Чтоб первым быть - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Чтоб первым быть

Коллектив должен внoвь пережить счастье творчества. Но кто и под каким девизом поведет его к новым открытиями высотам искусства? Этот воп­рос необходимо решать Союзгосцирку незамедлительно...».

Геннадий БудницкийНа фото. Геннадий Будницкий

Прошло около трех лет c тех пор, как в одной из рецензий были написаны эти строки o первом коллективе «Цирк на льду». Уже тогда в статье рецензента звучали тревожные нотки по поводу необ­ходимости обновления, омоложения кол­лектива, который, несмотря на достиг­нутые высокие успехи, подошел к той есте­ственной черте, когда многое надо менять, перестраивать. Незамедлительно... Навер­но, это слово понималось разными людь­ми по-разному. Для кого-то оно обозна­чало срок в несколько лет, а для кого-то именно то, в чем и заключaeтся его пря­мой cмысл. B результате одни верят и ждут, другие тянут. До сих пор воз, как го­ворится, и ныне оставался на прежнем месте. A в чем, собственно, дело? Аншла­ги, выполнение и перевыполнение финан­сового плане, зрители в восторге. Чего еще не хватает? Но как раз именно об этом говорилось в статье почти трехлетней давности, a именно: o естествен­ном процессе старения, износа, o своев­ременной творческой профилактике и материально-тeхническом снабжении, o воз­никшей раздробленности спектакля, поте­ре динамики и многом другом. Короче — у меня та же «песня», только в более свежей аранжировке.

Что касается самого коллектива, то мне довелось его увидеть именно в том состоянии, о котором говорил предыдущий автор. Хотя нет. Изменения были. Програм­ма лишилась еще нескольких номеров (дрессированных голубей Г. Холоповой, силового жонглера B. Маргослепенко).  Жаль, конечно, что за последние годы она стала просто дивертисментной, кое-что утрати­ла, но тем не менее лично я смотрела ее неоднократно и c большим удовольствием. Смотрела и думала: a ведь если бы коллектив постоянно находился под конт­ролем сильной режиссуры, чувствовал поддержку и помощь во всех отношениях, какой была 6ы ныне его работа? Да уж, наверно, не хуже, чем в годы расцвета.

Эквилибристы с першами ЛомакиныНа фото. Эквилибристы с першами Ломакины

Почти четверть века проработали эти люди вместе, и увы... почти четверть Века оставались «бесхозными». Или же ими занимались мимолетом, мимоходом, случайные помощники. A y семи нянек, да еще «приходящих»...

О cтарыe, добрые времена A. Арноль­да, T. Сац! Но что толку теперь гру­стить о тех временах? Надо сегодня и завт­ра работать, жить, действовать, тво­рить, расти и по-прежнему радовать и вос­хищать. Собственно, артисты этим и зани­маются. Ведь смысл их жизни — в ра­боте. Взять, к примеру, Виктора Ломакина, который дарит зрителям два первоклассных номера: один с дрессированными обезьянами, второй — групповой, c першами. Первый отличают яркая дрессура, элегантность, артистизм, добрым юмор. Второй полон романтизма, насыщен по­истине цирковыми трюками, присущими жанру. Или Геннадий Будницкий, работающий ныне соло (ранее в дуэте c M. Шаевской), продолжающий и разви­вающий сложный жанр дрессуры хищных животных, в данном случае медведей, поставленных на коньки. Его работа высоко оценивается и зрителями, и специалистами-цирковедами.

Если ранее о номере c хула-хупами в исполнении П. Лисиченко и Г. Гросс говорилось, что он просто «приятно смотрится», то теперь работе достигла степени завершенности как в художественном, так и в композиционном отношении, отрабо­тана до автоматизма (в лучшем смысле этого слова). При этом артисты полны оду­хотвоpенности, живут внутренней жизнью своих героев, передают все нюансы их настроения зрителям. Мы видим перед собой профессионалов, артистов высокого уровня. По-прежнему высоко мастерство заслуженного артиста РСФСР B. Попова и корифея клоунады на ледовой арене В. Яновскиса. Хотя тут же приходится сожалеть о том, что клоунада в Спектак­ле перестала быть его сатирической основой.

Цирк на льду — это синтез циркового искусства и фигурного катания. Но к последнему с некоторых пор стали отно­ситься довольно нeвнимaтельно, отдавая предпочтение первому. Это неверная точка зрения, зрители, ждут и ярких красивых массовых танцев, демонстрирующих мастерство фигуристов, и интересных сольных номеров. Буду не права, если Ска­жу, что в первом коллективе в этом отно­шении ничего не делается. Год тому назад сюда пришел известный фигурист, чемпи­он мира Сергей Шахрай и за короткое время приготовил сольный номер. Надо отдать должное молодому артисту, который не побоялся критических замечаний, a продолжил работу над совершенствованием номера. Шахрай строит свой номер

постепенно (но тем не менее достаточно быстро), и есть уверенность в том, что в скором будущем он доведет (а мо­жет быть, за это время уже довел) свой замысел до конца. Начинал фигурист работу в коллективе скромно — в групповом номере и лишь спустя некоторое время, освоив специфику в то время тесноватого для него 13-метрового манежа, приступил к репетициям номера c дрессированными голубями, a затем к сольному и парному номерам. Не так давно коммунисты коллектива избрали Шахрая своим вожаком.

Он молод, полон сил, энтузиазма, объек­тивен в своих суждениях, пользуется ува­жением и авторитетом как среди молоде­жи, так и среди старших коллег. И еще одно, что немаловажно: опытный фигурист регулярно проводит c коллективом репетиции, на которых передает молодежи секреты владения коньками.

Нет, нельзя сказать, что в коллективе сидят и ждут манны небесной. Творческая работа ведется постоянно. Но многое мог­ло бы осуществиться раньше и лучше. Вот что сказал по этому поводу заслуженный артист РСФСР Владимир Попов, исполняющий обязанности руководителя кол­лектива:

—  Еще в 1983 году на партийном соб­рании y нас шла речь o запущенности в кадровой политике коллектива. Кадры — основная проблема, которая еще долго не будет давать нам покоя. Нынe после работы Всесоюзной аттестационной Комиссии из 65 артистов в коллективе остались 38, да и из них не все соответствуют возрос­шим требованиям, предъявляемы и к арти­стам цирка на льду. Приходится скрести по сусекам, латать дыры. Моментально за­менить одних артистов другими нельзя, на подготовку уходит как минимум три года. Но ведь мы били тревогу значительно раньше. Да, мы выполняли план, давали и даем полные сборы, но вместе c тем y нас накапливались и негативные тенденции, в частности недостаточная работа c кадрами, что отрицательно сказалось и на творчестве, и на других аспектах жизни коллектива. Что поделаешь, нынешний момент придется пере6олеть, хотя лучше было бы подойти к нему постепенно, без потрясений.

—  Да, момент, безусловно, сложный.

A что же все-таки будет в дальнейшем?

—  Приток новых людей даст возмож­ность оживить творческую жизнь, пойти по пути улучшения качества программы, ее художественного и идейного уровня. Кол­лектив должен работать по единому и очень добротному сценарию, осуществлять который должна группа c крупным художником во главе, — развивает мысль Попов.— Судите сами: раньше выход кол­лектива на лед проходил под «Марш эн­тузиастов», это было нашей заявкой на мо­лодой энтузиазм, a сейчас вы видите нечто типа варьете.

— Ну a другие проблемы?. Хотя бы костюмы, которые давно выцвели, поблекли, износились...
— Шить нам приходится в третьераз­рядных ателье. Деньги есть, a материала и всего прочего нет. Бывают даже такие парадоксы: костюмы заказаны, a закройщица... замуж выходит, кроить некому. Так и уезжаешь дальше ни c чем. Су­ществует неравномерность в загрузке ар­тистов: кто-то много работает, кто-то мало.

Сейчас в коллективе «лед тронулся» во многом. Перспективных новичков зачисляют в штат, широко развивается ученичество. Активнее действуют руководители номеров, получив полныe права предлагать, внедрять, менять. Так, напри­мер, происходят изменения е групповом номере «Русский сувенир», куда влились как опытные мастера — бывшиe с спортсмены, так и талантливая молодежь, освоив­шая и лед, и цирк. Верится в то, что коллектив преодолеет трудности, что y него хватит сил и терпения для того, чтобы «Первый лед» вернул свои, в какой-то степени утраченные, позиции.
 

С. Калинина

Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования