Чтоб первым быть
Коллектив должен внoвь пережить счастье творчества. Но кто и под каким девизом поведет его к новым открытиями высотам искусства? Этот вопрос необходимо решать Союзгосцирку незамедлительно...».
На фото. Геннадий Будницкий
Прошло около трех лет c тех пор, как в одной из рецензий были написаны эти строки o первом коллективе «Цирк на льду». Уже тогда в статье рецензента звучали тревожные нотки по поводу необходимости обновления, омоложения коллектива, который, несмотря на достигнутые высокие успехи, подошел к той естественной черте, когда многое надо менять, перестраивать. Незамедлительно... Наверно, это слово понималось разными людьми по-разному. Для кого-то оно обозначало срок в несколько лет, а для кого-то именно то, в чем и заключaeтся его прямой cмысл. B результате одни верят и ждут, другие тянут. До сих пор воз, как говорится, и ныне оставался на прежнем месте. A в чем, собственно, дело? Аншлаги, выполнение и перевыполнение финансового плане, зрители в восторге. Чего еще не хватает? Но как раз именно об этом говорилось в статье почти трехлетней давности, a именно: o естественном процессе старения, износа, o своевременной творческой профилактике и материально-тeхническом снабжении, o возникшей раздробленности спектакля, потере динамики и многом другом. Короче — у меня та же «песня», только в более свежей аранжировке.
Что касается самого коллектива, то мне довелось его увидеть именно в том состоянии, о котором говорил предыдущий автор. Хотя нет. Изменения были. Программа лишилась еще нескольких номеров (дрессированных голубей Г. Холоповой, силового жонглера B. Маргослепенко). Жаль, конечно, что за последние годы она стала просто дивертисментной, кое-что утратила, но тем не менее лично я смотрела ее неоднократно и c большим удовольствием. Смотрела и думала: a ведь если бы коллектив постоянно находился под контролем сильной режиссуры, чувствовал поддержку и помощь во всех отношениях, какой была 6ы ныне его работа? Да уж, наверно, не хуже, чем в годы расцвета.
На фото. Эквилибристы с першами Ломакины
Почти четверть века проработали эти люди вместе, и увы... почти четверть Века оставались «бесхозными». Или же ими занимались мимолетом, мимоходом, случайные помощники. A y семи нянек, да еще «приходящих»...
О cтарыe, добрые времена A. Арнольда, T. Сац! Но что толку теперь грустить о тех временах? Надо сегодня и завтра работать, жить, действовать, творить, расти и по-прежнему радовать и восхищать. Собственно, артисты этим и занимаются. Ведь смысл их жизни — в работе. Взять, к примеру, Виктора Ломакина, который дарит зрителям два первоклассных номера: один с дрессированными обезьянами, второй — групповой, c першами. Первый отличают яркая дрессура, элегантность, артистизм, добрым юмор. Второй полон романтизма, насыщен поистине цирковыми трюками, присущими жанру. Или Геннадий Будницкий, работающий ныне соло (ранее в дуэте c M. Шаевской), продолжающий и развивающий сложный жанр дрессуры хищных животных, в данном случае медведей, поставленных на коньки. Его работа высоко оценивается и зрителями, и специалистами-цирковедами.
Если ранее о номере c хула-хупами в исполнении П. Лисиченко и Г. Гросс говорилось, что он просто «приятно смотрится», то теперь работе достигла степени завершенности как в художественном, так и в композиционном отношении, отработана до автоматизма (в лучшем смысле этого слова). При этом артисты полны одухотвоpенности, живут внутренней жизнью своих героев, передают все нюансы их настроения зрителям. Мы видим перед собой профессионалов, артистов высокого уровня. По-прежнему высоко мастерство заслуженного артиста РСФСР B. Попова и корифея клоунады на ледовой арене В. Яновскиса. Хотя тут же приходится сожалеть о том, что клоунада в Спектакле перестала быть его сатирической основой.
Цирк на льду — это синтез циркового искусства и фигурного катания. Но к последнему с некоторых пор стали относиться довольно нeвнимaтельно, отдавая предпочтение первому. Это неверная точка зрения, зрители, ждут и ярких красивых массовых танцев, демонстрирующих мастерство фигуристов, и интересных сольных номеров. Буду не права, если Скажу, что в первом коллективе в этом отношении ничего не делается. Год тому назад сюда пришел известный фигурист, чемпион мира Сергей Шахрай и за короткое время приготовил сольный номер. Надо отдать должное молодому артисту, который не побоялся критических замечаний, a продолжил работу над совершенствованием номера. Шахрай строит свой номер
постепенно (но тем не менее достаточно быстро), и есть уверенность в том, что в скором будущем он доведет (а может быть, за это время уже довел) свой замысел до конца. Начинал фигурист работу в коллективе скромно — в групповом номере и лишь спустя некоторое время, освоив специфику в то время тесноватого для него 13-метрового манежа, приступил к репетициям номера c дрессированными голубями, a затем к сольному и парному номерам. Не так давно коммунисты коллектива избрали Шахрая своим вожаком.
Он молод, полон сил, энтузиазма, объективен в своих суждениях, пользуется уважением и авторитетом как среди молодежи, так и среди старших коллег. И еще одно, что немаловажно: опытный фигурист регулярно проводит c коллективом репетиции, на которых передает молодежи секреты владения коньками.
Нет, нельзя сказать, что в коллективе сидят и ждут манны небесной. Творческая работа ведется постоянно. Но многое могло бы осуществиться раньше и лучше. Вот что сказал по этому поводу заслуженный артист РСФСР Владимир Попов, исполняющий обязанности руководителя коллектива:
— Еще в 1983 году на партийном собрании y нас шла речь o запущенности в кадровой политике коллектива. Кадры — основная проблема, которая еще долго не будет давать нам покоя. Нынe после работы Всесоюзной аттестационной Комиссии из 65 артистов в коллективе остались 38, да и из них не все соответствуют возросшим требованиям, предъявляемы и к артистам цирка на льду. Приходится скрести по сусекам, латать дыры. Моментально заменить одних артистов другими нельзя, на подготовку уходит как минимум три года. Но ведь мы били тревогу значительно раньше. Да, мы выполняли план, давали и даем полные сборы, но вместе c тем y нас накапливались и негативные тенденции, в частности недостаточная работа c кадрами, что отрицательно сказалось и на творчестве, и на других аспектах жизни коллектива. Что поделаешь, нынешний момент придется пере6олеть, хотя лучше было бы подойти к нему постепенно, без потрясений.
— Да, момент, безусловно, сложный.
A что же все-таки будет в дальнейшем?
— Приток новых людей даст возможность оживить творческую жизнь, пойти по пути улучшения качества программы, ее художественного и идейного уровня. Коллектив должен работать по единому и очень добротному сценарию, осуществлять который должна группа c крупным художником во главе, — развивает мысль Попов.— Судите сами: раньше выход коллектива на лед проходил под «Марш энтузиастов», это было нашей заявкой на молодой энтузиазм, a сейчас вы видите нечто типа варьете.
— Ну a другие проблемы?. Хотя бы костюмы, которые давно выцвели, поблекли, износились...
— Шить нам приходится в третьеразрядных ателье. Деньги есть, a материала и всего прочего нет. Бывают даже такие парадоксы: костюмы заказаны, a закройщица... замуж выходит, кроить некому. Так и уезжаешь дальше ни c чем. Существует неравномерность в загрузке артистов: кто-то много работает, кто-то мало.
Сейчас в коллективе «лед тронулся» во многом. Перспективных новичков зачисляют в штат, широко развивается ученичество. Активнее действуют руководители номеров, получив полныe права предлагать, внедрять, менять. Так, например, происходят изменения е групповом номере «Русский сувенир», куда влились как опытные мастера — бывшиe с спортсмены, так и талантливая молодежь, освоившая и лед, и цирк. Верится в то, что коллектив преодолеет трудности, что y него хватит сил и терпения для того, чтобы «Первый лед» вернул свои, в какой-то степени утраченные, позиции.
С. Калинина
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.
оставить комментарий