысел рассказа «В подвале». «...Я был лживый мальчик. Это происходило от чтения. Воображение мое всегда было воспламенено», — начинает Журавлев рассказ подростка. Убогая обстановка подвала, жалкие отрепья, пьянство, ругань, беспросветная нужда его обитателей. Журавлев нисколько не идеализирует «экзотичные» подробности этого быта. Мальчик мечтает о подвигах, о славе, о путешествиях, он стыдится окружающих. Пригласив в гости состоятельного гимназиста, нового своего друга, он с жаром читает стихи, стараясь заглушить шум безобразной драки, скандала, происходящего за стеной. Неистово, звенящим голосом, с необычайным пафосом, мольбой, надеждой читает он героические строфы из «Юлия Цезаря» Шекспира: «О, римляне, сограждане, друзья!»... Журавлев с огромным подъемом проводит эту сцену, и ничего нет горше, когда грубая действительность, пьяные родственники вторгаются и вырывают мальчика из его воображаемого чудесного мира...
В рассказе «Начало» особенно привлекает обаятельный образ писателя Максима Горького. Своими советами он нравственно поддержал начинающего, юного тогда писателя Бабеля. Среди потока сочных, красочных картин и сцен Журавлев особо выделяет фразы, которые своим глубоким философским значением как бы озаряют все прочитанное. Так, в азарте вдохновения, когда подростку рисуются фантастические истории — одна причудливее другой, он вдруг, меняя голос, задумчиво, проникновенно подчеркивает: «Существовало другое, много удивительнее, чем то, что я придумал, но двенадцати лег от роду я совсем еще не знал, как мне быть с правдой в этом мире».
И только после великого Октября, в пламени революционных преобразований — правда и чудо, правда и борьба за прекрасную жизнь для всех — слились воедино и стали реальностью... Вот главная основная тема творчества Журавлева.
А. ДУБИНСКАЯ
Журнал Советский цирк. Февраль 1964 г.
оставить комментарий