Цирк ФРГ в Советском союзе
Многие жители Одессы, Киева и Москвы познакомились с искусством артистов цирка ФРГ, впервые приехавших в Советский Союз.
Гимнастки на трапеции сестры Ив и гимнаст на штейн-траппе Томезани
Большая по количеству номеров и длительности цирковая программа проходила быстро и легко. Она не утомляла зрителя. Стремительная смена впечатлений и мест действия, полное отсутствие пауз, музыкальность, темп и ритм настоящего циркового зрелища — вот принципы ее построения. Как правило, номер начинается стремительно и активно; несмотря на отсутствие коверного, монтировка аппаратуры не отвлекает зрителя: например, на манеже начинается разборка клетки хищников, а в это время на трапеции над ареной работает воздушный гимнаст Томезани. Созданию подлинного непрерывного ритма способствуют и объявления номеров по радио на фоне продолжающейся музыки, и четкие световые переходы, и отсутствие длительных поклонов в конце номера. Традиционное по составу номеров представление включает в себя многие жанры циркового искусства — жонглирование и батуд, велофигуристов и дрессуру, жокеев и музыкальных эксцентриков, воздушных гимнастов и клоунов... Программа разнообразна, обильна... и контрастна! Наряду с блестящими и уникальными номерами, с исполнителями, показывающими выдающееся мастерство, артистизм и техническое совершенство, в программе демонстрируются средние, посредственные и даже просто плохие номера. Трудно похвалить безвкусное и дешевое антре Типси и Броу. Мало интересна, а иногда и просто скучна работа с хищниками Визнера и выступление жокеев Эндерс.
Неприятный осадок оставляет сознательное подчеркивание опасности и трудности в некоторых технически сильных номерах. Так, во время выступления гимнастов на батуде Сорани один из артистов делает подряд 50 сальто. Исполнение сопровождается подсчетом по радио. И хотя артист среди сальто и пируэтов блестяще делает двойной пируэт сальто-мортале, зрителям к 40-му трюку становится его просто жалко. Обидно, что весь номер, собственно, и подчинен только этому — желанию удивить и поразить присутствующих количеством сальто, выносливостью артиста. Это чем-то напоминает пресловутые конкурсы на длительность танцев и прочие «развлечения». Нечто подобное происходит и в номере Мендез и Зайтц (канатоходцы). Он начинается и кончается очень трудным и мастерским подъемом и спуском по наклонному канату.
Подчеркивая опасность трюка и в начале и в конце, оркестр играет «Реквием». Игра на нервах зрителей продолжается — в течение всего номера звучит по радио тревожный голос: «Трюк исполняется без страховки!.. Сенсационный прыжок без страховки!.. При исполнении этого трюка зрителей просят не покидать свои места!» и т. п. Технически сильный номер на канате под куполом цирка в таком решении превращается в демонстрацию трюков, ничем не связанных и не объединенных. Он преследует только одну цель — обострение ощущения опасности, игру на нервах. Зритель уже не замечает мастерства артистов, законченности или незаконченности той или иной комбинации или трюка, он с замиранием сердца следит за судьбой исполнителя. Подобное построение номеров нашу публику, привыкшую к другому решению воздушного номера, сначала настораживает, а затем просто раздражает (Киевский цирк, где гастролировали артисты ФРГ, получил много писем зрителей, требовавших обеспечения безопасности артистов). Хочется сказать: дайте сетку или лонжу и делайте трюк как следует, до конца, без всяких скидок на опасность.
Однако большинство номеров программы не заслуживает подобных упреков или критических замечаний. Она насыщена интересными первоклассными номерами, сочетающими сложнейшие технические трюки с большим артистизмом и законченностью построения.
Марчитас - велофигуристки и Мендез и Зайтц (канатоходцы)
Музыкальные эксцентрики Цаккинис
Великолепно выступление группы шимпанзе дрессировщика Ленца. Артист работает легко, изящно, весело. Номер построен очень четко и законченно и идет в блестящем темпе. Нет и намека на насилие или угрозу — животные с удовольствием выполняют все комбинации, они обаятельны, веселы и жизнерадостны.
Дрессировщик смешанной группы хищников Визнер
Восхищает и поражает жонглер-эквилибрист с чашками Нино Рубио Молодость. Задор. Темп. Мастерство. Артист делает сложнейшие трюки с легкостью и изяществом Не видно и следа того гигантского труда, который потребовался для создания подобного номера. Мь становимся как бы его болельщиками, следим за каждой очередной чашкой, летящей в пирамиду, желаем успеха артисту, рады его победе — завершению блестящего трюка. В заключение номера Нино Рубио виртуозно и легко жонглирует тремя маленькими шариками — без рук, ртом! Очень хороша акробатическая группа Товарич. Законченность комбинаций, четкая фиксация построений, элегантность всех переходов, пластичность. Особенно следует отметить «нижнюю».

Она делает рекордный для женщины трюк — пируэт на одной руке.
Групповые акробаты Товарич
И, наконец, о Лилли Йокои. Артистка эта с ее золотым велосипедом достойна отдельной статьи. Трудно найти превосходную степень оценки, которая была бы для нее преувеличена. Даже не фоне в целом очень сильной программы цирка ФРГ, как, вероятно, и в любой программе, на любом манеже или эстраде, Лилли Йокои будет вызывать восхищение. Мы иногда боимся излишне восторженных оценок. В данном случае можно смело отбросить самоконтроль. Все совершенно в ее выступлении — манера, образ, законченность, сложность, сверхрекордность трюков, музыкальность, композиционное построение, легкость и изящество исполнения, грациозность и женственность.
Номер идет как бы на одном дыхании, сложнейшие комбинации, на каждой из которых можно построить целый номер, следуют одна за другой с поистине царственной щедростью. Артистка танцует какой-то фантастический танец со своим безупречным партнером — золотым велосипедом. И когда в заключение номера, так же легко, как и все остальное, не прикасаясь к седлу, Лилли Йокои делает на руле своего велосипеда двенадцать пируэтов, среди которых два-три двойных, — это уже больше, чем трюк, это уже само по себе является событием в жанре. У зрителей остается ощущение после окончания номера, что артистка может продолжать свое выступление дальше с такой же легкостью. Писать о ней можно много и подробно, но ни одна рецензия не может дать того ощущения радостной легкости и наслаждения подлинным искусством, которое вы испытываете, видя Лилли Йокои — королеву золотого велосипеда.
В заключение хочется поблагодарить устроителей гастролей цирка ФРГ за многообразную, интересную и хорошо построенную программу.
г. Киев, А. КОННИКОВ, заслуженный деятель искусств РСФСР

Балерина велосипеде Лилли Йокои и жонглер с пиалами Нино Рубио
Собаки-футболисты дрессировщика Догси
Шимпанзе дрессировщика Вилли
Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.
оставить комментарий